Радиотехнический кружок |
Радиотехнический кружок
ГОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов»
Радиотехнический кружок
при школьной учебной мастерской для учащихся 8-12 классов
Учитель трудового обучения Федосеев А.В.
Валуйки, 2011г.
Пояснительная записка
Радиоэлектроника — одна из молодых отраслей современной науки и техники. Однако развитие ее шло такими быстрыми темпами, а применение оказалось настолько многообразным, что она проникла в самые различные области народного хозяйства и прочно вошла в наш быт. Занятия кружка проводится в технической мастерской, где есть необходимое оборудование, инструменты и приборы для выполнения практических работ. Для практической работы в кружке необходимы различные инструменты. Комплекты радиомонтажных инструментов (плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, отвертка, нож, пинцет и шило) нужно хранить в специальных готовальнях, а для паяльников сделать подставки. Сначала члены кружка изучают законы электричества, виды различных радиодеталей, учатся собирать простейшие радиоаппараты, а затем, постепенно накапливая необходимые практические навыки, они переходят к постройке более сложных конструкций. Окончив изучение первой части программы, кружок подводит итога, организует конкурс на лучшую поделку. После этого члены кружка приступают к изучению второй части программы. Они знакомятся с работой транзисторов, полупроводниковых микросхем, с их применением в различных радиоконструкциях, изготовляют блоки питания, усилитель низкой частоты и звуковые колонки. Программа кружка составлены для учащихся 7-х и 12-х классов. Программа должна учитывать теоретические сведения полученные учащимися из разделов физики. Известно, например, что отдел «Электричество» по курсу физики учащиеся проходят в 7-м классе, и в кружке начинающих радиолюбителей могут быть школьники, еще не знакомые с электротехникой. Следовательно, на занятиях такого кружка необходимо сообщить в беседах первоначальные сведения по электричеству, необходимые кружковцам для понимания практической работы. С учениками более старшего возраста, уже знакомых с законами электрического тока, нужно лишь напоминать те или иные законы и разобрать их применительно к практическим работам. В первых беседах необходимо познакомить кружковцев с развитием радиотехники от первого приемника Попова до радиоконструкции наших дней, с многообразным применением радио в народном хозяйстве и обороне нашей Родины. В конце беседы руководителю нужно рассказать о значении радиолюбительства в нашей стране. Вступительная беседа обязательно должна сопровождаться опытами и демонстрацией различных приборов и радиоаппаратов. Желательно показать простейшую установку для демонстрации принципа беспроволочной связи, генератор токов высокой частоты, усилитель для передачи музыки и речи, а по возможности продемонстрировать звукозапись и телевидение. Беседы можно иллюстрировать портретами ученых, рисунками, диапозитивами или фрагментами из фильма «Невидимые волны» с помощью компьютера, а также показать действующие модели радиоэлектронных приборов которые будут делать кружковцы. На занятиях кружка необходимо изучить основные составляющие детали электронных схем (резисторы, конденсаторы, диоды, триоды, микросхемы и т.д.) а также основные условные обозначения радиодеталей. Полезно во время занятия кружка на заранее подготовленных панелях дать возможность членами кружка собрать летучие схемы основных типов детекторных приемников. Слушая передачу после каждого изменения в схеме, кружковцы убедятся в преимуществах одних схем перед другими. Первые практические работы в кружке начинающих юных радиолюбителей должны знакомить кружковцев с различными инструментами и работой с ними, наиболее распространенными материалами и их обработкой. Знакомясь со столярными и слесарными работами, члены кружка изготовляют различное оборудование для кружка, готовят панели и детали для своих будущих работ. Вся практическая работа в любом радиокружке должна быть основана на совершенно ясном понимании школьниками физических процессов, свойственных выбранным конструкциям. Руководитель должен выбирать так работы, чтобы они были не только доступными для изготовления, но и имели образовательную ценность; чтобы они расширяли технический кругозор членов кружка, развивали их творческие способности и имели общественно-полезный характер. При практических работах большое внимание должно уделяться элементам самостоятельного творчества, развитию у членов кружка конструкторских навыков. Изучение радиотехники не должно стать у юных радиолюбителей самоцелью. Руководитель должен подсказать члену кружка, где он сможет применить полученные в кружке знания на пользу общему делу, как передать эти знания своим товарищам. Итогом работы кружка является выставка работ кружковцев, демонстрируются изготовленные модели, отмечается работа лучших членов кружка.
Цели программы радиоэлектронного кружка:
Образовательные: осуществление профориентации; обучение приемам работы с инструментами; изучение основ радиоэлектроники; обучение приемам и технологии изготовления несложных радиоэлектронных конструкций. Развивающие: знакомство с историей радиоэлектроники; совершенствование трудовых умений и навыков; создание условий к саморазвитию и преодолению своих недостатков.
Воспитательные: воспитание уважения к труду и людям труда; формирование чувства коллективизма; воспитание чувства самоконтроля.
Радиоэлектронный кружок проводится еженедельно 1 час. Всего за год 34 час.
Оборудование: Слесарные, столярные верстаки, набор слесарных и столярных инструментов, паяльник, набор электроарматуры и электромонтажных инструментов, измерительные приборы.
Необходимые материалы: Наборы радиодеталей, электромонтажный и обмоточный провод, припой, плоский металл, радиаторы, ДСП плиты,
Программа радиотехнического кружка.
10. Сборка корпуса колонок, чистовая отделка изделия 11. Изготовление шнуров соединения с источником 12. Проверка на работоспособность системы.
Список литературы:
Тематическое планирование работы радиотехнического кружка.
Всего 34 часа
Занятие проводится в пятницу с 15.00 до 16.00
Список учеников:
|