Радиотехнический кружок

PDF Печать E-mail

Радиотехнический кружок

 

ГОУ « Валуйская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат III – IV видов»

 

 

 

 

Радиотехнический кружок

 

при школьной учебной мастерской

для учащихся 8-12 классов

 

 

 

 

Учитель трудового обучения Федосеев А.В.

 

 

 

 

Валуйки,

2011г.

 

 

 

Пояснительная записка

 

Радиоэлектроника — одна из молодых отраслей современной науки и техники. Однако развитие ее шло такими быстрыми темпами, а применение оказалось настолько многообразным, что она проникла в самые различные области народного хозяйства и прочно вошла в наш быт.

Занятия кружка проводится в технической мастерской, где есть необходимое оборудование, инструменты и приборы для выполнения практических работ.

Для практической работы в кружке необходимы различные инструменты. Комплекты радиомонтажных инструментов (плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, отвертка, нож, пинцет и шило) нужно хранить в специальных готовальнях, а для паяльников сделать подставки.

Сначала члены кружка изучают законы электричества, виды различных радиодеталей, учатся собирать простейшие радиоаппараты, а затем, постепенно накапливая необходимые практические навыки, они переходят к постройке более сложных конструкций.

Окончив изучение первой части программы, кружок подводит итога, организует конкурс на лучшую поделку. После этого члены кружка приступают к изучению второй части программы. Они знакомятся с работой транзисторов, полупроводниковых микросхем, с их применением в различных радиоконструкциях, изготовляют блоки питания, усилитель низкой частоты и звуковые колонки.

Программа кружка составлены для учащихся 7-х и 12-х классов. Программа должна учитывать теоретические сведения полученные учащимися из разделов физики. Известно, например, что отдел «Электричество» по курсу физики учащиеся проходят в 7-м классе, и в кружке начинающих радиолюбителей могут быть школьники, еще не знакомые с электротехникой. Следовательно, на занятиях такого кружка необходимо сообщить в беседах первоначальные сведения по электричеству, необходимые кружковцам для понимания практической работы. С учениками более старшего возраста, уже знакомых с законами электрического тока, нужно лишь напоминать те или иные законы и разобрать их применительно к практическим работам.

В первых беседах необходимо познакомить кружковцев с развитием радиотехники от первого приемника Попова до радиоконструкции наших дней, с многообразным применением радио в народном хозяйстве и обороне нашей Родины. В конце беседы руководителю нужно рассказать о значении радиолюбительства в нашей стране.

Вступительная беседа обязательно должна сопровождаться опытами и демонстрацией различных приборов и радиоаппаратов. Желательно показать простейшую установку для демонстрации принципа беспроволочной связи, генератор токов высокой частоты, усилитель для передачи музыки и речи, а по возможности продемонстрировать звукозапись и телевидение. Беседы можно иллюстрировать портретами ученых, рисунками, диапозитивами или фрагментами из фильма «Невидимые волны» с помощью компьютера, а также показать действующие модели радиоэлектронных приборов которые будут делать кружковцы.

На занятиях кружка необходимо изучить основные составляющие детали электронных схем (резисторы, конденсаторы, диоды, триоды, микросхемы и т.д.) а также основные условные обозначения радиодеталей. Полезно во время занятия кружка на заранее подготовленных панелях дать возможность членами кружка собрать летучие схемы основных типов детекторных приемников. Слушая передачу после каждого изменения в схеме, кружковцы убедятся в преимуществах одних схем перед другими.

Первые практические работы в кружке начинающих юных радиолюбителей должны знакомить кружковцев с различными инструментами и работой с ними, наиболее распространенными материалами и их обработкой. Знакомясь со столярными и слесарными работами, члены кружка изготовляют различное оборудование для кружка, готовят панели и детали для своих будущих работ.

Вся практическая работа в любом радиокружке должна быть основана на совершенно ясном понимании школьниками физических процессов, свойственных выбранным конструкциям. Руководитель должен выбирать так работы, чтобы они были не только доступными для изготовления, но и имели образовательную ценность; чтобы они расширяли технический кругозор членов кружка, развивали их творческие способности и имели общественно-полезный характер.

При практических работах большое внимание должно уделяться элементам самостоятельного творчества, развитию у членов кружка конструкторских навыков.

Изучение радиотехники не должно стать у юных радиолюбителей самоцелью. Руководитель должен подсказать члену кружка, где он сможет применить полученные в кружке знания на пользу общему делу, как передать эти знания своим товарищам.

Итогом работы кружка является выставка работ кружковцев, демонстрируются изготовленные модели, отмечается работа лучших членов кружка.

 

 

Цели программы радиоэлектронного кружка:

Образовательные:

осуществление профориентации;

обучение приемам работы с инструментами;

изучение основ радиоэлектроники;

обучение приемам и технологии изготовления

несложных радиоэлектронных конструкций.

Развивающие:

знакомство с историей радиоэлектроники;

совершенствование трудовых умений и навыков;

создание условий к саморазвитию и преодолению

своих недостатков.

 

Воспитательные:

воспитание уважения к труду и людям труда;

формирование чувства коллективизма;

воспитание чувства самоконтроля.

 

Радиоэлектронный кружок проводится еженедельно 1 час.

Всего за год 34 час.

 

Оборудование:

Слесарные, столярные верстаки, набор слесарных и столярных инструментов, паяльник, набор электроарматуры и электромонтажных инструментов, измерительные приборы.

 

Необходимые материалы:

Наборы радиодеталей, электромонтажный и обмоточный провод, припой, плоский металл, радиаторы, ДСП плиты,

 

Программа радиотехнического кружка.

 

  1. Понятие электричества, электрические цепи. Законы управляющие электрическим током.
  2. Виды и назначение радиоэлектронных деталей: Конденсаторы, резисторы, диоды, транзисторы, микросхемы
  3. Простые электрические схемы, последовательное и параллельное соединение радиоэлектронных элементов.
  4. Сборка электрических цепей по заданной схеме
  5. Расчет и изготовление трансформатора
  6. Составление схемы усилителя Н.Ч.
  7. Изготовление корпуса изделия
  8. Составление эскизов и чертежей звуковых колонок
  9. Изготовление деталей колонок, обработка панелей звуковых колонок

10. Сборка корпуса колонок, чистовая отделка изделия

11. Изготовление шнуров соединения с источником

12. Проверка на работоспособность системы.

 

 

Список литературы:

 

  1. Развитие технического творчества школьников. - М.: Просвещение, 1990
  2. Шадрин С..В. Научно-техническое творчество и технология его организации.// Дополнительное образование, №11, 2000.
  3. Борисов В.Г. Юный радиолюбитель. - М.: "Радио и связь", 1992
  4. Глушкова И. Сделай сам для мальчиков. ЗАО "Премьера" 1999г.
  5. Иванов Б.С. Электронные самоделки. - М.: Просвещение, 1990

 

 

Тематическое планирование работы радиотехнического кружка.

 

Тема

Кол.час

 

 

 

1

Понятие электричества, электрические цепи

1

2

Законы управляющие электрическим током.

1

3

Виды и назначение радиоэлектронных деталей

1

4

Конденсаторы, резисторы, диоды, транзисторы, микросхемы

1

5

Простые электрические схемы

1

6

Последовательное и параллельное соединение радиоэлектронных элементов.

1

7

Сборка электрических цепей по заданной схеме

2

8

Составление эл. схемы блока питания

1

9

Подбор деталей для блока питания

1

10

Расчет и изготовление трансформатора

2

11

Сборка электрической цепи блока питания

1

12

Составление схемы усилителя Н.Ч.

1

13

Подбор и установка деталей на плате.

1

14

Соединение деталей проводниками по схеме

2

15

Изготовление корпуса изделия

1

16

Установка и подгонка комплектующих в корпус

1

17

Составление эскизов и чертежей звуковых колонок

1

18

Изготовление деталей колонок

2

19

Обработка панелей звуковых колонок

1

20

Изготовление крепежных планок для колонок

1

21

Сборка корпуса колонок

2

22

Чистовая обработка и отделка изделия

1

23

Окраска и покрытие изделия

1

24

Установка динамических головок

1

25

Соединение всей системы вместе

1

26

Изготовление шнуров соединения с источником

2

27

Проверка на работоспособность системы.

1

28

Подведение итогов

1

Всего 34 часа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие проводится в пятницу с 15.00 до 16.00

 

Список учеников:

 

  1. Алиев Азиз
  2. Кедин Андрей
  3. Колпаченко Андрей
  4. Трясцин Дима
  5. Плесовских Дима
  6. Якименко Богдан
 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security