паспорт мастерской |
паспорт мастерской
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА учебных мастерских технического труда
Концепция и функциональное назначение учебных мастерских, основные направления работы: Мастерская – основная учебно-методическая и практическая база для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования. Мастерская – место адаптации ученика к условиям технологического обучения, раскрытия и развития его способностей и повышения уровня технологической культуры. Мастерская – место воспитания функциональной технологической грамотности и компетентности, организации рациональной учебно-познавательной и поисково-проектной деятельности по предмету. Мастерская – место для предпрофессиональной подготовке обучающихся по профилю предприятия ВОС Мастерская – место профессиональной творческой самореализации учителя, методический центр по предмету «Технология». Мастерская – место совместной деятельности и координации усилий педагогов, родителей и учеников в технологической подготовке и самообслуживании, информационного обслуживания родителей. Мастерская – место хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов. Мастерская – место проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерских. Мастерская – вспомогательная база обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества. Мастерская – центр разработки здоровьесберегающих и безопасных технологий учебной и обучающей деятельности.
Техническое описание учебной мастерской:
Учебная мастерская представлена следующими учебными и подсобными помещениями, соответствующими нормам пожарной и электробезопасности и санитарно-гигиеническим требованиям: 1. Комбинированная мастерская по обработке конструкционных материалов, слесарных и столярных, электротехнических и ремонтных работ.
• Площадь комбинированной мастерской 60 м2. • Площадь подсобного помещения 12 м2. • Комбинированная мастерская размещена на первом этаже и имеет свой выход в школьный двор.
Для выполнения своих основных функций и поддержания режима безопасности мастерская имеет: - соответствующее программам и нормам оборудование: общеучебное и технологическое; - соответствующее искусственное и естественное освещение; - умывальник в помещении; - электропитание на 380 и 220 вольт, соответствующее нормам электробезопасности; - средства первичного пожаротушения и противопожарные сигнализации; - экстренный выход на улицу, отдельные входы в каждое помещение; - соответствующие функции экспозиции по технологии, ВТР и ТБ; - сменные экспозиции и выставки работ обучающихся; - средства электробезопасности и предупредительные знаки; - места хранения оборудования и материалов; - аптечка для оказания первой медицинской помощи.
План развития кабинета:
ПЕРЕЧЕНЬ документов учебных мастерских технического труда
Оборудование мастерской
ПЛАН работы учебной мастерской на 2015-2016 учебный год
Цели работы: 1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования. 2. Соблюдение режима безопасности на уроках технического труда и во внеурочное время. 3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов. 4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской. 5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.
Задачи учебного года и их исполнение:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН развития учебной мастерской
ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАСТЕРСКОЙ
1. Общие положения 1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик профессий, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 60 и внесенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1985 г. № 31/3-30, применяемый в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. № 15а на предприятиях и в организациях, расположенных на территории России. 1.2. Заведующий учебным кабинетом назначается директором школы из числа учителей, имеющих соответствующую подготовку и опыт работы. 1.3. Заведующий учебной мастерской подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебной работе. 1.4. В своей работе заведующий мастерской руководствуется правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией. 2. Функции Основными направлениями деятельности заведующего мастерской являются: 2.1. поддержание в надлежащем состоянии мастерской; 2.2. своевременность обновления и ремонта учебной мебели, оборудования и наглядных пособий; 3. Должностные обязанности Заведующий мастерской выполняет следующие обязанности: 3.1. руководит работой лаборанта, закрепленного за мастерской; 3.2. контролирует целевое использование мастерской; 3.3. организует пополнение мастерской оборудованием, приборами и другим имуществом, принимает материальные ценности на ответственное хранение по разовым документам, обеспечивает сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета; 3.4. разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору; 3.5. контролирует оснащение учебной мастерской противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защиты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности; 3.6.проводит или организует проведение другим педагогом инструктажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца; 3.7. не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе; 3.8 вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда; 3.9. следит за экономным расходованием воды, электроэнергии; 3.10. обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране труда):
4. Права Заведующий учебной мастерской имеет право: 4.1. на обеспечение соответствующим оборудованием, инструментами, материалами, индивидуальными средствами защиты и спецодеждой по установленным нормам; 4.2. запрещать использование неисправных и опасных объектов эксплуатации (оборудования, машин, механизмов, приборов, конструкций и т.п.); 4.3. отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности; 5. Ответственность 5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов и распоряжений администрации школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. 5.2. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей рабочий по обслуживанию и текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 6. Взаимоотношения. Связи по должности Заведующий мастерской: 6.1. работает в течение учебного дня по мере необходимости, согласно плана работы и паспорта учебного кабинета; 6.2. проходит инструктаж по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности под руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
С должностными обязанностями ознакомлен ___________ Федосеев А.В.
«____» ________________ 20____г.
План работы кабинета технологии (технического труда) на 2015-2016 учебный год.
