Совершенствование форм и методов преподавания технологии |
Совершенствование форм и методов преподавания технологии
ГБОУ Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов октябрь 2014г. «Совершенствование форм и методов преподавания технологии ». Федосеев А.В. – учитель трудового обучения
В обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода требуют дети с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции наших детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. Трудовая деятельность - это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться. Задача учителя современной школы - дать обучающимся не только умения и навыки выполнения различных работ, но и воспитывать желание самостоятельно получать необходимую информацию через интернет, журналы, телепередачи, творчески подходить к поиску ответов. Для этого я использую в своей практике различные формы и методы профессионально-трудового обучения: - беседы; -уроки; -кружки; - экскурсии; - школьные выставки; - городские выставки; - встречи с выпускниками, инвалидами на предприятиях ВОС. Для того, чтобы заинтересовать учащихся использую разнообразные методы и приёмы: -провожу беседы о том, что «труд сделал из обезьяны человека»; -знакомлю с инструментами и приспособлениями с помощью загадок и пословиц о труде (прослеживается межпредметная связь с литературой); - с помощью компьютера рассматриваем различные передачи по технологии обработки материалов, обзоры производства, видов ручного труда, о развитии мелкой моторики пальцев рук, что любое рукоделие развивает мозг и придает навыки работы с различными инструментами. Просматриваем работу мастеров народных промыслов, где дети знакомятся с шедеврами народного творчества. Воспитанники с недостатком зрения с большим удовольствием работают на уроках труда, чем остальные дети. Часто это бывает по простой причине, их не берут на другие работы. А здесь они выполняют все виды работ, никто не укоряет за их беспомощность, неумелость - это формирует мощный стимул к овладению знаний и навыков. Увеличение нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках воспитанник работал активно и увлеченно. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Необходимо организовать на уроке дух доброго соперничества, сопереживания. Даже подсказки детей формируют мощный стимул к овладению знаниями. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Во время практической работы поощряю помощь «сделал сам – помоги другу», большое внимание уделяю коррекционной работе « сделай меньше – да лучше». Выполнение заданий на уроках технологии заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках воспитанник работал активно и увлеченно. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. В классах есть ученики с полной потерей зрения и слабовидящие. Поэтому методы и формы преподавания нужно дифференцировать. Поэтому целесообразно давать индивидуальные задания. В этом случае очень удобно использовать метод проектов, который позволяет обучающимся в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке - от идеи до её реализации в модели, изделии. Главная особенность этого подхода - активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов позволяет избежать шаблонности в преподавании, побуждает обучающихся к фантазии, развивает эмоционально-окрашенную речь, способствует повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету. При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа: - даёт возможность учащимся объединиться по интересам; - обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; - воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива; - предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения; - является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности; - позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества. Таким образом, метод проектов способствует не только саморазвитию, но и социализации каждого участника этого увлекательного процесса.
В неурочное время работают кружки: « Техническое творчество» , «Умелые руки», «Радиотехнический кружок». Кружковая работа показана на общешкольной выставке, куда приходят гости. Ребята очень гордятся, что на выставочных работах их фамилия, и это все видят родители, друзья, выпускники, гости. Лучшие работы отправляем на городскую выставку . За свои старания, терпение и труд обучающиеся получают благодарности, почётные грамоты. Также наши воспитанники принимают участие в городских и областных конкурсах. Главная цель трудовой адаптации – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни и труду. Наша работа способствуют этому, находясь в постоянном поиске новых современных форм и методов профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья |