Оценивание знаний обучающихся |
Оценивание знаний обучающихся
Оценивание знаний обучающихся: теория и практика. Учитель технологии – Федосеев А.В. февраль 2015
Оценивание деятельности обучающихся является важным элементом педагогического процесса, а оценка – мощным педагогическим средством, выполняющим ту или иную задачу педагога. Любая оценочная деятельность исходит из потребности ребенка или педагога получить информацию о том, насколько эффективно проходит их взаимодействие в ходе образовательного процесса. Оценка знания учащихся школ слабовидящих осуществляется так же, как и в массовой школе. Вместе с тем в школах слепых и слабовидящих учитываются индивидуальные зрительные, тактильные (для обучающихся рельефно-точечным шрифтом) и психофизические особенности детей (низкая острота зрения и сопутствующие нарушения, трудности восприятия предметов и явлений действительности, замедленность темпа выполнения задания, нарушения речи, заикание и т. д.) В нашей школе активно работают, на мой взгляд, только три оценки, которые мы выставляем учащимся – «пятёрка», «четвёрки», «тройка». «Двойка» - это, скорее, уже не оценка, а наказание ученика. Достаточно ли трёх оценок, чтобы оценить знания учащихся объективно? Оценка выступает как система разнообразных форм, методов, средств и видов качественного или количественного оценивания результатов образовательного процесса: будь то учебные достижения обучающихся, качество знаний и умений по программе или результаты их личностного развития, продвижения в творческой деятельности. Можно сказать, что оценивание предполагает не только констатацию конечного результата обучения, но полностью и постоянно сопровождает образовательный процесс. Следует четко разделить понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это мнение о ценности, уровне или значение кого или чего-нибудь, а отметка – это всего лишь формальное выражение оценки. Оценивание – это очень объемное понятие: оно включает в себя как сам процесс, так и результат работы. При этом оценивание может осуществляться по-разному: в виде количественного показателя (баллы, отметка), в виде качественного показателя (словесные высказывания о процессе и результатах работы, эмоциональная реакция). Но на практике часто сталкиваются с подменой оценивания отметкой, то есть педагогом выставляются отметки без пояснения, выражения своего мнения, детальной мотивировки, всего того, что предполагает оценивание. В работе педагога часто возникает вопрос: должна ли оценка быть индикатором качества - категорическим определителем успеваемости обучающегося или же, наоборот, должна осуществлять как показатель преимуществ, недостатков той или иной системы (методики) обучения. На современном этапе в обучении подход к оцениванию предполагает, что оценка должна не только выявлять, насколько хорошо обучающиеся усвоили содержание образовательной программы, но и определять способность детей использовать приобретенные знания, умения, навыки для решения практически-познавательных, ценностно-ориентированных, коммуникативных задач и творческих проблем. Таким образом, можно обобщить, что оценивание это: - не только определение позитивных и негативных моментов в той или иной деятельности, но и выявление эффективности и успешности этой деятельности путем анализа и интерпретации данных; - не только контроль качества образования, но и система, позволяющая отслеживать динамику и уделять больше внимания тому, чего смог достигнуть обучающийся, и меньше – его неудачам.
Для того чтобы успешно решать эти задачи, рассмотрим подробнее функции и назначение оценивания знаний учащихся. • Контролирующая - определяет уровень достижений каждого ученика, готовность к усвоению нового материала, что позволяет учителю соответственно планировать и излагать учебный материал; • Учебная - способствует повторению, уточнению и углублению знаний, их систематизации, совершенствованию умений и навыков; • Диагностико-корректирующая - выясняет причины трудностей, возникающих у ученика в процессе обучения; обнаруживает пробелы в усвоенном, вносит коррективы, направленные на их устранение; • Стимулирующее-мотивационная - формирует положительные мотивы обучения; • Воспитательная - способствует формированию умений ответственно и сосредоточенно работать, применять приемы контроля и самоконтроля, рефлексии учебной деятельности. При оценке знаний учащихся должны учитываться: Характеристики ответа ученика: правильность, логичность, обоснованность, целостность; Качество знаний: полнота, глубина, гибкость, системность, прочность; Сформированность общеучебных и предметных умений и навыков; Уровень владения умственными операциями: умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, классифицировать, обобщать, делать выводы и т.п.; Опыт творческой деятельности (умение выявлять проблемы и разрешать их, формулировать гипотезы); Самостоятельность оценочных суждений Полнота знаний - количество знаний, определенных учебной программой. Глубина знаний - осознанность существующих связей между группами знаний. Гибкость знаний - умения учащихся применять полученные знания в стандартных и нестандартных ситуациях; находить вариативные способы использования знаний, умение комбинировать новый способ деятельности с уже известными. Системность знаний - осознание структуры знаний, их иерархии и последовательности, т.е. осознание одних знаний как базовых для других. Прочность знаний - продолжительность сохранения их в памяти, воспроизведение их в необходимых ситуациях. Знание является составной умений учащихся действовать. Умения проявляются в различных видах деятельности и подразделяются на умственные и практические. Навыки - действия доведены до автоматизма в результате выполнения упражнений. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность воспроизведения. Ценностные отношения выражают личный опыт учащихся, их действия, переживания, чувства, которые проявляются в отношениях к окружающему (людей, явлений, природы, познания и т.