производственно -предпрофессионального обучения учащихся V- XII классов.

PDF Печать E-mail

производственно -предпрофессионального обучения учащихся V- XII классов.

 

 

Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для слепых и слабовидящих детей III - IV видов

 

 

 

 

 

Экспериментальная

программа

 

 

производственно -

предпрофессионального обучения

учащихся V- XII классов.

 

 

 

 

Автор:

Федосеев А.В. – учитель трудового обучения

 

 

Валуйки 2005 г.

 

 

 

Объяснительная записка

Труд играет огромную роль в развитии ориентировки и осязания у слепых. По этому вопросу И. М. Сеченов писал, что осязание заменяет слепому зрение. При по­мощи осязания у слепого формируются предметные и пространственные представления. Слух, осязание, мышечное чувство заменяет слепому зрение. В результате обучения эти анализаторы разви­ваются настолько, что позволяют слепым достаточно четко и правильно формировать образы изучаемых пред­метов. Слуховой анализатор способен точно дифференцировать звуковые сигналы и определять их источник. С помощью осязания познаются различные физико-механические признаки предметов, формируются слож­ные пространственные представления. В исследованиях М. И. Земцовой о роли кожного ана­лизатора в познавательной деятельности слепых отме­чается, что развитие его зависит от сферы и условий конкретной деятельности человека. В результате упраж­нений у слепых вырабатывается тонкое дифференциро­вание осязательных различений, позволяющее им пра­вильно воспринимать формы, размеры, величины, пространственные отношения предметов. Огромную роль в трудовой деятельности слепых имеет двигательный анализатор. Все рабочие движения слепого находятся под контролем осязательно-мышечного чувства в самой руке. Тактильные и кинестезические сигналы являются самыми ближайшими регуляторами трудовых действий. Это дает основание говорить, что слепой мо­жет овладеть самыми разнообразными трудовыми про­цессами. На практике мы имеем немало примеров, когда слепые добиваются исключительных успехов в трудовой деятельности.

Мы поставили своей задачей, руководствуясь теоре­тическими исследованиями и практическим опытом ра­ботников тифлопедагогики, приобщить учащихся нашей школы к высокомеханизированному индустриальному труду. Производственно - предпрофессиональное обучение слепых детей составляет одну из главных задач нашей школы. Оно является могучим средством развития у слепых детей сохранных анализаторов и формирования высших психических процессов. В трудовой деятельности формируется личность ребенка, прививается любовь и уважение к труду, развивается интерес, воспитывается аккуратность и организованность. Производственно - предпрофессиональное обучение в школе слепых имеет глубокие специфические особенности, обусловленные отсутствием или значительным нарушением зрения у учащегося. В связи с этим у них возникают большие трудности при изучении материалов, устройства станков, выполнении и чтении чертежей, освоении приемов и техники измерений, формировании двигательных умений и навыков. Для того, чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями в школе слепых применяются особые методы и приемы обучения, используются тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Известно, что отсутствие зрительного анализатора не снижает умственные способности слепого, а несколько усложняет процесс восприятия и формирования прост­ранственных образов. Задача трудовой подготовки, как одного из элементов системы обучения и воспитания слепых, — выработать такие методы компенсации слепоты сохранными анализаторами, которые бы в значитель­ной мере уничтожили эти трудности.

В данной программе производственно - предпрофессионального трудового обучения Мы постарались применить те методические приемы обучения, которые позволяют подготовить слепого ученика к работе по спе­циальностям представленным на предприятиях общества слепых. В связи с вышеизложенным мною были сделаны попытки:

1) определить содержание производственно - предпрофессионального трудового обучения специальностям представленных на Валуском УПП ВОС;

2) вы­явить необходимые организационные условия обучения, требующие сложной пространственной ориентировки;

3) выяснить основные направления связи общеобразова­тельной и производственной подготовки учащихся по производственно - трудовому обучению бумаго - картонажным, метало – сборочным, а также по формовке и сборке изделий из современных материалов сделанных по новым технологиям;

4) доказать воз­можность подготовки учащихся школ слепых по бумаго - картонажным, метало - сборочным и формовочным специаль­ностям производства.

