Самообразовательная работа над темой |
Самообразовательная работа над темой
Самообразовательная работа над темой
Проблема школы:
«Формирование творческого потенциала личности учителя, слепого и слабовидящего школьника в контексте развивающего обучения и воспитания».
Индивидуальная тема самообразования:
«Коррекционная работа на уроках трудового обучения с учащимися имеющими дефекты зрения»
Цели и задачи самообразования по теме:
План работы по изучению темы:
Современные педагогические инновации. Личностно ориентированные учебные занятия
Литература по темам и краткое содержание.
И.Якиманская, доктор психологических наук, профессор, О.Якунина, старший научный сотрудник, отдел личностно-ориентированного обучения Института педагогических инноваций РАО. 2003г. Данная разработка рассматривает необходимые позиции учителя, технологию проведения, планирование и анализ личностно ориентированных уроков. Современные учебные занятия должны быть гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения, разнообразные по техническим средствам. Однако этого мало. От учителя требуется не только признание за каждым учеником своеобразия его личности, но и пересмотр ряда профессиональных позиций.
Данная книга помогает строить перспективный план развития учебной мастерской (исходя из возможностей школы) и использовать рекомендации по использованию ИТС.
– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000г. Пособие знакомит с предметами и задачами тифлопедагогики, с ее методико-биологическими основами, раскрывает особенности развития детей с нарушением зрения, определяет коррекционно-развивающие подходы к воспитанию и обучению.
В этой книге я нашел методические материалы по универсальным технологиям моделирования и макетирования изделий, а также сведения об оборудовании, материалах и инструментах применяемых в моделировании.
Изучение передового опыта
1. ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ВОС Опыт учителя трудового обучения средней школы-интерната №1 для слепых детей г. Москва. А. И. ДУДОРОВ. 2002г. Эта статья помогает мне строить программы и планы производительного труда в нашей школе.
2. МЕСТО КАБИНЕТА ТРУДА В СИСТЕМЕ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФОРИЕНТАЦИИ СЛЕПЫХ ШКОЛЬНИКОВ Опыт учителей Ленинградской специальной средней школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. 2003г. На основе данной статьи я прорабатываю такие вопросы в своей работе как воспитание полноценного гражданина, знающего и умеющего выполнять различные виды работ, решаю задачу по определению вида занятий каждому учащемуся после окончания нашей школы.
3. КОРРЕКЦИОННО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОГО ТРУДА В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СО СЛЕПЫМИ И СЛАБОВИДЯЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КЛАССОВ Статья воспитателя специальной школы – интернат для слепых №33 г. Новочеркасска. 2003г. Данная статья помогает в работе с детьми с нарушением зрения достичь высокой степени компенсации дефекта и добиться успехов в усвоении знаний и умений, в разностороннем развитии, в подготовке их к жизни и труду.
4. Техническое творчество учащихся Программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ. Москва , 1995 год. Редакторы сборника: С.К. Никулин, А.И. Сбежнев Элементы данных программ дают возможность развивать творческие способности учащихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления б удовлетворения потребностей в труде и подготовки к свободному осознанному труду.
Н.Ф. Якубин. Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1991 г. Из этого пособия я использовал элементы программированного метода обучения. Вопросы из карточек - заданий помогали мне в планировании уроков по основам техники и технологии, черчения , правилам безопасной работы и стандартам. Этот метод я включаю во все формы работы (обучение, повторение, закрепление пройденного материала, лабораторные работы, анализ допущенных ошибок, оценка знаний и умений учеников) позволяет мне выяснять степень усвояемости материала, выявлять пробелы в знаниях и своевременно устранять их.
6. Руководство по обучению слепых и слабовидящих столярному делу Б. Тараканов Москва - 1998 год. ИПТК «Логос» ВОС. Одним из основных направлений в моей работе со слепыми и слабовидящими детьми является подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Данное пособие ценно, в первую очередь, тем , что посвящено одной из актуальных проблем тифлопедагогики и представляет собой методические рекомендации по обучению лиц с глубоким нарушением зрения столярному делу. В пособии даются приемы и приспособления, с помощью которых даже тотально слепым становятся доступны ми такие виды деятельности, как работа с молотком, гвоздями, пилой (различные виды распиливания), тесание, строгание, сверление, изготовление из дерева поделок и их украшение. Предлагаемые приемы даны в системе и в виде алгоритмов, т. е. инструкций, четко разбитых на последовательные этапы. Такой способ подачи мате риала позволяет не только рационально организовать процесс обучения слепых и слабовидящих столярному делу, но и даёт им возможность самостоятельно овладевать соответствующими видами деятельности. Каждая глава пособия заключается тематической подборкой пословиц, загадок и поговорок, что облегчает педагогам процесс обучения и вносит в него элементы занимательности. Кроме того, пособие содержит перечень инструментов, необходимых для выполнения столярных работ, а также словарь основных терминов.
7. Трудовое обучение и воспитание слабовидящих школьников Под общей редакцией доктора педагогических наук, профессора М.И. Земцовой. ? Всероссийское общество слепых (ВОС), 1986 год Из данного пособия я использую материалы по психологическому изучению детей с нарушениями зрения, применению специальных методов и средств обучения, воспитания, подготовки их к жизни и труду в современном обществе. Здесь хорошо раскрыты некоторые специфические особенности познавательной деятельности слабовидящих детей, показано коррекционно - воспитательное значение трудового обучения для психического и физического развития учащихся. Из этого пособия я использую характеристики нарушений зрения, исследования особенностей восприятия и своеобразия познавательной деятельности у слабовидящих детей. Здесь хорошо раскрыты цели и задачи трудового обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, раскрыты такой метод как моделирование при сенсорном воспитании и создание эргономических условий для восприятия в процессе трудового обучения. Большое значение трудового обучения придается для развития речи и понятийного мышления. Для своей работы из данного пособия я использую методы выделения ступеней и содержания трудовой подготовки наших детей.
|