Доклад Факторы, порождающие нежелание учиться

PDF Печать E-mail

Факторы, порождающие нежелание учиться:

Доклад

Факторы, порождающие нежелание учиться:

их причины и способы преодоления

 

Совещание при директоре.

 

Учитель:  Федосеев Александр Васильевич

 

2015 г.

 

Одной из наиболее важных задач современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Вместе с тем  растёт количество учащихся, у которых пропадает интерес к учению. Нежелание учиться – серьезная проблема, которая может испортить жизнь ученику. В нашей школе также есть дети с этой проблемой, которые нуждается в понимании, любви и уважительном отношении. Поэтому в своей работе нужно ставить вопрос: Как помочь ребенку самому захотеть учиться? Это важный вопрос, решить который можно, приложив некоторые усилия.

 

Рассмотрим факторы и их причины, порождающие нежелание учится

 

  • трудности адаптации в коллективе;
  • физиологическая или эмоциональная неготовность ученика к обучению, возникающие у детей не достигших определенного уровня зрелости, то есть умственный возраст, развитие или состояние здоровья не позволяют ученику усваивать программу обучения;
  • специфических нарушений развития навыков письма, чтения, счета и т.д.;
  • наличия врожденных или приобретенных проблем со слухом или зрением;
  • функциональных проблем головного мозга и ЦНС;
  • давления со стороны родителей и учителей;
  • отсутствия у ученика представления о конечном результате его учебы;
  • неправильно подобранной программы обучения;
  • огромная нагрузка вследствие большого количества информации, предметов;
  • страх быть неуспешным, заниженная самооценка;
  • нежелание трудиться;
  • физическая, умственная и эмоциональная усталость.

 

Чтобы решать проблему нежелания учиться рассмотрим немного подробней  факторы и их причины.

Сначала надо понять: ученик не может или не хочет учиться? Обычно эти два фактора тесно связаны между собой. Если ученик по каким-либо причинам не может справляться с учебной нагрузкой, то рано или поздно у него пропадает желание учиться. Если он попал в такую ситуацию когда его постоянно критикуют, оказывают постоянное давление, захочет ли он продолжать учиться? Но ученик не может изменить деятельность, он обязан учиться в школе, других вариантов у него нет. И когда становиться совсем невыносимо – он становится равнодушным к двойкам, сбегает с уроков, делает все возможное, чтобы не выполнять домашние задания и т.д.

Чтобы помочь ученику  выйти из замкнутого круга проблем необходимо обнаружить, что стало причиной возникновения школьных трудностей.

 

1. Наличие врожденных или приобретенных проблем со зрением и других патологий.

Для слепых и слабовидящих детей характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. Учебная деятельность слабовидящих детей имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже.

 

2. Слабый уровень развития способностей.

У каждого ученика свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто - то легко учиться на одни пятерки, а кому - то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку.

 

 

3. Пробелы в знаниях по учебным предметам.

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ученику все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

 

4. Завышенные требования к успеваемости.

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям? Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учиться хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может приводить к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствия. Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, и т.д.

 

5. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям.

Здесь важно отметить, что есть ученики, которые не умеют и ученики, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.) Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения.

 

6. Конфликты в школе (с детьми или учителями).

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваемся среди подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек. У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе. Конфликты случаются в любом коллективе, и если ученик умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.)

 

7. Отсутствие интереса к обучению.

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению. Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи. Часто бывает комплекс из нескольких причин, тесно взаимосвязанных между собой, и тогда разбираться с ними нужно постепенно, плавно распутывая клубок возникших трудностей, прорабатывая каждую в отдельности, постепенно формируя у ребенка новое ощущение себя и создавая новые формы поведения. И чем дольше существует проблема, тем сложнее и длительнее будет ее решение. Необходимо еще раз обратить внимание на то, что в каждом конкретном случае работа будет строиться по-разному, в зависимости от причин, породивших проблему, длительности ее существования, особенностей ребенка и т.д.

 

Выяснив причину нежелания учиться, можно  составить коррекционные мероприятия, которые помогут ученику преодолеть эти факторы. Для этого, прежде всего, необходимо мотивировать ребенка. Это не обязательно должны быть материальные поощрения. Просто очень важно замечать достижения, хвалить за усилия, выражать неподдельную гордость за его успехи.

В работе по преодолению причин нежелания учиться необходимо учитывать, что  обучение и воспитание наших детей имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Для слабовидящих детей характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. Учебная деятельность слабовидящих детей имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так же приходится говорить о том, что учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слабовидящих детей значительно ниже.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.

