Адаптированная программа |
Адаптированная программа
ГОУ Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IVвидов
АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
Трудовое обучение (Технический труд) (мальчики) IV – IX классы
Программа составлена на основе программы В.С. Ермолаева, Свердловской тифлотехнической лабораторией НИИ дефектологии АПН
Федосеев А.В.
Валуйки. 2010г.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Трудовое политехническое обучение в 1У-1Х классах школ слепых и слабовидящих является органической составной частью единой системы обучения, воспитания и развития учащихся и строится на общеобразовательной основе, предусматривая последовательное осуществление принципов политехнического обучения. Трудовое политехническое обучение и воспитание является важным средством компенсаторного развития слабовидящих детей. Оно направлено на воспитание у учащихся психологической готовности принимать активное участие в общественно-полезной деятельности. Трудовое обучение в 1У-1Х классах школ слабовидящих имеет, в основном, те же цели, что и трудовое обучение в массовой школе: дать учащимся первоначальные необходимые знания и умения в области технического труда; развивать предметные и пространственные представления, техническое мышление и конструкторские способности, оказывать помощь в лучшем усвоении других предметов школьной программы, подготовить учащихся к сознательному выбору профессии по окончании средней школы. Однако, обучение в средней школе для слепых и слабовидящих имеет специфические особенности. При нарушении зрения процесс усвоения учебного материала затруднен. В связи с этим возникает необходимость постоянного сочетания словесного объяснения учителя с индивидуальным практическим показом приемов выполнения той или иной трудовой операции. Сниженные зрительные возможности детей ведут к большим затратам времени на выполнение технологических операций. Это требует изменения содержания методов и организации трудового обучения, и иной последовательности изучения различных разделов программы в сравнении с обучением труду в массовой школе. В содержание трудового обучения в 1У-1Х классах входят: занятия по техническому труду в учебных мастерских, связанные с ручной и механической обработкой бумаги, картона, древесины, металла, пластических масс; различные сборочные работы с элементами конструирования и моделированиям также элементы машиноведения и электротехники; На примере конкретного вида труда ученики должны овладевать основами техники измерения линейных величии, умениями читать несложную техническую документацию. Значительное место в программе отведено формированию некоторых специальных умений и навыков, необходимых в работе по изготовлению слепыми школьниками изделий и выполнению производственных заказов предприятий общества слепых. Учебно-воспитательная задача решается главным образом в процессе практического обучения, включающего в себя упражнения, лабораторно-практические и практические работа, экскурсии. Программа предусматривает вовлечение учащихся в общественно полезный, производительный труд, который способствует повышению активности трудового обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. В целом на практическое обучение их должно отводиться не менее 80 % общего бюджета учебного времени. Содержание необходимых для труда знаний согласуется с характером практических работ по каждому разделу или теме программы. Соответствующие технико-технологические сведения сообщаются в ходе вводного, текущего и заключительного инструктажа в объеме, обеспечивающем сознательное, качественное и творческое выполнение практического задания, лабораторно-практических работ, и соблюдением требований по охране труда. Трудовое обучение в каждом классе специальной школы для слепых детей завершается обобщающими экскурсиями, в процессе которых решаются познавательные, воспитательные и профориентационные задачи. По усмотрению школы допускается приведение дополнительных тематических экскурсий по отдельным разделам программ. С учетом местных условий программы предусматривают вариативность содержания обучения. Допускается уточнение перечня видов работ и объектов труда в соответствии с имеющимися возможностями и потребностями, в том числе на основе заказов школы и предприятий Общества слепых. При организации занятий по труду ставится задача повышения эффективности воспитания учащихся с учетом особенностей различных возрастных групп и клинических форм основного заболевания, а также особенностей зрительного восприятия. Особое внимание уделяется вопросам развития у учащихся общественно-трудовой активности, формирования мотивов их учебно-трудовой деятельности и общественно полезного производительного труда. Перед учащимися специальной школы на занятиях по трудовому обучению раскрывается общественная сущность труда в обществе, трудовые Обязательным в трудовой подготовке учащихся девятилетней школы для слепых детей должно стать экономическое образование и воспитание. В целях политехнического образования учащихся, их знакомство с техникой и технологией должно осуществляться на основе естественно-научных знаний, полученных по общеобразовательным предметам. Для этого в программе предусмотрены межпредметные связи. При изучении технологических машин, а также изготавливаемых учащимися технических устройств обращается внимание на принцип работы, принципиальную схему устройства, конструкцию, способы управления. Трудовая подготовка учащихся должна строиться на основе оптимального сочетания исполнительского и творческою компонентов деятельности. Для развития творческих способностей учащихся специальных школ в программы введены элементы технического творчества. Организация работ учащихся на основе производственных заказов, экскурсии на производства Общества слепых создают необходимые коллективные условия для действенной профориентационной работы. Программы с учетом направлений их содержания предусматривают ознакомление учащихся специальной школы с основными рабочими профессиями промышленного производства. Все это должно помочь выпускникам девятилетней школы осознанно выбрать будущую профессию, Особое внимание обращается на знание и точное соблюдение слепыми учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. На каждом вводном занятии следует знакомить школьников с общими правилами труда, а на последующих занятиях объяснять правила безопасного выполнения каждой трудовой операции и знакомить с мерами предупреждения травматизма. На занятиях в учебных мастерских учащиеся 1У-1Х классов школ слепых получают первоначальные сведения об основах техники и технологии, знакомятся с организацией и экономикой производства. У школьников формируются знания и вырабатываются умения по способам обработки материалов ручными инструментами и на станках. Наибольшее внимание в программе отведено обработке металлов и древесины. Кроме этого, учащиеся знакомятся