Удачи и проблемы

PDF Печать E-mail

Удачи и проблемы

 

Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для слепых и слабовидящих детей III - IV видов

 

 

Предпрофессиональная подготовка

 

(Удачи и проблемы)

 

Федосеев А.В. – учитель трудового обучения

 

 

Производственно - предпрофессиональное обучение слепых детей составляет одну из главных задач нашей школы. Оно является могучим средством развития у слепых детей сохранных анализаторов и формирования высших психических процессов, преодоления иждевенчества, адаптации уч-ся в современном мире. В трудовой деятельности формируется личность ребенка, прививается любовь и уважение к труду, развивается интерес, воспитывается аккуратность и организованность. Производственно - предпрофессиональное  обучение в школе слепых имеет глубокие специфические особенности,  обусловленные отсутствием или значительным нарушением зрения у учащегося. В связи с этим у них возникают большие трудности при изучении материалов, устройства станков,  выполнении и чтении чертежей, освоении приемов и техники измерений, формировании двигательных умений и навыков. Для того, чтобы  вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями в школе слепых применяются особые методы и приемы обучения,  используются тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Известно, что отсутствие зрительного анализатора не снижает умственные способности слепого, а несколько усложняет процесс восприятия и формирования прост­ранственных образов. Задача трудовой подготовки, как одного из элементов системы обучения и воспитания слепых, — выработать такие методы компенсации слепоты сохранными анализаторами,  которые бы в значитель­ной мере уничтожили эти трудности.

Поэтому в своей работе по  производственно – предпрофессиональному   трудовому обучению   я поставил следующие задачи:

1.Рассмотреть и решить организационные вопросы (Заключить договор с УПП ВОС, определить виды деятельности, учебные места, транспортировка уч-ся и т. д.)

2. Вы­явить необходимые организационные условия обучения, требующие сложной пространственной ориентировки;

3. Определить содержание  производственно - предпрофессионального трудового обучения   специальностям представленных на Валуском УПП ВОС;

4. Выяснить основные направления связи общеобразова­тельной и производственной подготовки учащихся по производственно - трудовому обучению  бумаго - картонажным,  метало - сборочным и швейным специальностям;

5. доказать воз­можность подготовки учащихся школ слепых по бумаго - картонажным,  метало - сборочным и швейным  специаль­ностям производства.

  1. Адаптировать учащихся в трудовые коллективы предприятий УПП ВОС.

В организации производственно - трудового обучения большую помощь и участие оказали директор школы  Авилов С.К. и директор Валуйского УПП ВОС Голубев В.В. а так же инженерно-технический состав этого предприятия.   В своей работе по производственно - предпрофессиональному обучению    в первую очередь мы учитываем   требования и рекомендации ВТЭК и трудового устройства инвалидов вследствие патологии ор­гана зрения в условиях ВОС. Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся  знакомятся   с историей и лучшими тради­циями учебно-производственного предприятия  Валуйского УПП ВОС.    Производственно - предпрофессиональное обучение учащихся проводим   в соответствии с поло­жением о профессиональном обучении рабочих на предприятиях Всероссийского общества слепых и методическими ре­комендациями по проведению профессионального обучения рабо­чих.

На базе  Валуйского  Учебно - Производственного Предприятия Белгородского отделения Всероссийского Общества Слепых мною была составлена программа  производственно – предпрофессионального обучения учащихся и организованы занятия по следующим специальностям  бумаго - картонажное,  метало – сборочное  и швейное производство.   Производственно - трудовое обучение 11-12 классов строится из нескольких блоков по различным специальностям.  Каждый из блоков включает в себя четыре этапа- теоретическое обучение, практическое производственное обучение, производственная практика и производительный труд , а также часть времени выделили для общественно-полезного труда.

Теоретическая часть  обучения составлена с учетом зна­ний, полученных в средней общеобразовательной школе, с использованием реабилитационного курса школы  слепых и трудовой подготовки детей на уроках трудового обучения. Рассматриваются те вопросы связанные с данной специальностью. Для проведения теоретических занятий привлекаются высоко­квалифицированные инженерно-технические работники Валуйского УПП ВОС, имеющие опыт работы по техническому обучению кадров.

На втором этапе практически изучаем рабочее место, виды приспособлений и инструментов, способы и методы выполнения данного вида работы.

На третьем этапе отрабатываем навыки по выполнению различных операций по данной специальности, находим для каждого учащегося оптимальный вариант выполнения этих операций.

Четвертый этап предполагает самостоятельную работу по данной специальности от получения заготовок поданному виду работы до  упаковки и сдачи готовой продукции с подведением итогов.

Каждый блок по специальности так же предполагает общую экскурсию с ознакомлением цеха, его оборудования и коллектива работников. Наша работа строится полностью на индивидуальном подходе к уч-ся.  Программа предусматривает приобретение общетехнических и специальных навыков, необходимых рабочему низших  разрядов для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации.   Темы изучаются в  последовательности учитывающей возможности и потребности производства, чтобы обеспечить наиболее полное использование возможностей предприятия, а так же наиболее полное  усвоение  материала и получение  навыков по данным специальностям у учащихся.

Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся  знакомятся   с историей и лучшими тради­циями учебно-производственного предприятия  Валуйского УПП ВОС. По окончании курса обучения и практики учащимся в 2000 году мы выдали свидетельства о прохождении производственно - трудового обучения по данным специальностям.  На своих уроках по производственно – предпрофессиональному обучению я объяснял технические требования, предъявляемые к каждой новой работе, правила орга­низации труда и техники безопасности, межоперационного само­контроля, показывал наиболее рациональные и безопасные спо­собы выполнения работ, приемы пользования тифлотехническими приспособлениями, проверял ход выполнения и результаты работы обучающихся; указывал на допущенные ими ошибки, объяснял и показывал способы предупреждения и устранения недостатков. В процессе производственного обучения я стремился  не только научить учащихся выполнять различные трудовые приемы, но и убедить их в том, что при определенных условиях они смогут вы­полнять операции, казалось бы, невозможные для человека, потерявшего зрение, старался формировать начальные понятия рыночных отношений в современном обществе, отношение к труду, общественной собственности, воспитывать высокую нравственность.

Подводя итоги своей работы  я могу сказать что поставленные передо мной задачи были выполнены в полном объеме по таким специальностям как   бумаго - картонажное,  метало – сборочное производство.   А вот работу по ознакомлению со  швейным  производством провели в ознакомительном плане поскольку это направление на предприятии закрылось по экономическим причинам. Поэтому в 2000 году учащиеся  12тых классов получили свидетельства   по  профилю:    изготовление «машинки для подшивки бумаг», изготовление дело – скоросшиватель,  изготовление папки для бумаг,   изготовление и сборка крышки 1-82.

Эти же специальности мы изучаем в этом учебном году и учитывая опыт прошлого мы корректируем план в зависимости от возможностей производства и транспорта т.е. когда производство простаивает или нет транспорта в эти дни мы стараемся проводить теоретические занятия и уроки по общественно полезному труду. Практически запланированная мною работа по производственно – предпрофессиональному обучению проводится в полной мере. Учащиеся влились в коллектив предприятия, ознакомились с приспособлениями,  станками, технологией выполняемых работ  и свободно ориентируются в цехах производства.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security