Совершенствование форм и методов преподавания технологии

PDF Печать E-mail

Совершенствование  форм и методов преподавания технологии

ГБОУ Валуйская специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат III – IV видов

октябрь 2014г.

«Совершенствование  форм и методов

преподавания технологии ».

Федосеев А.В. – учитель трудового обучения

 

 

В обществе всё более актуальными  становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого  подхода требуют  дети  с ограниченными  возможностями  здоровья.

В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции наших  детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации.  Трудовая деятельность  - это объективная  потребность  общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.

Задача учителя современной школы - дать обучающимся не только  умения и навыки  выполнения  различных работ, но и воспитывать  желание самостоятельно получать  необходимую информацию через  интернет, журналы,  телепередачи, творчески подходить к поиску ответов. Для этого я использую в своей практике различные  формы и методы  профессионально-трудового обучения:

- беседы;

-уроки;

-кружки;

- экскурсии;

- школьные выставки;

- городские выставки;

- встречи с выпускниками, инвалидами  на предприятиях ВОС.

Для того, чтобы заинтересовать учащихся использую разнообразные методы и приёмы:

-провожу беседы о том, что  «труд сделал  из  обезьяны человека»;

-знакомлю с инструментами и приспособлениями  с помощью загадок и пословиц о труде  (прослеживается  межпредметная связь  с литературой);

- с помощью компьютера рассматриваем различные передачи по технологии обработки материалов, обзоры производства, видов  ручного труда, о развитии мелкой моторики  пальцев  рук, что любое рукоделие развивает  мозг и придает навыки работы с различными инструментами. Просматриваем  работу мастеров  народных промыслов, где дети знакомятся с шедеврами народного творчества.

Воспитанники  с недостатком зрения  с большим удовольствием  работают  на уроках труда, чем остальные  дети. Часто это бывает по простой причине, их не берут на другие работы. А здесь они выполняют все виды работ, никто не укоряет за  их беспомощность, неумелость  - это формирует мощный стимул к овладению знаний и навыков.

Увеличение нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках воспитанник  работал активно и увлеченно. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм. Необходимо организовать  на уроке  дух доброго  соперничества, сопереживания. Даже подсказки детей формируют мощный стимул к овладению знаниями.  Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Во время практической работы  поощряю  помощь  «сделал сам – помоги другу», большое внимание уделяю  коррекционной работе « сделай меньше – да лучше».

Выполнение заданий на уроках технологии заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Приходится искать эффективные методы обучения и такие методические приемы, которые активизировали бы мысль обучающихся, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках воспитанник  работал активно и увлеченно. Немаловажную роль здесь можно отвести дидактическим играм.

В классах есть  ученики с полной потерей зрения и слабовидящие. Поэтому методы и формы преподавания нужно дифференцировать. Поэтому  целесообразно давать   индивидуальные задания. В этом случае очень удобно использовать  метод проектов, который   позволяет обучающимся  в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке   -  от   идеи   до   её   реализации  в   модели,   изделии.   Главная   особенность   этого   подхода   - активизировать обучение,  придав ему исследовательский, творческий характер, и, таким образом,  передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Метод проектов позволяет  избежать шаблонности в преподавании, побуждает  обучающихся  к фантазии, развивает  эмоционально-окрашенную речь, способствует  повышению учебной мотивации  и познавательного  интереса к предмету.

При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

Таким образом, метод проектов способствует не только саморазвитию, но и социализации каждого участника этого увлекательного процесса.

 

В неурочное время работают кружки: « Техническое творчество» ,  «Умелые руки», «Радиотехнический кружок». Кружковая работа показана  на общешкольной выставке,  куда приходят гости. Ребята очень гордятся, что на выставочных работах их фамилия, и это все видят родители, друзья, выпускники, гости. Лучшие работы отправляем на городскую выставку . За свои старания, терпение и труд обучающиеся получают благодарности, почётные грамоты. Также наши воспитанники принимают  участие в городских и областных конкурсах.

Главная цель трудовой адаптации – подготовка обучающихся  к самостоятельной  жизни и труду.  Наша работа способствуют этому, находясь в постоянном поиске новых современных форм и методов  профессионально-трудового обучения  детей с ограниченными  возможностями  здоровья

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security