5) адаптировать учащихся в трудовые коллективы предприятий УПП ВОС.

В организации производственно - трудового обучения большую помощь и участие оказали директор школы Авилов С.К. и директор Валуйского УПП ВОС Голубев В.В. а так же инженерно-технический состав этого предприятия. При подготовке программы производственно - предпрофессионального обучения предусматривается учитывать требования и рекомендации ВТЭК и трудового устройства инвалидов вследствие патологии ор­гана зрения в условиях ВОС. Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся знакомятся с историей и лучшими тради­циями учебно-производственного предприятия Валуйского УПП ВОС. Производственно - предпрофессиональное обучение учащихся проводится в соответствии с поло­жением о профессиональном обучении рабочих на предприятиях Всероссийского общества слепых и Методическими ре­комендациями по проведению профессионального обучения рабо­чих (М., 1982).

Наша производственно - предпрофессиональная экспериментальная программа предполагает обучению учащихся формовке и сборке изделий из современных материалов, бумаго - картонажным, метало – сборочным специальностям на базе Валуйского Учебно - Производственного Предприятия Белгородского отделения Всероссийского Общества Слепых. Производственно - трудовое обучение 5-12 классов строится из нескольких блоков по различным специальностям. Каждый из блоков включает в себя четыре этапа- теоретическое обучение, практическое производственное обучение, производственная практика и производительный труд.

Теоретическая часть обучения составлена с учетом зна­ний, полученных в средней общеобразовательной школе, с использованием реабилитационного курса школы слепых и трудовой подготовки детей на уроках трудового обучения. Рассматриваются те вопросы связанные с данной специальностью. Для проведения теоретических занятии привлекаются высоко­квалифицированные инженерно-технические работники Валуйского УПП ВОС, имеющие опыт работы по техническому обучению кадров.

На втором этапе практически изучаем рабочее место, виды приспособлений и инструментов, способы и методы выполнения данного вида работы.

На третьем этапе отрабатываем навыки по выполнению различных операций по данной специальности, находим для каждого учащегося оптимальный вариант выполнения этих операций.

Четвертый этап предполагает самостоятельную работу по данной специальности от получения заготовок поданному виду работы до упаковки и сдачи готовой продукции с подведением итогов.

Каждый блок по специальности так же предполагает общую экскурсию с ознакомлением цеха, его оборудования и коллектива работников.

Программа предусматривает приобретение общетехнических и специальных навыков, необходимых рабочему низших разрядов для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации.

Темы, указанные в программе, изучаются в последовательности учитывающей возможности и потребности производства, чтобы обеспечить наиболее полное использование возможностей предприятия, а так же наиболее полное усвоение материала и получение навыков по данным специальностям у учащихся.

В 5-10 классах обучающихся по вспомогательной программе обучение проходит по тем же этапам на более упрощенной теоретической базе, где уделяем больше времени на приобретение трудовых навыков по каждой специальности, учитывая конкретные особенности каждого ученика.

Каждый год в программе делаются некоторые изменения связанные с возможностями и потребностями предприятия ВОС. Например с 2004 года вводим работу по новым специальностям по обработке и сборке изделий из современных материалов – изготовление пластиковых елочных изделий.

Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся знакомятся с историей и лучшими тради­циями учебно-производственного предприятия Валуйского УПП ВОС. По окончании курса обучения и практики учащимся предполагается выдавать свидетельства о прохождении производственно - трудового обучения по данным специальностям. Учитель производственного обучения объясняет технические требования, предъявляемые к каждой новой работе, правила орга­низации труда и техники безопасности, межоперационного само­контроля, показывает наиболее рациональные и безопасные спо­собы выполнения работ, приемы пользования тифлотехническими приспособлениями, проверяет ход выполнения и результаты работы обучающихся; указывает на допущенные ими ошибки, объясняет и показывает способы предупреждения и устранения недостатков.

В процессе производственного обучения учитель должен не только научить учащихся выполнять различные трудовые приемы, но и убедить их в том, что при определенных условиях они смогут вы­полнять операции, казалось бы, невозможные для человека, поте­рявшего зрение, должен формировать начальные понятия рыночных отношений в современном обществе, отношение к труду, общественной собственности, воспитывать высокую нравственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При составлении программы использовалась литература и материалы:

 

1. Трудовое обучение и воспитание слепых и слабовидящих школьников.

В.П.Ермаков, М.И. Земцова, Н.И. Куличева. Москва, 1986 г.

 

2. М. И. 3 е м ц о в а, Пути компенсации слепоты, М., Изд. АПН РСФСР, 1956.

 

3. Осязание в процессах познания и труда, М., Издво АПН РСФСР, 1959.

 

4. Содержание и формы работы по профориентации и организации профессионального обучения в специальных школах для слепых и слабовидящих. Республиканский учебно-методический кабинет при Министерстве просвещения РФ. Москва 1987 г.

 

5. Руководство по обучению слепых и слабовидящих работы с различными материалами . Б. Тараканов. Москва 1998 г.

 

6. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу изготовления крышки 1-82. Ярых В.А. Рыкусова В.И. 1987 год.

 

7. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу изготовления дело - скоросшиватель Ярых В.А. Рыкусова В.И. 1994 год.

 

8. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу изготовления машинки для подшивки бумаг. И.С. Расовский . 1987 год.

 

9. Всероссийское общество слепых, Валуйское предприятие, Белгородское отделение. Комплект материалов и документации по технологическому процессу изготовления папки для бумаг В.В. Голубев. 1994год.

 

10. Социальная адаптация и реабилитация слабовидящих детей - задача школы.

(Из опыта работы школы - интерната № 23 г. Белгород) г. Белгород 1997 г.

 

 

Производственно - предпрофессиональная подготовка

учащихся Х-XII кл.

X класс - 2 часа в неделю. 70 часов в год.

По профилю:

  1. 1. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»
  2. 2. Сборка картонной тары
  3. 3. Изготовление и сборка крышки 1-82
  4. 4. Формовщик елочных изделий.

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

8

2. Практическое производственное обучение.

8

3. Производственная практика

12

4. Производительный труд

24

5. Общественно - полезный труд

14

6. Экскурсии

4

Всего:

70

XII класс - 4 часа в неделю. 140 часов в год.

XI класс - 4 часа в неделю. 140 часов в год.

По профилю:

  1. 5. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»
  2. 6. Сборка картонной тары
  3. 7. Изготовление и сборка крышки 1-82
  4. 8. Формовщик елочных изделий.

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

16

2. Практическое производственное обучение.

16

3. Производственная практика

24

4. Производительный труд

52

5. Общественно - полезный труд

28

6. Экскурсии

4

Всего:

140

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производственно - предпрофессиональная подготовка

учащихся V-IХ вспомогательных классов.

V класс - 2 часа в неделю. 70 часов в год.

По профилю:

  1. 9. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

10. Сборка картонной тары

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

8

2. Практическое производственное обучение.

8

3. Производственная практика

12

4. Производительный труд

24

5. Общественно - полезный труд

14

6. Экскурсии

4

Всего:

70

 

 

IX класс - 3 часа в неделю. 105 часов в год.

 

По профилю:

11. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

12. Сборка картонной тары

13. Изготовление и сборка крышки 1-82

 

Тема:

час.

1. Теоретическое обучение

12

2. Практическое производственное обучение.

12

3. Производственная практика

24

4. Производительный труд

29

5. Общественно - полезный труд

24

6. Экскурсии

4

Всего:

105

 

 

 

 

Экскурсии

На металло - сборочное, бумаго - картонажное производство, а также на линию по сборке елочных изделий предприятий УПП ВОС

1блок. Изготовление «машинки для подшивки бумаг»

Теоретическое обучение

Введение.

