Самообразовательная работа над темой

PDF Печать E-mail

Самообразовательная работа над темой

 

 

 

Самообразовательная

работа над темой

 

 

Проблема школы:

 

«Формирование творческого потенциала личности учителя, слепого и слабовидящего школьника в контексте развивающего обучения и воспитания».

Индивидуальная тема самообразования:

 

«Коррекционная работа на уроках трудового обучения с учащимися имеющими дефекты зрения»

 

 

 

 

 

 

Цели и задачи

самообразования по теме:

 

 

  1. Повышение педагогической квалификации.

 

  1. Ознакомление с современными достижениями педагогической науки и практики.

 

 

  1. Изучение новых форм и методов учебно-коррекционной работы для использования их в своей работе с учащимися, с целью повышения возможности для них стать полноценными членами общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

План

работы по изучению темы:

 

Современные педагогические инновации.

Личностно ориентированные учебные занятия

 

  1. Методические рекомендации.
  2. Технологии проведения.
  3. Анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для изучения

время

Методические рекомендации

 

Личностно ориентированные учебные занятия

Рекомендации к проведению учебного занятия:

 

• использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся, позволяющих раскрыть содержание их субъектного опыта относи­тельно предложенной темы;

• создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

•стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задании па учебном занятии без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

• поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи), анализировать в ходе учебного занятия разные способы, предлагаемые детьми, отбирать и анализировать наиболее рациональные, отмечать и поддер­живать оригинальные;

• применению заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);

• создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому уче­нику, независимо от его готовности к учебному занятию; проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

• обсуждение с детьми в конце учебного занятия не только того, что "мы узнали" (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

• при опросе на учебном занятии (при выставлении отметок) анализировать не только правильность (неправильность) ответа, но и его самостоятельность, ориги­нальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий;

• при задании на дом необходимо называть не только содержание и объем задания, но и давать подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания.

 

 

 

 

Технология проведения

 

Первая позиция – Сообщение знаний происходит в строгой логической последовательности, опираясь на субъективный опыт каждого ученика. Основной замысел личностно-ориентированного учебного занятия состоит в том , чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта учеников, строить урок в равноправном диалоге.

Вторая позиция – Подбор дидактического материала к личностно-ориентированному уроку требует от учителя не только его объективной сложности, но и знания индивидуальных предпочтений каждого ученика в работе с этим материалом. Ученику нужно предоставить возможность проявить индивидуальную избирательность в работе с учебным материалом.

Третья позиция – она относится к сценарию учебного занятия, оно строится таким образом, чтобы ученик мог сам выбрать наиболее интересующее его задание по содержанию, виду и форме и тем самым активно проявить себя. При подготовке к учебному занятию надо заранее спроектировать все возможные типы общения, подчиненные учебным целям, все формы сотрудничества между учениками с учетом их оптимального личностного взаимодействия. На личностно-ориентированном занятии учитель должен принять на себя роль координатора, организатора самостоятельной работы класса, гибко распределяя детей по их личностным особенностям, в целях , создания максимально благоприятных условий для их проявления.

 

 

Анализ результатов

 

Анализировать личностно ориентированное учебное занятие можно по следующим показателям:

 

1. создание учителем в начале учебного занятия положительного эмоциональ­ного настроя на работу;

2. сообщение ученикам не только темы учебного занятия (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности;

3. гибкая организация учебной деятельности школьников в зависимости от целей учебного занятия (его этапов): сообщение материала, выполнение творческих заданий, взаимопроверка, анализ работы друг с другом с учетом их инди­видуальных особенностей;

4. стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий;

5. использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

6. активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе учебного занятия;

7. анализ ответа ученика не только с позиции правильности, но и с учетом того, как ученик рассуждал, каким способом решал, где и почему ошибся, высказал ли оригинальные соображения;

8. преобладающая форма общения с классом (диалог, полилог);

9. предпочитаемые учителем формы работы с классом: проверка домашних заданий, изложение знаний, самостоятельная работа с учебником, коллективное решение творческих задач, взаимопроверка учениками выполненного задания, анализ разных способов решения и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература по темам и краткое содержание.

 

  1. 1. Личностно ориентированное учебное занятие: планирование и технология проведения.

И.Якиманская, доктор психологических наук, профессор,

О.Якунина, старший научный сотрудник, отдел личностно-ориентированного обучения Института педагогических инноваций РАО. 2003г.

Данная разработка рассматривает необходимые позиции учителя, технологию проведения, планирование и анализ личностно ориентированных уроков. Современные учебные занятия должны быть гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения, разнообразные по техническим средствам. Однако этого мало. От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций.

 

  1. 2. Современные информационно-технические средства в школе. Селевко А.Г. М.: Народное образование 2002г.

Данная книга помогает строить перспективный план развития учебной мастерской (исходя из возможностей школы) и использовать рекомендации по использованию ИТС.

  1. 3. Основы тифлопедагогики: обучение и воспитание детей с нарушением зрения.

– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г.

Пособие знакомит с предметами и задачами тифлопедагогики, с ее методико-биологическими основами, раскрывает особенности развития детей с нарушением зрения, определяет коррекционно-развивающие подходы к воспитанию и обучению.

 

  1. 4. Основы дизайна. Моделирование и макетирование изделий. Методические материалы. В,Ф, Сидоренко. А.А. Грашин – Москва 1999г.

В этой книге я нашел методические материалы по универсальным технологиям моделирования и макетирования изделий, а также сведения об оборудовании, материалах и инструментах применяемых в моделировании.

 

Изучение передового опыта

 

1. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОС

Опыт учителя трудового обучения средней школы-интерната №1 для слепых детей г. Москва. А. И. ДУДОРОВ. 2002г.

Эта статья помогает мне строить программы и планы производительного труда в нашей школе.

 

2. МЕСТО КАБИНЕТА ТРУДА В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ СЛЕПЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Опыт учителей Ленинградской специальной средней школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. 2003г.

На основе данной статьи я прорабатываю такие вопросы в своей работе как воспитание полноценного гражданина, знающего и умеющего выполнять различные виды работ, решаю задачу по определению вида занятий каждому учащемуся после окончания нашей школы.

3. КОРРЕКЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ

Статья воспитателя специальной школы – интернат для слепых №33 г. Новочеркасска. 2003г.

Данная статья помогает в работе с детьми с нарушением зрения достичь высокой степени компенсации дефекта и добиться успехов в усвоении зна­ний и умений, в разностороннем развитии, в подготовке их к жиз­ни и труду.

4. Техническое творчество учащихся

Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Москва , 1995 год.

Редакторы сборника: С.К. Никулин, А.И. Сбежнев

Элементы данных программ дают возможность развивать творческие способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления б удовлетворения потребностей в труде и подготовки к свободному осознанному труду.

  1. 5. Учебные задания по труду. Из опыта работы

Н.Ф. Якубин. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991 г.

Из этого пособия я использовал элементы программированного метода обучения. Вопросы из карточек - заданий помогали мне в планировании уроков по основам техники и технологии, черчения , правилам безопасной работы и стандартам. Этот метод я включаю во все формы работы (обучение, повторение, закрепление пройденного материала, лабораторные работы, анализ допущенных ошибок, оценка знаний и умений учеников) позволяет мне выяснять степень усвояемости материала, выявлять пробелы в знаниях и своевременно устранять их.

6. Руководство по обучению слепых и слабовидящих столярному делу

Б. Тараканов Москва - 1998 год. ИПТК «Логос» ВОС.

Одним из основных направлений в моей работе со слепыми и слабовидящими детьми является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Данное пособие ценно, в первую очередь, тем , что посвящено одной из актуальных проблем тифлопедагогики и представляет собой методические рекомендации по обучению лиц с глубоким нарушением зрения столярному делу. В пособии даются приемы и приспособления, с помощью которых даже тотально слепым становятся доступны ми такие виды деятельности, как работа с молотком, гвоздями, пилой (различные виды распиливания), тесание, строгание, сверление, изготовление из дерева поделок и их украшение.

Предлагаемые приемы даны в системе и в виде алгоритмов, т. е. инструкций, четко разбитых на последовательные этапы. Такой способ подачи мате риала позволяет не только рационально организовать процесс обучения слепых и слабовидящих столярному делу, но и даёт им возможность самостоятельно овладевать соответствующими видами деятельности. Каждая глава пособия заключается тематической подборкой пословиц, загадок и поговорок, что облегчает педагогам процесс обучения и вносит в него элементы занимательности. Кроме того, пособие содержит перечень инструментов, необходимых для выполнения столярных работ, а также словарь основных терминов.

7. Трудовое обучение и воспитание слабовидящих школьников

Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.И. Земцовой. ? Всероссийское общество слепых (ВОС), 1986 год

Из данного пособия я использую материалы по психологическому изучению детей с нарушениями зрения, применению специальных методов и средств обучения, воспитания, подготовки их к жизни и труду в современном обществе. Здесь хорошо раскрыты некоторые специфические особенности познавательной деятельности слабовидящих детей, показано коррекционно - воспитательное значение трудового обучения для психического и физического развития учащихся. Из этого пособия я использую характеристики нарушений зрения, исследования особенностей восприятия и своеобразия познавательной деятельности у слабовидящих детей. Здесь хорошо раскрыты цели и задачи трудового обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, раскрыты такой метод как моделирование при сенсорном воспитании и создание эргономических условий для восприятия в процессе трудового обучения. Большое значение трудового обучения придается для развития речи и понятийного мышления. Для своей работы из данного пособия я использую методы выделения ступеней и содержания трудовой подготовки наших детей.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security