Творчество на уроках трудового обучения |
Творчество на уроках трудового обучения
Творчество на уроках трудового обучения. Федосеев А.В.
Развитие познавательной, творческой активности учащихся и ее поддержание – условие эффективности процесса обучения. Это одна из основных целей, которая ставится практически на каждом занятии по трудовому обучению. Поэтому, все что сделано мною в мастерской (оборудование, наглядные пособия, инструмент, приспособления и многое другое) связано с этой задачей. Понятие творческой активности подразумевает: самостоятельность, инициатива. Работа учащихся в мастерской - это техническое творчество. И творческая активность учащихся на занятиях, это прежде всего, когда они что то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят новое, а не бессмысленно копируют действия учителя. По окончании урока я стараюсь отвести несколько минут на анализ работы учащихся на данном занятии. Ученики говорят о том, что у них не получилось, какие трудности возникали во время практической работы. Если ребята понимают свои ошибки, предлагают новые решения это первый шаг к инициативе и самостоятельности. Мастерская оборудована таким образом, чтобы у детей были все условия для проявления своей инициативы, соблюдалась культура труда. Верстаки – комбинированные. Регулировка высоты верстака производится индивидуально. Верстаки имеют все необходимые приспособления для надежного закрепления заготовок во время работы (клинья, тиски, зажимы). Многое из этого было восстановлено и отремонтировано самими учащимися на занятиях. Каждое рабочее место оборудовано инструментом для уборки (щетка-сметка, совок). Сам верстак представляет собой измененную конструкцию типового. Вместо старой ненадежной столешницы использованы прочная доска. Все станки используемые учащимися во время занятий (токарный по дереву; токарно-винторезный по металлу; сверлильный; фрезерный) исправны и укомплектованы основным необходимым инструментом и приспособлениями. Для каждого станка имеются наборы инструмента. Все их учащиеся используют во время самостоятельной работы. Также на всех станках есть планшеты с технологическими картами, рисунками, справочными сведениями оформленные крупным шрифтом или по брайлю. Там ученики могут самостоятельно ознакомится с процессом изготовления изделия, выбрать понравившееся изделие для изготовления. Инструмент для ручной обработки материалов хранится на полках, что позволяет пользоваться им во время занятий учащимися, а так же контролировать их сохранность и исправность учителем. Из наглядных пособий в мастерской есть два механических стенда с чертежами и другими сведениями необходимыми учителю во время работы. Их использование занимает мало время. Для учителя и учащихся оборудованы стенды со справочными сведениями : «Справочник мастера» и « Секреты мастерства» а также стенды оформленные брайлевским шрифтом. В мастерской есть аппаратура, позволяющая на кружковых занятиях и на уроках, во время практической работы, включать музыку. Работы учащихся выставлены на стенде в мастерской. Не только набор чертежей, но и образцы изделий необходимы в мастерской для того чтобы ребята могли выбрать понравившееся изделие и может быть, внеся свои изменения, выполнить работу. Учащимся 5-6 класса, которые не всегда разбираются в чертежах, это облегчит работу. Лучшие работы учащихся участвовали в школьных выставках технического творчества Кружок «Умелые руки» - общетехнический. Почти все изделия выполненные учениками на занятиях они берут домой или продают, при чем половина заработка идет на пополнение материалов для работы. Но лучшие работы я прошу выполнить ребят еще раз для мастерской. Те дети, которые посещают кружок, более активны и на уроках трудового обучения. Часто работы, которые ученики начали делать на уроках они приходят доделать на кружок, поскольку количество часов по программе ограничено. На уроках и кружковых занятия ученики используют краски, кисти, цветную бумагу, которые также имеются в мастерской. Один из видов активизации деятельности учащихся на уроках- проблемное обучение. Использую такой метод на основе ранее полученных сведений – на обобщающих уроках. Использую также технологические и конструкторские задачи. Например, в 5 классе, при изучении металлообработки ребята изготавливают коробочку из жести. На первом занятии повторяем правила работы с линейкой и выполняем развертку коробочки из бумаги. Учащиеся отвечают на вопросы о том, как изменить размеры коробочки (ширину, высоту, длину), какие изменения надо внести, чтобы получился совок. Перед изготовлением коробочки из жести определяем необходимые размеры. Одно из изделий, которое выполняют учащиеся 5 класса – проволочная (или из фанеры) головоломка. В мастерской имеется много разнообразных конструкторов для работы по многим темам программы. 5-7 классы при изучении деталей машин работают с металлическим конструктором. Выполняется сборка простейших механизмов, деталей, машин. При изучении электротехнических работ в 5 классе из деталей электротехнического набора ребята собирают простейшие электрические цепи. В 6 и 7 классах в наборах – электромагниты, электротехническая арматура. Хотелось бы отметить что оборудование мастерской немного устарело и давно не обновлялось, что не способствует проявлению творчества в учебной мастерской |