с основами машиноведения и электротехники, учатся управлять технологическими машинами, выполнять наиболее распространенные виды электро-технических работ. Для формирования у школьников общетрудовых, общетехнических и некоторых специальных знаний, умений и навыков программой предусматривается последовательный переход от освоения учащимися приемов обработки материалов ручными инструментами к управлению различными технологическими машинами. Школьников знакомят с приемами работы на станках /сверлильном, токарном по дереву, металлу. Фрезерном/, с общими принципами устройства технологического оборудования школьных мастерских, его конструктивными особенностями, правилами и приемами управления. С целью усиления коррекционно-воспитательной направленности трудового обучения ведущая роль в программе по техническому труду для школ слепых отводится практическим работам и общественно полезному, производительному труду. Практические работы должны быть направлены на изготовление различных объектов труда, носящих общественно полезный характер. В программе содержится примерный перечень таких объектов. В процессе трудового обучения в школе слепых необходимо широко использовать специальные технические средства, дающие возможность использовать остаточное зрение при обработке различных материалов ручным и механическим способами. С этой целью применяются специальные приспособления с 8-ми кратными и более увеличивающими лупами на контрольно-измерительных приборах и инструментах, на станках и других рабочих устройствах. Большое внимание уделяется использованию средств наглядности: рельефных рисунков, чертежей, плакатов и др. Широко применяются и натуральные средства наглядности; действующие электрические схемы, наборы типа "Электроконструктор" и др. Для формирования политехнического кругозора учащихся в процессе обучения важно обращать внимание школьников на особенности ручной и станочной обработки древесины и металлов, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. В программу включен также ряд лабораторно-практических работ по исследованию свойств материалов, устройства станков и назначения инструментов. Это имеет больное значение для формирования знаний учащихся о материалах, принципах действия и устройства машин. Кроме того, введены в определенной системе элементы специальной графики, предусматривающие чтение и выполнение рельефных рисунков, чертежей, охам. Программой предусмотрено изучение основ машиноведения. Основные сведения по этому разделу излагаются в следующей последовательности: типовые детали и их соединения, механизмы передачи и преобразования движения, принцип действия и устройство основных технологических машин. Общие понятия формируются в ходе изучения конструкций конкретных технологических механизмов и машин, получения первоначальных навыков управления ими. При организации общественно полезного производительного труда в процессе обучения слепых школьников, технологии обработки металлов следует разрабатывать и применять разнообразные специальные приспособления, позволяющие им выполнять отдельные трудовые операции с соблюдением определенных технологических требований: точности форм и размеров, параметров, шероховатости поверхности. Однако обучение новой операции, предусмотренной программой, следует начинать с освоения приемов работы ручным инструментом, без технологических приспособлений. Учащихся следует предварительно знакомить с устройством и принципом действия этого инструмента, приемами обращения с ним и правилами безопасности труда. После этого учитель демонстрирует школьникам преимущества выполнения той же работы с помощью специальных приспособлений. Лабораторные и практические работы в учебных мастерских школы слепых детей носят характер элементарных исследований. К таким относятся слесарно-монтажные работы. Сюда же можно отнести и другие работы, необходимость в выполнении которых диктуется определенными местными условиями, обуславливается конкретными возможностями, а также целесообразностью. В целях усиления работы по коррекции и компенсации нарушенного зрения в школах для слепых детей программой предусмотрены специальные занятия, которые могут быть включены учителем труда в состав лабораторно-практических работ и упражнений. К ним относятся занятия по выполнению заданий следующего содержания: а/ моделирование и конструирование с применением рельефных контрастных схем, чертежей, рисунков, инструкционных карт и т.п.; б/ измерительные действия с применением специальных инструментов с оптическими насадками разного увеличения от е-ми кратного и более; в/ применение дидактического материала, деталей и инструментов с учетом особенностей обучения детей с глубоким нарушением зрения. В целях охраны остаточного зрения на занятиях по трудовому обучению необходимо строго учитывать и выполнять рекомендации офтальмологов, следить за соблюдением правил личной гигиены и безопасности труда. Инструктаж с учащимися по соблюдению правил техники безопасности проводится перед каждым конкретным занятием /заданием/, а также в том случае, если работа по выполнению одного и того же задания выполняется в течение ряда занятий.
V класс 70 часов в год 2 часа в неделю
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Знакомство с учащимися, показ мастерской и ее оборудования, приборов и инструментов. Беседа о труде и его значении в жизни людей, ознакомление с Правилами внутреннего распорядка в мастерской, обшими правилами безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. Определение каждому учащемуся рабочего места. Организация и содержание рабочего места в образцовом порядке. Распределение общественных обязанностей между учащимися.
РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ .
Примерный перечень изделий из бумаги и картона: геометрические тела /цилиндр, конус, различные призмы, куб, прямоугольный параллелепипед/ учебные модели часов, постройка домика, заготовки для игр "Эдектровикторина", заготовки для моделей "Светофор" и др. Технико-технологические сведения: Виды бумаги /писчая, чертежная, рисовальная, газетная/ и картона /серый, белый, желтый/. Их назначение. Инструменты, применяемые для картонажных работ /ножницы, металлическая линейка с рельефными делениями, картонажный нож. Назначение, устройство и приемы работы с применением прибора для плоскостной разметки бумаги и картона. Бумажный клей. Понятие о развертке и порядок ее выполнения. Сгибание бумаги и картона. Правила техники безопасности при работе с бумагой и картоном. Лабораторные и практические работы: Определение прочности и пружинящих свойств картона и бумаги в зависимости от формы /по профилю/. Разметка с использование шаблонов, масштабной металлической линейки с рельефными делениями, прямоугольного треугольника и прибора для плоскостной разметки. Вырезание различных разверток из картона я бумаги и их соединение с помощью клея. Демонстрации: Образцы изделий.