Прежде чем призвать ученика к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его этой деятельностью, обнаружить что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ученик будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность.

Более сложными оказываются случаи, когда у ученика ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению.

Это бывает когда ученик не приучен ограничивать свои желания преодолевать трудности. Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника. У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Бывает когда у детей более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения задании ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа.

1) воспитания положительного отношения к учению

2) формирование учебных интересов

Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка и создание интересного для него контекста обучения.

В ходе реализации данной работы можно выделить несколько направлений:

 

  • Организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей. Материал урока должен быть интересен детям. Согласование расписания с особенностями возраста.  Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей). Согласование  усилий учителя и всем окружением ребенка.
  • Разнообразие - внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий. Варьирование несущественных и существенных признаков в заданиях, подача заданий в нетипичной форме. Обновление наглядных пособий. Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.
  • Опережение - «Перспективная подготовка» - начало попутного прохождения трудной темы. Задания за пределами школьной программы (участие в конкурсах, выставках, тематических неделях).
  • Наглядность - Достижение наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудио-материалов). Использование реальных вещей и предметов, иллюстрирующих учебный материал, сюжетную наглядность.
  • Поэтапность - материал изучается детьми поэтапно. Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями. Шаги подачи материала:

- «закладывание ресурса» - опережающее обучение

- «эмоциональная подводка» - изложение материала в яркой, увлекательной форме

- воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами

- воспроизведение детьми изученного материала без опор.

  • Самостоятельность - В ходе урока передавая часть своих функций детям (по планированию работы, нахождению путей реализации задания уроков и т.д.) и через них проходит обучение и воспитание.
  • Коллективизм - правила, принятые коллективом, облегчают организацию работы на уроке.  Работа в парах и командах: дети в классе разделены на 2 команды. Они работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности.

 

В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы

 

Прием: «Успех»

- Аплодисменты всего класса за успешную работу.

- Найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно.

- Показать работы лучших учеников перед школой.

Прием: «Личная польза»

- Перед изучением новой темы, нужно рассказать детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.

- Активное поощрение участия детей в выставках и конкурсах (дипломы, грамоты, призы).

- Использование на уроке игровой формы занятия.

Прием: «Помощь»

- Помощь - важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.

- Учитель может попросить помощь себе (совместное исследование).

- Помощь слабым (Помоги отстающему).

- Организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.

Прием: «Использование возможностей технических средств обучения»

- Показ презентаций.

- Аудиозаписи.

Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»

- Смена ритма и форм работы.

- Перемещение по классу помогает избежать монотонности.

- Использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»).

- Учить слушать учителя и мнения одноклассников.

«Активные фиксаторы внимания»

- Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее...)

-Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.

- Создание нестандартных сюжетов задач.

 

Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через развития учебной мотивации.

В заключение еще раз подчеркну, что в вопросах воспитания нет и не может быть рецептов, пригодных на все случаи жизни. Все случаи очень индивидуальны. В этом сообщении я привел  только некоторые, самые  распространенные, на мой взгляд, причины проблем в учебе. Так же можно отметить, что данную проблему необходимо рассматривать не только как педагогическую, но и социальную, так как  влияние родителей и взаимоотношения с социумом играют немаловажную роль в становлении ребенка как ученика, готового и желающего учиться.

 

Доклад

Факторы, порождающие нежелание учиться:

их причины и способы преодоления

Совещание при директоре.

Учитель: Федосеев Александр Васильевич

2015 г.

Одной из наиболее важных задач современной педагогики является повышение эффективности и интенсификации учебного процесса. Вместе с тем растёт количество учащихся, у которых пропадает интерес к учению. Нежелание учиться – серьезная проблема, которая может испортить жизнь ученику. В нашей школе также есть дети с этой проблемой, которые нуждается в понимании, любви и уважительном отношении. Поэтому в своей работе нужно ставить вопрос: Как помочь ребенку самому захотеть учиться? Это важный вопрос, решить который можно, приложив некоторые усилия.

Рассмотрим факторы и их причины, порождающие нежелание учится

· трудности адаптации в коллективе;

· физиологическая или эмоциональная неготовность ученика к обучению, возникающие у детей не достигших определенного уровня зрелости, то есть умственный возраст, развитие или состояние здоровья не позволяют ученику усваивать программу обучения;

· специфических нарушений развития навыков письма, чтения, счета и т.д.;

· наличия врожденных или приобретенных проблем со слухом или зрением;

· функциональных проблем головного мозга и ЦНС;

· давления со стороны родителей и учителей;

· отсутствия у ученика представления о конечном результате его учебы;

· неправильно подобранной программы обучения;

· огромная нагрузка вследствие большого количества информации, предметов;

· страх быть неуспешным, заниженная самооценка;

· нежелание трудиться;

· физическая, умственная и эмоциональная усталость.

