Творчество на уроках трудового обучения

PDF Печать E-mail

Творчество на уроках трудового обучения

 

Творчество на уроках трудового обучения.   Федосеев А.В.

 

Развитие познавательной, творческой активности учащихся и ее поддержание – условие эффективности процесса обучения. Это одна из основных целей, которая ставится  практически на каждом занятии по трудовому обучению. Поэтому, все что сделано мною в мастерской  (оборудование, наглядные пособия, инструмент, приспособления и многое другое) связано с этой задачей.

Понятие творческой активности подразумевает:     самостоятельность, инициатива. Работа учащихся в мастерской - это техническое творчество. И творческая активность  учащихся на занятиях, это прежде всего, когда они что то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят новое, а не бессмысленно копируют действия учителя.

По окончании  урока я стараюсь отвести несколько  минут на анализ работы учащихся на данном занятии. Ученики говорят о том, что у них не получилось, какие трудности возникали во время практической работы.  Если ребята понимают свои ошибки, предлагают новые решения  это первый шаг к инициативе и самостоятельности.

Мастерская оборудована таким образом, чтобы у детей были все условия для проявления своей инициативы, соблюдалась культура труда.

Верстаки – комбинированные. Регулировка высоты  верстака производится индивидуально.   Верстаки имеют все необходимые приспособления для надежного закрепления заготовок во время работы (клинья, тиски, зажимы). Многое из этого было восстановлено и отремонтировано самими учащимися на занятиях. Каждое рабочее место оборудовано инструментом для уборки (щетка-сметка, совок). Сам верстак представляет собой  измененную конструкцию типового. Вместо старой ненадежной столешницы использованы  прочная доска.

Все станки используемые учащимися во время занятий (токарный по дереву; токарно-винторезный по металлу; сверлильный; фрезерный) исправны и укомплектованы основным необходимым инструментом и приспособлениями.

Для  каждого станка имеются  наборы  инструмента. Все их учащиеся используют во время самостоятельной работы. Также на всех станках  есть планшеты с технологическими картами, рисунками, справочными сведениями оформленные крупным шрифтом или по брайлю.  Там ученики могут самостоятельно ознакомится с процессом изготовления изделия, выбрать понравившееся  изделие для изготовления.

Инструмент для ручной обработки материалов хранится на полках, что позволяет пользоваться им  во время занятий учащимися, а так же контролировать их сохранность и исправность учителем.

Из наглядных пособий в мастерской есть два механических стенда с чертежами и другими сведениями необходимыми учителю во время работы. Их использование занимает мало время. Для учителя и учащихся оборудованы стенды со справочными сведениями : «Справочник мастера» и

« Секреты мастерства» а также стенды оформленные брайлевским шрифтом.

В мастерской есть аппаратура, позволяющая  на  кружковых занятиях и на уроках,  во время практической работы,  включать  музыку.

Работы учащихся выставлены на стенде  в мастерской.  Не только  набор чертежей,  но и образцы изделий необходимы в мастерской для того чтобы ребята могли  выбрать понравившееся изделие и  может быть, внеся свои изменения,  выполнить работу. Учащимся 5-6 класса, которые не всегда разбираются в чертежах, это облегчит работу.

Лучшие работы учащихся участвовали в школьных выставках технического творчества

Кружок «Умелые руки» - общетехнический. Почти все изделия выполненные учениками на  занятиях они берут домой или продают, при чем половина заработка идет на пополнение материалов для работы.  Но лучшие работы  я прошу выполнить ребят еще раз для мастерской. Те  дети, которые посещают кружок, более активны  и на уроках трудового обучения.  Часто работы, которые ученики начали делать на уроках они приходят доделать на кружок, поскольку количество часов по программе ограничено.  На уроках и кружковых занятия ученики используют краски, кисти, цветную бумагу, которые также имеются в мастерской.

Один из видов активизации деятельности учащихся на уроках- проблемное обучение. Использую такой метод на основе ранее полученных сведений – на обобщающих уроках. Использую также технологические и конструкторские задачи.

Например, в 5 классе,  при изучении металлообработки  ребята  изготавливают коробочку из жести. На первом занятии повторяем правила работы с линейкой и выполняем развертку коробочки из бумаги. Учащиеся отвечают на вопросы о том, как изменить размеры коробочки (ширину, высоту, длину), какие изменения надо внести, чтобы получился совок. Перед изготовлением коробочки из жести определяем необходимые размеры. Одно из изделий, которое выполняют учащиеся 5 класса – проволочная  (или из фанеры) головоломка.

В мастерской имеется много разнообразных конструкторов для работы по многим темам программы.  5-7 классы при изучении деталей машин работают с металлическим конструктором. Выполняется сборка простейших механизмов, деталей, машин. При изучении электротехнических работ в 5 классе  из деталей электротехнического набора ребята собирают простейшие электрические цепи. В 6 и 7 классах в наборах – электромагниты, электротехническая арматура.

Хотелось бы отметить что оборудование мастерской немного устарело и давно не обновлялось, что не способствует проявлению творчества в учебной мастерской

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security