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ
Изготовление плоских деталей /изделий/ с прямолинейным контуром. Примерный перечень изделий: Рейки для плакатов, накладная доска для работы с пластилином, кормушки для птиц, стенды и подрамники для объявлений и плакатов, ящик для коллекций, ящик для мелких деталей, гвоздей и др. Технико-технологические сведения: Породы древесины. Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Получение шпона и изготовление Фанеры. Конструкции изготовляемых изделий. Последовательность изготовления плоских деталей с прямоугольным контуром. Начальное представление о графической документации, чертеже и эскизе плоской детали. Типы линий /оплошная основная - линия видимого контура, сплошная тонкая - линии размерные и виновные/, нанесение размеров. Выполнение эскиза изготовляемой детали. Устройство и назначение верстака, приемы работы ручными инструментами с помощью приспособлений: масштабная линейка с рельефными делениями, специальный столярный угольник, ножовка с ограничителем, напильник, молоток, клещи, приспособления для распиливания фанеры и брусков под углом, специальное стусло. Назначение шаблонов и их применение. Межпредметные связи: Математика. /длина отрезка, обозначение длины отрезка, расстояние между точками, природоведение, /лиственные и хвойные деревья/. Лабораторные и практические работы: Ознакомление с породами древесины и образцами фанеры с использованием увеличительных луп. Подготовка базовой поверхности. Упражнения по освоении приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений. Разметка по шаблону. Пиление фанеры и брусков столярной ножовкой, применение приспособлений для изготовления изделий с прямолинейным контуром. Проверка деталей масштабной рельефной линейкой и угольником. Отделка поверхности изделий абразивной шкуркой и водными растворами красителей.
ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ Механический конструктор - простейшая модель машины. Технико-технологические сведения: Особенности работ слепых детей с механическим конструктором. Назначение механического конструктора и его деталей. Правила пользования механическим конструктором. Понятие о профиле материала и его назначения. Виды соединений деталей между собой с помощью винтов и гаек. Правила пользования гаечными ключами и отверткой. Назначение валов, осей, колеса и соединение их между собой. Элементы НОТ при техническом конструирований. Правила техники безопасности. Практические работы. Соединение деталей и сборка изделий по словесному описанию и по собственному замыслу. Разборка изделия после проверки его в работе. Укладка деталей на место. Сборка моделей типа "Ветряная мельница", "Подъемный кран" и др., аналогичных по сложности и объему. Определение деталей по форме и размеру, подбор гаечных ключей.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ Примерный перечень изделий: Различные головоломки, колечки, цепочка, катушка и др. Технико-технологические сведения: Первоначальные сведения о проволоке. Виды проволоки. Проволока из меди, алюминия, стали диаметром 1-2 мм. Приемы и способы правки, гибки, намотки проволоки. Приспособления для правки и гибки проволоки. Правила техники безопасности при работе с проволокой. Практические работы: Ознакомление с внешним видом, цветом и свойствами проволоки. Магнитные свойства проволоки, гибкость и вязкость, использование свойств проволок в изготовлении различных проволочных изделий. Демонстрации. Образцы изделий. Технология изготовления детали и изделия.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ'РАБОТЫ Первоначальные электромонтажные работы. Примерный перечень объектов работы: Сборка электрической цепи карманного Фонаря, игры "Электровикторина", учебным пособий, макета освещения комнаты, проверка проводимости электрического тока /проводники и изоляторы/. Технико-технологические сведения: Электрическая энергия в народном хозяйстве страны. Общие правила техники безопасности при работе с различными электроприборами. Первоначальные понятия об электрической цепи и ее элементах. Источники электрической энергии, потребители, соединительные провода, выключатели. Назначение электроконструктора, его детали и правила пользования им. Назначение микроарматуры /патрон, выключатель, переключатель/. Условные обозначения на электрических схемах /источник тока, электрическая лампа, выключатель и проводник/. Понятие о проводниках и изоляторах. изоляция слесарно-монтажными инструментами. Лабораторные и практические работы: (проводятся, в основном, с деталями специальных наборов типа "Электроконструктор"). Ознакомление с устройством и принципом работы микроарматуры /патрона, выключателя„ переключателя/. Ознакомление с устройством и принципом работы электрической лампочки и батареи для карманного фонаря. Составление простейших электрических схем /для проверки проводников и изоляторов, карманного фонаря и др./ и сборка по электрическим схемам электрических цепей с использованием микроарматуры. Сборка электрического патрона и выключателя. Проверка их в работе. Демонстрации. Действующий макет "Монтаж электропровоки в квартире".
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ Конструирование и изготовление изделий, содержащих детали из различных материалов /картона, бумага, Дерева, металла/. Демонстрации. Образцы изделий.
ЭКСКУРСИИ Картонажный цех УПП общества слепых. Беседа о профессиях картонажного производства. Знакомство с работой и бытом рабочих УПП.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОМНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ В V КЛАССЕ
Определять по внешним признакам вид бумаги и картона, прочность и пружинящие свойства их в зависимости от формы /по профилю/, пользоваться инструментом для разметки /масштабной металлической линейкой с рельефными делениями, прямоугольным треугольником, прибором для плоскостной разметки деталей из бумаги и картона/, пользоваться ручным инструментом для картонажных работ /ножницы, картонажный нож/ при вырезании различных деталей и соединять детали между собой с помощью клея. Пользоваться механическим конструктором. Определять типовые детали, собирать различные модели по словесному описанию и по собственному замыслу. Определять по внешнему виду 2-3 породы древесины, наиболее распространенные в данной местности, с использованием увеличивающих луп. Подготовить фанеру к нанесению рельефного рисунка. Определять виды проволоки /по магнитным свойствам, на изгиб, рационально организовать рабочее место, выполнять гибку и правку проволоки ручными инструментами и с применением специальных приспособлений, изготовлять по шаблону детали плоской формы из проволоки, осуществлять контроль формы и размеров готового изделия, определять качество изготовленного изделия. Читать и составлять простейшие рельефные электрические схемы, собирать по ним электрические цепи безопасного напряжения, оконцовывать и присоединить провода. Определять проводники и изоляторы. Выполнять соединения деталей из бумаги, картона, фанеры и проволоки. Конструировать и изготовлять изделия, содержащие детали из различных материалов /бумаги, картона, фанеры, проволоки/. Планировать работу, рационально организовать рабочее место.
VI класс 70 часов в год 2 часа в неделю
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Беседа о труде и его значении в жизни людей. Цель, задачи и содержание работы в учебных мастерских школы в предстоящем учебном году. Демонстрация изделий, изготовленных учащимися У класса в предыдущие годы. Правила внутреннего распорядка в мастерской, общие правила безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены, рабочее место, его организация и содержание в образцовом порядке. Распределение общественных обязанностей между учащимися.
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ . Изготовление плоских деталей /изделий/ с криволинейным контуром. Примерный перечень изделий. Силуэты животных, детская игрушечная мебель, детали строительного конструктора, детали для моделей. Технико-технологические сведения: Назначение и устройство лобзика /общие понятия/. Приспособления для пиления лобзиком. Приемы и последовательность обработки деталей с криволинейным контуром с помощью лобзика с учетом использования возможностей остаточного зрения, по шаблону. Гвозди, клей, их назначение и применение. Последовательность сборки изделий на гвоздях и на клею. Экономная разметка материалов. Приемы художественного выжигания, лакирование. Правила безопасности труда.
Межпредметные связи. Математика, /окружность, центр и радиус окружности/. Практические работы. Разметка по шаблону. Отделка поверхности изделий абразивной шкуркой. Отделка масляными лаками. Сборка изделий на клею или гвоздях по техническому рисунку. Окончательная отделка изделия. Контроль готового изделия по техническому чертежу. Демонстрации. Образцы готовых изделий.
ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ. Детали и соединения. Технико-технологические сведения: Понятие об изделии. Понятие о детали. Типовые детали, подвижные и неподвижные соединения, их назначение и применение в оборудовании школьной мастерской. Понятие о кинематической схеме. Условные обозначения типовых деталей на кинематических схемах. Назначение и устройство слесарных тисков, винтовых зажимов столярного верстака, Лабораторные и практические работы: Ознакомление с типовыми деталями и видами соединений, ознакомление с устройством слесарных тисков, винтовых зажимов столярного верстака. Сборка моделей с неподвижными и подвижными соединениями из деталей конструктора. Приемы работы с помощью слесарных тисков, винтовых зажимов столярных верстаков. Демонстрации: Образцы типовых изделий, действующие модели деталей машин.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА . Изготовление изделий из проволоки и тонколистового металла. Примерный перечень изделий: Колечки, цепочки, катушка, детали для моделей, изделия для оформления школы, шарнирная петля, детали и изделия по заказам предприятия. Технико-технологические сведения: Первоначальные сведения о процессе изготовления деталей из тонкого листового металла и проволоки* Виды и назначение листового металла и проволоки. Свойства стальной, медной, алюминиевой проволоки* Выполнение эскиза изделия из листового металла и проволоки. Приемы разрезания проволоки и листового металла. Назначение слесарных инструментов: масштабная линейка с рельефными делениями, специальная чертилка, угольник, кернер, бородок, киянка, рабочее место /слесарный верстак/, его организация и уход за ним. Устройство ручных ножниц. Приемы работы ручными ножницами. Содержание труда слесаря, жестянщика, арматурщика. Межпредметные связи:. Математика, /прямая линия, ее обозначение, взаимное расположение двух прямых на плоскости, пересекающиеся параллельные и перпендикулярные прямые, прямой, острый и тупой углы, единица величины угла-градус, обозначение градуса, масштаб/, понятие о диаметре, его условное обозначение. Практические работы: Выполнение эскизов изготовляемых деталей. Разрезание, правка и гибка проволоки. Резание ручными ножницами листового металла. Пробивание отверстия, зачистка деталей напильником и абразивной шкуркой, сгибание тонколистового металла ручными инструментами и с применением специальных приспособлений и тренажеров. Соединение деталей однофальцевым швом. Отделка изделий. Окраска деталей масляными эмалями. Контроль качества изделия по заказу и образцу. Демонстрации. Готовые изделия. Технология изготовления деталей и изделий.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ . Изготовление изделий с неразветвленной электрической цепью безопасного напряжения. Примерный перечень изделий: Сборка электрической цепи карманного фонаря, напольного светильника, переносного светильника, светильника местного освещения, электровикторины, электрический пробник, электрифицированные игрушка для детских садов. Технико-технологические сведения: Понятие об электрической цепи и ее элементах. Электрическая рельефная схема и условные рельефные обозначения на ней источников электрического тока, лампы накаливания, выключателя, проводов. Виды конструкций и применение проводов для цепей напряжением до 12 в /сечение токопроводящей жилы до I мм кв./. Виды, устройство и назначение электромонтажных- инструментов /кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, отвертки/. Приемы оконцевания и присоединения проводов. Правила безопасности труда. Источники электрической энергии, потребители. Назначение электроконструктора, его детали и правила пользования им. Назначение микроарматуры /патрон, выключатель, переключатель/. Понятие о проводниках и изоляторах. Изоляция соединения. Назначение, устройство и приемы работы электромонтажными и слесарно-монтажными инструментами. Лабораторные и практические работы: Планирование работы. Сборка деталей электрифицированных изделий. Подготовка, оконцевывание проводов. Монтаж электрической цепи изделий. Испытание изделий в работе. Контроль качества готового изделия и анализ причин допущенных ошибок. Сборка неразветвлениых электрических цепей, ознакомление с устройством и действием карманного фонаря. Составление простейших рельефных электрических схем. Проверка в работе электрического патрона и выключателя. Демонстрации. Образцы действующих электрических цепей.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ . Изготовление изделий, содержащих детали из фанеры, проволоки и тонкого листового металла. Примерный, перечень, изделий,. Учебно-наглядные пособия, модели технических устройств, игрушки для детского сада /дошкольного отделения школы-интерната/,изделия декоративно-прикладного искусства и др. Технико-технологические сведения: Устройство и назначение изготовляемых изделий. Последовательность выполнения изделий. Способы, приемы и порядок соединения деталей из фанеры, проволоки, тонкого листового металла. Практические работы. Планирование работы. Изготовление деталей. Выбор способов соединения деталей. Соединения деталей из фанеры, проволоки, тонкого листового металла,. Отделка изделия. Контроль качества готового изделия. Демонстрации: Образцы изделий.