Производство изделий из металла.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Техника безопасности и промышленная санитария метало-сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение. Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно - монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве «машинки для подшивки бумаг »

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления «машинки для подшивки бумаг »

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении «машинки для подшивки бумаг » Контроль и упаковка готовой продукции

Штамповка заготовок для планки и движка.

Обжим краев планки

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Производительный труд

Сборка планки и движка.

Обжим собранной планки

Сгибание иглы по шаблону.

Установка иглы на картонную и металлическую планки.

Контроль и упаковка готовой продукции

2 блок. Сборка картонной тары

Теоретическое обучение

Введение. Производство изделий из картона.

Техника безопасности и промышленная санитария бумаго - картонажного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды бумаги и картона и их сорта.

Свойства бумаги и картона.

Клеящие вещества.

Инструменты и приспособления для резки, сверления и раскроя бумаги, картона

Производственная практика

Способы склеивания деталей из бумаги и картона

Оборудование, оснастка и приспособления применяемые для изготовления изделий из бумаги и картона.

Сборка картонной тары из готовых вырезанных разверток.

Производительный труд

Подборка и раскладка деталей коробки на рабочем месте.

Сгибание и подготовка отдельных деталей.

Сборка деталей вместе.

Укладка готовой продукции.

 

 

3 блок. Изготовление крышки 1-82

Теоретическое обучение

Введение. Производство крышек для консервации.

Техника безопасности и промышленная санитария метало -сборочного производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Свойства тонкого металла (жести).

Защитные покрытия металла.

Слесарно - монтажные и измерительные инструменты применяемые в производстве крышек для консервации.

Оборудование, оснастка и приспособления для изготовления крышек для консервации.

Производственная практика

Технологические операции при изготовлении крышек для консервации.

Вырубка листов для штамповки. Штамповка заготовок для крышек.

Контроль внешнего вида и качества крышки и резинки

Вставка резинки в крышку.

Контроль и упаковка готовой продукции

Производительный труд

Штамповка крышки. Контроль формы и покрытия.

Расположение крышки и резинки на рабочем месте.

Расположить крышку перед собой донышком вниз.

Вложить кольцо резиновое в канавку крышки согласно эскизу.

Набрать стопку крышек в количестве 100 шт.

Уложить стопки крышек в ящик.

Произвести контроль.

Завернуть стопу крышек в оберточную бумагу.

 

 

4 блок. Формовка и упаковка ёлочных изделий.

 

Теоретическое обучение

Введение. Современные материалы.

Свойства пластмасс и пленок из нее.

Способы обработки пленок из ПВХ.

Свойства проволоки и ее применение в производстве.

Станочное оборудование и оснастка производства елочных изделий.

Техника безопасности и промышленная санитария обработки материалов из пленки ПВХ производства на предприятиях ВОС.

Практическое производственное обучение.

Материаловедение.

Виды и свойства пленок из ПВХ.

Свойства и виды проволоки применяемых в сборочном производстве при изготовлении елочных изделий.

Изготовление гирлянд.

Укладка и соединение гирлянд.

Изготовление ветвей из пленки и проволоки.

Формовка ветвей.

Крепление ветвей к стволу.

Виды и устройство стиплеров.

Соединение деталей с помощью стиплера.

Сборка картонной тары.

Упаковка и контроль готовой продукции.

Производственная практика

Изготовление гирлянд.

Укладка и соединение гирлянд.

Изготовление ветвей из пленки и проволоки.

Формовка ветвей.

Крепление ветвей к стволу.

Соединение деталей с помощью стиплера.

Сборка картонной тары.

Упаковка и контроль готовой продукции.

 

 

Общественно – полезный труд.

Ремонт учебного оборудования

Изготовление наглядных пособий

Изготовление хозяйственного инвентаря

Ремонт и изготовление слесарных и столярных инструментов.

Участие в создании учебных кабинетов, мастерских, спорт площадок и т. д.

Ремонт школьной мебели и хозяйственного инвентаря

Участие в ремонте школы.

 

 

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security