Чтобы решать проблему нежелания учиться рассмотрим немного подробней факторы и их причины.

Сначала надо понять: ученик не может или не хочет учиться? Обычно эти два фактора тесно связаны между собой. Если ученик по каким-либо причинам не может справляться с учебной нагрузкой, то рано или поздно у него пропадает желание учиться. Если он попал в такую ситуацию когда его постоянно критикуют, оказывают постоянное давление, захочет ли он продолжать учиться? Но ученик не может изменить деятельность, он обязан учиться в школе, других вариантов у него нет. И когда становиться совсем невыносимо – он становится равнодушным к двойкам, сбегает с уроков, делает все возможное, чтобы не выполнять домашние задания и т.д.

Чтобы помочь ученику выйти из замкнутого круга проблем необходимо обнаружить, что стало причиной возникновения школьных трудностей.

1. Наличие врожденных или приобретенных проблем со зрением и других патологий.

Для слепых и слабовидящих детей характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. Учебная деятельность слабовидящих детей имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже.

2. Слабый уровень развития способностей.

У каждого ученика свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто - то легко учиться на одни пятерки, а кому - то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку.

3. Пробелы в знаниях по учебным предметам.

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ученику все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

4. Завышенные требования к успеваемости.

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям? Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться. И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учиться хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д. Это может приводить к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствия. Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает. Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством. Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, и т.д.

5. Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям.

Здесь важно отметить, что есть ученики, которые не умеют и ученики, которые физически не могут контролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.) Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь. В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения.

6. Конфликты в школе (с детьми или учителями).

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваемся среди подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами. Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением. Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек. У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план. Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости. И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе. Конфликты случаются в любом коллективе, и если ученик умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.)

7. Отсутствие интереса к обучению.

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению. Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи. Часто бывает комплекс из нескольких причин, тесно взаимосвязанных между собой, и тогда разбираться с ними нужно постепенно, плавно распутывая клубок возникших трудностей, прорабатывая каждую в отдельности, постепенно формируя у ребенка новое ощущение себя и создавая новые формы поведения. И чем дольше существует проблема, тем сложнее и длительнее будет ее решение. Необходимо еще раз обратить внимание на то, что в каждом конкретном случае работа будет строиться по-разному, в зависимости от причин, породивших проблему, длительности ее существования, особенностей ребенка и т.д.

Выяснив причину нежелания учиться, можно составить коррекционные мероприятия, которые помогут ученику преодолеть эти факторы. Для этого, прежде всего, необходимо мотивировать ребенка. Это не обязательно должны быть материальные поощрения. Просто очень важно замечать достижения, хвалить за усилия, выражать неподдельную гордость за его успехи.

В работе по преодолению причин нежелания учиться необходимо учитывать, что обучение и воспитание наших детей имеет ряд своих принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни и труду в современном обществе. Для слабовидящих детей характерно замедленное формирование различных форм деятельности. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности растягивается во времени. Учебная деятельность слабовидящих детей имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так же приходится говорить о том, что учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слабовидящих детей значительно ниже.

В силу своей динамичности мотивационная сфера ребенка представляет большие возможности для формирования и развития у него мотивов, необходимых для эффективного учения. Кроме того, высокая мотивация может играть роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у учащихся требуемых знаний, умений и навыков.

Прежде чем призвать ученика к какой-либо деятельности, необходимо заинтересовать его этой деятельностью, обнаружить что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ученик будет действовать сам, учителю же остается только руководить и направлять его деятельность.

Более сложными оказываются случаи, когда у ученика ярко выражено отрицательное отношение к школе и нежелание учиться, когда он активно сопротивляется учению.

Это бывает когда ученик не приучен ограничивать свои желания преодолевать трудности. Трудности, возникающие у ребенка в школе, могут быть вызваны несформированностью внутренней позиции школьника. У детей со сформированной позицией школьника занятия, связанные с выполнением обязанностей ученика, вызывают положительно окрашенные эмоциональные переживания, а игры и занятия, интересовавшие ребенка в дошкольном детстве, теряют свою привлекательность, обесцениваются. Бывает когда у детей более сильными остаются игровые мотивы. Это проявляется, в частности, в том, что во время выполнения задании ребенок часто отвлекается, производит впечатление крайне невнимательного, в то время как в игре он может быть очень сосредоточенным.