ЭКСКУРСИИ - 2 часа Знакомство с деревообрабатывающим предприятием общества слепых, содержанием труда рабочих /столяр, плотник, краснодеревщик/, организация рабочего места»
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ В УI классе.
Читать чертежи и технические рисунки, изготавливать по ним детали и изделия с криволинейным контуром. Отделывать и окрашивать детали и изделия. Пользоваться инструментами для выполнения операций по изготовлению деталей и изделий с криволинейным контуром. Выполнять правила безопасности труда при пользовании инструментами /ножовкой по дереву, лобзиком, напильником и др./. Выполнять операции по художественному выжиганию, используя предназначенный для этой работы аппарат. Собирать различные изделия на гвоздях и на клею. Определять по внешнему виду 2-3 породы древесины, заготавливать для работы полуфабрикаты и фанеру. Выполнять изделия из полуфабрикатов древесины и фанеры по техническому рисунку или заданному эскизу. Определять типовые детали, соединять детали конструктора неподвижно, подвижно. Определять виды тонкого листового металла и проволоки, рационально организовывать рабочее место, планировать ход работы, выполнять под руководством учителя трудовые операции по изготовлению детали или изделия из листового металла и проволоки. Осуществлять контроль качества выполненной работы по эскизу или техническому рисунку. Читать простейшие электрические схемы, собирать по схеме цепь карманного фонаря, оконцовывать и соединять электрические провода. Выполнять соединения деталей из фанеры, проволоки и тонкого листового металла.
VII класс 70 часов в год 2 часа в неделю
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Содержание работы в текущем учебном году. Демонстрация изделий, изготовленных в 6 классе. Организация и содержание рабочего места. Правила внутреннего распорядка. Правила безопасности труда. Распределение общественных обязанностей между учащимися. Соблюдение личной гигиены «о время работы в школьной мастерской, ознакомление учащихся с оборудованием учебной мастерской и его расстановкой. Беседа о профессиях сборщика деревообрабатывающего производства.
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.
Конструирование и изготовление изделий из древесины. Изготовление изделий /деталей/ прямоугольной формы /отверстия, фаски, выступы/. Примерный перечень изделий: Подставка для цветов, лопатка детская, коробки для хранения мелких деталей, диафильмов, инструменты для штукатурных работ, скворечник, кормушка для птиц и домашних животных, детали для наглядных пособий, готовальни для чертежных и слесарных инструментов, предметы домашнего обихода, игрушки, Технико-технологические сведения: породы древесины, свойства древесины. Виды пиломатериалов, технология изготовления древесностружечных плит. Начальное представление о рельефном чертеже и эскизе деталей призматической формы /две-три проекции/, расположение видов на чертеже. Разметка деталей прямоугольной формы по чертежу. Понятие о сборочном чертеже. Достоинства и недостатки древесины. Породы древесины, распространенные в данной местности /сосна, ель, береза и др./. Доски и бруски. Пласть, кромка, торец, ребро доски и бруска. Гвозди и шурупы. Шкурка шлифовальная. Инструменты и приспособления. Рейсмус, разметочный циркуль, шерхебель, рубанок, коловорот со специальным приспособлением, дрель. Верстак, его назначение и устройство. Правила пользования. Виды пил, пиление в специальном поворотной стусле, его назначение и устройство. Экономная разметка. Приемы сверления, использование тренажеров для отработки прямого сверления. Правила безопасности труда. Виды механической обработки древесины на предприятии. Знакомство с массовыми профессиями рабочих по обработке древесины, Межпредметные связи: Математика, /построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки/. Лабораторные и практические работы. Ознакомление с образцами пиломатериалов, применяемых в столярном производстве и строительстве, разработка технологических карт на изготовление детали призматической формы и сборку его. Работа над чертежами детали призматической формы. Выполнение эскизов деталей. Определение рациональной последовательности сборки изделий по чертежу изготовляемых объектов. Строгание шерхебелем, рубанком базовых поверхностей заготовки и проверка их масштабной линейкой с рельефными делениями, столярным угольником. Разметка ширины и толщины заготовки рейсмусом. Разметка заготовки при помощи масштабной линейки и угольника. Пиление ножовкой /поперечное, продольное/. Сверление отверстий. Обработка деталей рашпилем, абразивной шкуркой, сборка деталей на гвоздях и шурупах. Окрашивание водными и масляными красками, выжигание, лакирование. Учет остаточного зрения при выполнении различных операций с древесиной. Правила техники безопасности. Контроль готового изделия по чертежу, сравнение запланированного хода работы с фактическим. Определение причин отклонений. Демонстрации: Образцы готовых изделий. Технология изготовления изделия.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА . Изготовление деталей из тонкого листового металла и проволоки: объемные детали с криволинейным контуром, объемные детали из проволоки, изделия из тонколистового металла и проволоки. Примерный перечень изделий. Заготовки дли изготовления различных деталей, подвески для цветов, коробки для мелких предметов, совки, детали для моделей, детали и изделия по заказам предприятий, держателей для книжных витрин, подставки для паяльников и горячих предметов, детали для моделей, изделия для быта, головоломки для школьной игротеки. Технико-технологические сведения: Технический рельефный рисунок, эскиз или чертеж изготовляемых деталей и изделий, определение рационального порядка изготовления или сборки изделий. Порядок построения развертки, назначение и устройство специальных гибочных приспособлений, механических