д.). В контексте компетентностей образования это проявляется в ответственности учащихся, стремлении закреплять позитивные достижения в учебной деятельности, росте требований к своим знаниям. Названные выше ориентиры положены в основу 5 уровней знаний учащихся: низкого, удовлетворительного, среднего, достаточного и высокого. Они определяются по следующим характеристикам: Первый уровень - низкий. Ученик различает объекты изучения, воспроизводит незначительную часть учебного материала. Второй уровень - удовлетворительный. Ученик имеет нечеткие представления об объекте изучения, воспроизводит часть учебного материала, с помощью учителя выполняет элементарные задачи. Третий уровень - средний. Ученик воспроизводит основной учебный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями учебной деятельности. Четвертый уровень - достаточный. Ученик знает существенные признаки понятий, явлений, связи между ними, умеет объяснить основные закономерности, а также самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, обладает мыслительными операциями (анализом, абстрагированием, обобщением и т.д.), умеет делать выводы, исправлять допущенные ошибки. Ответ ученика правильный, логичный, обоснованный, хотя ему не хватает собственных суждений. Пятый уровень - высокий. Знания ученика являются глубокими, прочными, системными; ученик умеет применять их для выполнения творческих заданий, его учебная деятельность отмечена умением самостоятельно оценивать различные ситуации, явления, факты, выявлять и отстаивать личную позицию. Каждый следующий уровень требований вбирает в себя требования к предыдущему, а также добавляет новые характеристики. Критерии оценки знаний реализуются в нормах оценок, которые устанавливают четкое соотношение между требованиями к знаниям, умениям и навыкам, которые оцениваются, и показателем оценки в баллах. Существует такая проблема как низкая накопляемость отметок. Определите максимальное количество работ, которые могут способствовать накопляемости отметок. Характеристика словесной оценки (оценочное суждение) Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед обучающимся динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также способы устранения недочетов и ошибок При обучении учащихся большое значение имеет не только непосредственно преподавание, но и обратная связь, иначе говоря, контроль знаний, полученных на уроке, или при выполнении домашних заданий. Если этот контроль проводится правильно, он своевременно выявляет, то есть диагностирует, слабые места у каждого учащегося по той или иной теме и даёт возможность ликвидировать эти пробелы, т.е. значительно повышает эффективность обучения. Диагностика процесса обучения обеспечивается практически всей системой методов. Но существуют методы, главная цель которых именно в диагностике. Извлечение обратной информации даёт учителю сведения о состоянии знаний, умений, навыков учащихся, их развития, позволяет корректировать их учение и эффективно закреплять изученный материал. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы Контроль знаний, умений и навыков должен быть полным и всесторонним. В учебном процессе с помощью контроля устанавливают, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям. Одной из самых действенных форм обучения всегда остаётся урок с его возможностями формирования знаний, умений и навыков, а также подведением достигнутых результатов. Для того, чтобы правильно оценивать знания обучающихся, необходимо отлично знать психологию личности учащихся, их характер, темперамент, память, внимание и способности. Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные дети, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». Эти индивидуальные особенности учащихся имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, а, следовательно, и к подведению итогов контроля за выполняемую работу. Оценка знаний, умений и навыков должна быть объективной и справедливой. Нельзя снижать её за шалость на занятиях, за поломку инструмента и т.д., но нарушение правил техники безопасности в процессе обучения, а также в технологии изготовления изделия должно быть отражено в отметке, так как эти нарушения ведут к снижению качества работы. При оценке знаний целесообразно учитывать два уровня. На первом уровне учащиеся должны иметь представление о том или ином понятии, то есть теории. Проверка знаний учащихся осуществляется путём устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов. На втором уровне – учащиеся должны уметь раскрыть то или иное понятие, объяснить достоинства и недостатки материала, конструкции и т.д., поэтому проверка умений проводится в виде практических работ. Большую роль в оценке знаний, умений и навыков играет систематичность контроля. Всегда необходим входной контроль, первичный срез – чтобы иметь представление о том, что умеют и знают обучающиеся; понимать, как строить деятельность учащихся на уроках. Текущий контроль даёт возможность учителю вносить предложения по улучшению содержания учебных программ, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности. Поэтому я всегда использую на уроках поэтапный контроль знаний и умений, активность работы учащихся на уроках, а затем выставляю итоговую отметку. Оценивая знания, надо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний по общеобразовательным предметам. Оценка знаний и умений имеет ещё функцию поощрения и порицания, играет большое воспитательное значение. При этом следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, прививать им правильную самооценку, уметь отстаивать своё мнение, - нельзя допускать поспешности в оценке знаний и умений, так как одни дети могут быть робкими и застенчивыми, другие – иметь замедленность в мышлении или физическом развитии, а третьи, наоборот, - излишне самоуверенны. Проверку знаний можно осуществлять путём устного опроса и письменных тестов. Устные опросы могут быть краткими и более продолжительными. Краткий опрос проводится при проверке только что пройденного материала, а так же во время практической работы. Результат входного контроля и рубежного даёт возможность проследить мониторинг знаний учащихся, могут обсуждаться на последующих занятиях. Практические задания выполняют все учащиеся по устной или письменной инструкциям. При проверке обращается внимание на качество выполнения работы и затраченное время. Качество изделий целесообразно оценивать совместно с учащимися. Итак, можем подвести итог по оцениванию обучающихся: основные требования к контролю знаний, умений и навыков учащихся.
Итоговая отметка школьника за четверть или за учебный год не должна представлять среднюю арифметическую всех ранее полученных оценок, она должна отражать фактический уровень знаний и умений учащихся, насколько каждый ученик овладел теми знаниями и умениями, которые выражены в программных требованиях. При этом учитываются устные ответы учащихся, их практическая деятельность.
|