Для формирования у детей учебной мотивации требуется специальная педагогическая работа.

1) воспитания положительного отношения к учению

2) формирование учебных интересов

Таким образом, мощным инструментом выработки интереса к учебе является целенаправленная работа учителя по формированию внутренней мотивации ученика на базе атмосферы успеха и высокой самооценки ребенка и создание интересного для него контекста обучения.

В ходе реализации данной работы можно выделить несколько направлений:

 

· Организовывать процесс обучения с учетом потребностей, физиологических и возрастных особенностей детей. Материал урока должен быть интересен детям. Согласование расписания с особенностями возраста. Согласование темпа урока со скоростью работы всех детей (возможность успешной работы медленнее реагирующих детей). Согласование усилий учителя и всем окружением ребенка.

· Разнообразие - внесение неожиданных элементов в привычные схемы действий, заданий. Варьирование несущественных и существенных признаков в заданиях, подача заданий в нетипичной форме. Обновление наглядных пособий. Разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.

· Опережение - «Перспективная подготовка» - начало попутного прохождения трудной темы. Задания за пределами школьной программы (участие в конкурсах, выставках, тематических неделях).

· Наглядность - Достижение наглядности учебного материала с помощью компьютера, мультимедийного проектора (в т.ч. видео и аудио-материалов). Использование реальных вещей и предметов, иллюстрирующих учебный материал, сюжетную наглядность.

· Поэтапность - материал изучается детьми поэтапно. Основные этапы обучения: ознакомление с материалом, проговаривание, внутреннее оперирование знаниями. Шаги подачи материала:

- «закладывание ресурса» - опережающее обучение

- «эмоциональная подводка» - изложение материала в яркой, увлекательной форме

- воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами

- воспроизведение детьми изученного материала без опор.

· Самостоятельность - В ходе урока передавая часть своих функций детям (по планированию работы, нахождению путей реализации задания уроков и т.д.) и через них проходит обучение и воспитание.

· Коллективизм - правила, принятые коллективом, облегчают организацию работы на уроке. Работа в парах и командах: дети в классе разделены на 2 команды. Они работают над задачами в ходе учебной и внеучебной деятельности.

 

В своей работе для повышения мотивации ребёнка к учёбе учитель может использовать следующие приёмы

 

Прием: «Успех»

- Аплодисменты всего класса за успешную работу.

- Найти, за что можно похвалить каждого ребенка ежедневно.

- Показать работы лучших учеников перед школой.

Прием: «Личная польза»

- Перед изучением новой темы, нужно рассказать детям о возможности применения этих знаний в реальной жизни.

- Активное поощрение участия детей в выставках и конкурсах (дипломы, грамоты, призы).

- Использование на уроке игровой формы занятия.

Прием: «Помощь»

- Помощь - важнейший мотив для воспитания человека, лучший способ переработать и запомнить изучаемый материал.

- Учитель может попросить помощь себе (совместное исследование).

- Помощь слабым (Помоги отстающему).

- Организовать коллективную работу так, чтобы дети помогали членам своей команды.

Прием: «Использование возможностей технических средств обучения»

- Показ презентаций.

- Аудиозаписи.

Прием: «Удержание внимания детей в ходе урока»

- Смена ритма и форм работы.

- Перемещение по классу помогает избежать монотонности.

- Использование специальных команд, концентрирующих внимание («Внимание», «Давайте подумаем», «докажите»).

- Учить слушать учителя и мнения одноклассников.

«Активные фиксаторы внимания»

- Помогают специальные упражнения на внимание (найди лишнее, кто быстрее...)

-Детям легче отвечать по шаблону, хором, по алгоритму решения задач, что снимает с них излишнее напряжение.

- Создание нестандартных сюжетов задач.

 

Невысокий уровень познавательной мотивации – не недостаток ученика, а его беда. Наша задача – выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путем – через развития учебной мотивации.

В заключение еще раз подчеркну, что в вопросах воспитания нет и не может быть рецептов, пригодных на все случаи жизни. Все случаи очень индивидуальны. В этом сообщении я привел только некоторые, самые распространенные, на мой взгляд, причины проблем в учебе. Так же можно отметить, что данную проблему необходимо рассматривать не только как педагогическую, но и социальную, так как влияние родителей и взаимоотношения с социумом играют немаловажную роль в становлении ребенка как ученика, готового и желающего учиться.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security