ножниц. Заклепочные соединения, обозначение на чертеже заклепочного соединения, назначение и устройство натяжки, поддержки и обжимки. Приемы завальцовки проволоки и сборки. Назначение и устройство сверлильного станка. Подготовка поверхности тренажера к окраске масляной эмалью. Антикоррозионная и декоративная отделка как способ продления срока службы металлических изделий. Бережное отношение к материалам. Правила безопасности труда. Межпредметные связи. Математика, /осевая симметрия, построение фигур, симметричных относительно прямой/. Практические работы. Выполнение рельефных эскизов, технических рисунков и чтение чертежей изготавливаемых деталей и изделий. Определение рационального порядка изготовление или сборки изделий. Правка заготовки, разметка деталей. Разрезание заготовки ручными ножницами, гибка проволоки листового металла ручными инструментами и с помощью приспособлений. Опиливание кромки и углов деталей из тонкого листового металла толщиной до 0,8 мм. Выработка умений и навыков с применением тренажеров. Сверление отверстий на сверлильном станке. Соединение деталей из тонкого листового металла заклепками или точечной сваркой. Контроль готового изделия по чертежу с помощью измерительных инструментов. Окраска изделия масляной краской. Демонстрации. Технология изготовления деталей и изделий.
ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ. Механизмы преобразования и передачи движений. Технико-технологические сведения. Понятие о механизме. Принцип работы, устройство и назначения механизмов передачи и преобразования движений /на примере ременной и реечной передач/. Ведущая и ведомая детали. Передаточное число. Рельефные условия обозначения ременной и зубчатой передач на кинематической схеме. Назначение, принцип работы, устройство сверлильного станка. Кинематическая рельефная схема сверлильного станка. Достижения науки и техники в создании современных сверлильных станков. Приемы управления станком. Правила безопасности труда. Межпредметные связи. Математика, /отношение двух чисел, пропорция, основные свойства пропорции/. Лабораторные и практические работы. Знакомство с механизмами преобразования движения. Ознакомление с устройством настольного сверлильного станка. Подготовка к работе и управление настольным сверлильным станком /выбор и установка сверл, подача сверла, регулирование высоты шпинделя/. Демонстрации. Динамические модели ременной и реечной передач.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ . Изготовление изделий в неразветвленной электрической цепью из бытовой осветительной арматуры. Примерный перечень изделий. Сборка электрической цепи светового /звукового/ телеграфа, сигнализатора уровня жидкости, сигнального устройства поворотов автомобиля, светофора, игр из серии "Кто быстрее?", фонарь, одноламповые светильники /настольные, подвесные, настенные и напольные/, нагреватель к аквариуму и др. Технико-технологические сведения. Виды бытовых одноламповых светильников. Устройство бытовой лампы накаливания, патрона, выключателя, штепсельной вилки. Виды и назначение марок проводов, применяемых в бытовых светильниках. Правила и приемы монтажа электрической цепи изделия. Понятие об электрической схеме /принципиальной и монтажной/, назначение и устройство переключателя на два положения. Использование оптических приборов и увеличивающих луп при выполнении электромонтажных работ и разработки электрических схем. Беседы о профессиях электро и радиотехнического производства /слесарь-электрик, телефонист, телеграфист и др./ Правила безопасности труда. Правила электробезопасности. Требования к готовому изделию. Лабораторные и практические работы. Выполнение рельефных электросхем специальных наборов тина "Электроконструктор", сборка по схеме одноламповой электрической цепи. Планирование работы, оконцевание проводов, монтаж электрической цепи изделия. Испытания изделия в работе. Составление рельефной схемы светофора. Устройство и принцип работы светофора. Конструирование светофора и сборка электрической цепи, ознакомление с видами световой и звуковой сигнализации, телеграф, сигнализатор уровня жидкости, проверка работы. Ознакомление с сигнальным устройством поворотов автомобиля. Устройство переключателя на два положения. Демонстрации. Образцы изделий.
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ . Изготовление изделий, содержащих детали из древесины и листового металла. Примерный перечень изделий. Учебно-наглядные пособия для школы, хозяйственный инвентарь, модели, игрушки для дошкольного отделения спецшколы-интерната и специальных детских садов для детей с нарушением зрения. Технико-технологические сведения. Устройство и назначение изготовляемых изделий. Способы, приемы и последовательность сборки изделий, разработка конструкции изделия. Выбор способов соединения деталей. Планирование работы. Демонстрации. Образцы изделий. Чеканка по металлу /плоско-рельефная чеканка/. Примерный перечень изделий. Чеканка с изображением зверей, птиц, рыб, для шкафов детского сада /дошкольного отделения/, сувениры л др. Технико-технологические сведения. Понятие о чеканке по металлу. Основные виды чеканки. Инструменты для выполнения плоско-рельефной чеканки. Правила, приемы и последовательность выполнения плоско-рельефной чеканки по металлу. Правила безопасности. Практические работы. Выбор и правила заготовки, разработка эскиза изображения. Нанесение изображения по контуру и закрепление на фанерном основании отделка изделия /применение химических препаратов и растворов для обработки изделия и механическая обработка/. Демонстрации. Образцы изделий.
ЭКСКУРСИИ Ознакомление на промышленном предприятии /УПП общества слепых/ с механической обработкой металла. Знакомство с трудом рабочих массовых профессий по обработке металла.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА ЗАНЯТИЯХ НО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ в 7кл.