Цель: создание материально-технической и справочно-методической базы для: - реализации требований образовательного стандарта по технологии; - выполнения обучающимися практических и лабораторных работ; - выполнения обучающимися творческих проектов. -выполнение обучающимися производственных заданий по предпрофессиональной подготовке и производительному труду
Анализ работы кабинета за 2014-2015 учебный год
В работе с учащихся формировал трудовые умения и навыки, технические, технологические и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде, расширял политехнический кругозор и развивал творческие способности каждого учащегося на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук, ознакомил с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями чтобы побудить к сознательному выбору одной из них, привить любовь к творчеству, научить строить свою жизнь интересной, обслуживать себя и свою семью в повседневной жизни. Во внеурочное время проводил многоцелевой разнонаправленный технический кружок для 4-12 классов. Все занятия строю с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и имеющихся материалов. Здесь мы изучаем такие темы как электротехника, радиотехника, ручная и механизированная обработка древесины и металла, народные промыслы, резьба по дереву, выжигание, аппликация, художественная обработка природных материалов, изготовление изделий с применением токарной обработки материалов, моделирование и конструирование изделий из различных материалов, изготовление изделий хозяйственного назначения. Проводил конкурс мастерства в рамках недели технологии, участвовали в межрайонной выставке поделок, 2 раза в год провели творческий отчет: «Выставку-продажу» изделий и поделок учащихся. Для достижения поставленных целей я стремлюсь разнообразно строить свою работу, проводя нестандартные формы уроков: уроки-эксперименты, посещение мастерских, цехов по обработке различных материалов на Валуйском предприятии «Металлоизделия», провожу показательные уроки творчества среди учащихся, занятия по взаимосвязи учащихся различных групп и возможностей. Для того чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями, я применяю специальные методы и приемы обучения, используя тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Некоторые инструменты, наглядные пособия мы делаем сами (например модели механических передач). В этом году с помощью фонда «Поколение» в школьную мастерскую приобрели электрофицированые инструменты: электролобзик, фрезер, сварочный аппарат, дрель, шуруповерт. Поэтому на уроках теперь можем внедрять новые современные технологии обработки материалов. Так же в мастерской установлен проектор, с помощью которого теперь можно показывать наглядные пособия, чертежы, эскизы, рисунки, презентации на большом экране. В своей работе использую опыт передовых тифлопедагогов, таких как М.И. Земцова, В.П. Ермаков, различные методические разработки реабилитационных центров г. Москвы, Свердловска, С.Петербурга. Например, при изучении обработки древесины использую методическое пособие незрячего автора Б. Таранова, разработанное в 1998 году в реабилитационной мастерской при Московском учебно-производительном предприятии №8. Большое значение в моей деятельности имеют работы таких организаций как Московский научно исследовательский институт дефектологии академии наук РФ, республиканский учебно – методический кабинет при министерстве просвещения РФ, Всероссийское общество слепых, Свердловской тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АН РФ, С.Петербургского Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. В прошлом году я прошел курсы по изучению системно – деятельностностного подхода в реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В связи с этим в этом учебном году я ставил в своей работе задачи по новому стандарту – не только дать объем знаний, а в единстве с усвоением обучающимися системы знаний сформировать у них умение учиться. Умение учиться я пытался формировать посредством освоения системы универсальных учебных действий которые являются определяющим критерием готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, поскольку именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения Некоторые темы из программ трудового обучения освещены не полностью из за нехватки оборудования и материалов, например темы по электротехнике из за отсутствия Эл. конструкторов. Темы по слесарной обработке материалов – слесарных инструментов. В этом году были мало отработаны навыки по работе с ручными инструментами и работе на эл. станках из-за малого количества часов и неимении материала для заготовок. Хотелось бы обновить станочное оборудование мастерской которое не менялось 25 лет, столярные верстаки приобрести, компьютер для внедрения новых технологий на уроках труда Доработать тематические планы с учетом изменений в материальной базе мастерской. Доработать рабочие места по производственному обучению в мастерской школы, наладить снабжение этих мест сырьем. Отремонтировать усовершенствовать оборудование и ручные инструменты мастерской, купить и высушить пиломатериалы, лак, гвозди, краски и т.д. для уроков и кружковой работы. Тема по самообразованию: «Применение ИКТ на уроках технологии» Вместе с учащимися участвуем в техническом оформлении всех общешкольных мероприятий, театрализованных представлений. Участвуем в работе по поддержанию порядка в классах и спальнях, территории школы - ремонтировали мебель спален и классов, оборудование учебной мастерской, изготовляли хозяйственный инвентарь, различные наглядные пособия. Принимаю участие в заседаниях районных методических объединений учителей трудового обучения средних школ, но там обсуждаются работа зрячей школы. Кабинет пополнился методическими пособиями для педагогов и обучающихся. В целях обеспечения наглядности процесса обучения и создания необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки обучающихся в кабинете действовали постоянно обновляемые стенды: «Техника безопасности», «Проектная деятельность». Средняя успеваемость по предмету 100%. Качество знаний по предмету 88%. Для реализации многих методических разработок не хватает средств, инструментов и расходных материалов. Поэтому я спланировал перспективный план оснащения мастерской и составил списки необходимого инструмента, материала и оборудования на 2015-2016 уч.год.
Задачи на новый 2015-20166учебный год: - составить КТП занятий по технологии для 5-8 классов - обновление дидактического материала по темам: «Деревообработка», «Металлообработка», «Элементы информационных технологий», «Профессиональная ориентация»; - приобретение учебно-методических материалов по профилю кабинета соответственно стандарту образования и образовательной программы школы; - сохранение материально-технической базы кабинета; - приобретение расходных материалов (древесины и металла).
Проведение внеурочных мероприятий: - школьные выставки продажи изделий обучающихся; - предметная неделя по технологии; - участие в конкурсах по предмету.
План-заказдооборудования и работы по оснащению учебной мастерскойна 2015-2016уч.год.
Правила поведения в учебных мастерских1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:
2. Строго соблюдать правила безопасности труда. 3. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. Бережно относиться к оборудованию, инструментам и материалам. После урока убрать рабочее место и сдать изделия и инструмент бригадиру, который сдает их учителю. |