Изготовлять по заданным чертежам изделия прямоугольной формы с элементами /отверстия, фаски, выступы/ из древесины и фанеры, включая разметку, обработку деталей, соединение гвоздями и шурупами, механическую отделку и крашение, читать чертежи деталей призматической формы и определять порядок их изготовления. Определять передаточное число ременной передачи, подготавливать к работе я управлять настольным сверлильным станком. Читать эскизы, технические рисунки и чертежи изготовляемых деталей и изделий из металла изготовлять изделие, состоящее из нескольких деталей тонколистового металла и проволоки соединять детали изделий из тонколистового металла клепкой по сборочному чертежу /точечной электросваркой - при организации данной работы в мастерской/. Осуществлять контроль точности изготовления отдельных деталей и изделия в целом по чертежу, окрашивать изделия масляными эмалями. Собирать по схеме электрические цепи с последовательным соединением ламп, монтировать электрические цепи одноламповых бытовых светильников. Планировать работу, выполнять соединения деталей из древесины и листового металла. Выполнять плоско-рельефную чеканку по металлу /выбор заготовки прочеканивание по рисунку/ по образцу.
VIII класс 70 часов в год 2 урока в неделю
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. Содержание предстоящей работы в мастерских. Ознакомление с изделиями, изготовленными учащимися шестых классов. Требования к качеству изготавлиемых изделий. Организация и содержание рабочего места, правила внутреннего распорядка и безопасности труда. Распределение общественных обязанностей между учащимися.
ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ . Изготовление изделий, включающих детали цилиндрической формы. Примерный перечень изделий. Ручка для садового и сельскохозяйственного инвентаря, детские лопатки, эккер, городки, валики, скалки, вешалки и другие детали цилиндрической формы к моделям и приборам. Технико-технологические сведения. Первоначальные представления о чертеже и эскизе деталей цилиндрической формы. Правила пиления древесины вдоль волокна. Устройство лучковой пилы. Требования к заготовкам. Приемы обработки деталей цилиндрической формы ручным инструментом, работа рашпилем. Токарный ручные резцы. Приемы закрепления заготовок. Правила безопасности труда. Экономная разметка материалов. Общие понятия о лесной и деревообрабатывающей промышленности. Основные рабочие специальности в лесной и деревообрабатывающей промышленности. Межпреддетнне связи. Физика, /силы трения, скольжения, качения, покоя/. Лабораторные и практические работы. Определение твердости древесины. Чтение рельефных чертежей деталей цилиндрической формы, определение порядка изготовления таких деталей. Распиливание заготовок вдоль волокон, разметка квадратной заготовки. Изготовление деталей цилиндрической формы с помощью ручных инструментов. Сборка изделий, содержащих детали цилиндрической формы по сборочному чертежу. Контроль готового изделия по чертежу. Демонстрации. Действующие модели отдельных узлов станка. Изготовление изделий с шиповыми соединениями /некоторые операции - в ознакомительном плане/ Примерный перечень изделий. Готовальни для приборов и пособий, укладочные ящики для инструментов, предметы домашнего обихода, сувениры /шкатулки/ изделия по заказам предприятий и др./ Технико-технологические сведения. Сборочный чертеж изделия с шиповыми соединениями. Породы древесины и их характерные признаки. Шиповое соединение деталей /назначение, область применения/. Последовательность и приемы разметки запиливания и получения прямых шипов и проушин. Устройство и назначение долот, плотничных и столярных стамесок »приспособления для разметки и получения шипов и проушин, соединение деталей с помощью шкантов. Виды клеев для соединения деталей из древесины. Приемы склеивания. Применение нагелей. Зажимные приспособления: струбцины, винтовой пресс. Отделка изделий. Эстетические требования к форме и отделке изделия. Правила безопасности труда. Межпредметные связи. Геометрия. /расстояние от точки до прямой, построение касательной к окружности./. Практические работы. Чтение чертежей деталей и изделий с шиповыми соединениями. Экономная разметка материалов. Изготовление изделий с шиповым соединением деталей запиливание, долбление шипов и проушин, подгонка, определение порядка сборки, сборка и склеивание деталей с использованием струбцин и винтового пресса. Шлифование абразивной шкуркой. Отделка изделий. Контроль качества работы. Анализ выполненного задания. Сравнение запланированного хода работы с фактическим. Демонстрации. Образцы изделий. Комплексы столярню инструментов.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. Изготовление изделий из сортового проката Примерный перечень изделий. Детали по заказам предприятий, заготовки для производительного труда учащихся УП-УШ классов, крючки для вешалки, шпатель, мотыга, грабли, подставки для посуды, горячих предметов, книг и др. зажимы для таблиц, приспособления для качественного, более производительного и безопасного выполнения работ. Технико-технологические сведения. Порядок выполнения эскиза изготовляемой детали. Знакомство с обозначениями заклепочных и сварных соединений на чертежах. Понятие о резании металлов, Назначение и устройство ножовки, напильника, зубила. Приемы работы ножовкой /на тренажере/, зубилом, напильником /на тренажере/. Устройство штангенциркуля для слепых с точностью измерений до 0,1 мм. Приемы выполнения различных измерений. Изучение устройства штангенциркуля для слепых, овладение приемами измерения. Основные свойства /цвет, твердость, прочность, пластичность, хрупкость, электропроводность черных /чугун, сталь/ и цветных /медь, алюминий, цинк/ металлов и их сплавов /дюралюминий, латунь, бронза/ и виды сортового проката и их применение. Особенности обработки сортового проката. Получение сопряженных отверстий в деталях изделий. Правила безопасности труда. Требования, предъявляемые к качеству изготовляемого изделия. Сведения, о профессиях, слесарь-сборщик, слесарь-монтажник. Лабораторные и практические работы. Измерение штангенциркулем с точностью измерения до О, I мм. Ознакомление с видами металлического проката. Ознакомление с видами напильников. Овладение двигательными навыками работы с напильником на тренажере. Выполнение эскизов отдельных изготовляемых изделий. Определение толщины металлического проката штангенциркулем. Разметка деталей с помощью масштабной линейки, угольника, чертилки, кернера, циркуля и по шаблону. Экономная разметка заготовок. Разрезание металлов ножовкой. Рубка зубилом в тисках по уровню губок и на плите. Опиливание плоскостей под линейку /в том числе плоскостей, расположенных под различными углами/. Отделка напильником. Соединение деталей заклепками. Соединение деталей точечной сваркой. Определение качества выполненных операций и изготовленного изделия. Демонстрации. Образцы деталей и изделий.
ЭЛЕКТРОГЕХНИЧБХЗКИЕ РАБОТЫ . Изготовление изделий с разветвленной электрической цепью из бытовой осветительной аппаратуры. Примерный перечень изделий, двухламповые светильники бытовые, люстры двух- и трехламповые. Технико-технологические сведения. Параллельное соединение элементов цепи бытовой осветительной сети. Назначение, устройство и условные рельефные обозначения на электрических схемах штепсельной розетки, плавкого предохранителя. Принципиальная схема осветительной цепи. Правила и приемы присоединения проводов к штепсельной вилке, розетке, предохранительной коробке, патрону. Короткое замыкание. Правила безопасности труда при эксплуатации осветительной сети и выполнении битовых электромонтажных работ. Экономия электрической энергии. Профессия - электромонтер. Лабораторные и практические работы. Сборка разветвленных электрических цепей из ламп, предохранителей, розетки, выключателей с применением увеличительных оптических устройств. Планирование работы. Подготовка деталей изделия. Подготовка проводов для электромонтажа. Сборка, электромонтаж и испытание изделий. Контроль качества изделия. Анализ допущенных ошибок. Демонстрации. Образцы изделий .
СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ . Деревянная мозаика. Примерный перечень изделий. Сувениры, памятные знаки, индивидуальные знаки для детских шкафчиков, изделия для оформления школы. Технико-технологические сведения. Понятие о деревянной мозаике. Основные требования к подбору пород древесины для мозаики. Инструменты для выполнения деревянной мозаики. Правила, приемы и последовательность выполнения деревянной мозаики. Правили безопасности труда. Практические работы. Разработка эскиза несложного мозаичного изделий. Выбор заготовки. Планирование работы. Подбор шпона для. изображения. Отделка изделия. Контроль качества работы. Демонстрации. Образцы изделий .
ЭКСКУРСИЯ Ознакомление с предприятиями по обработке древесины и металлов. Организация работ в заготовительных, механических и сборочных цехах предприятий. Знакомство с содержанием труда рабочих кассовых профессий. Рассказ о жизни и творческом пути известного в районе /городе, республике, стране/ передовика производства данной профессии.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ЛОЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА УРОКАХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ TРУДУ В 8 классе. Управлять токарным станком по древесине /установка заготовки, подручника, пуск, выключение/. Читать чертежи детали цилиндрической формы и чертежи изделий с шиповыми соединениями, определять порядок сборки изделий по чертежу. Уметь производить контроль готового изделия по чертежу, изготовлять изделия с шиповыми соединениями деталей /разметка, запиливание, долбление шипов и проушин, подгонка, склеивание деталей с использованием струбцины и винтового пресса/, выполнять эскизы изготовляемых деталей /одна- две проекции/, изготовлять детали цилиндрической формы с помощью ручных инструментов и на токарном станке /выбор, подготовка и закрепление заготовки , черновое и чистовое точение, отделка абразивной шкуркой, отрезание детали/. Изготовлять изделия с использованием сортового проката по заданному эскизу или чертежу, разбирать и собирать бытовую осветительную электроарматуру, монтировать осветительные цепи из бытовой электроарматуры. Выполнять соединения деталей из древесины, обточенных на токарном станке и деталей из сортового металла, выполнять деревянную мозаику по образцу.
IX класс 70 часов в год 2 часа в неделю
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ Содержание работы в текущем году. Ознакомление с объектами труда, изготовленными учащимися в предыдущие годы. Основные требования к качеству изготовляемых изделий. Организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка и безопасности труда в учебных мастерских. Распределение общественных обязанностей между учащимися. ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ. Изготовление изделии из древесины на токарно-винторезном станке по дереву. Примерный перечень изделий. Ручки для инструментов /напильников, киянок и др./ садового и огородного инвентаря, совков, игрушек для детского сада или дошкольного отделения спецшколы-интерната. Технико-технологические сведения. Настройка токарно-винторезного станка. Правила ухода за станком. Правила техники безопасности при работе на токарно-винторезном станке. Практические работы. Изготовление деталей с коническими и фасонными поверхностями на токарном станке. Отделка изделий, Экономность в расходовании материалов. Контроль за процессом и результатами работы. Демонстрации. Чтение рельефных кинематических схем, динамические модели "зубчатые передачи", ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ. Токарно-винторезный станок. Примерный перечень изделий. Заготовка для болтов, винтов, гаек и других деталей для изделий, изготавливаемых на уроках. Технико-технологические сведения. Управление токарно-винторезным станком. Составление рельефной технологической карты операций по обработке деталей. Понятие о хронометрировании каждой операции и всего процесса изготовления деталей. Практические работы. Упражнения по управлению токарным станком на тренажере. Закрепление заготовок в патрона станка. Установка резца в резцедержателе. Обтачивание наружной цилиндрической поверхности и отрезание деталей. Использование для проверки размеров линейки и штангенциркуля с рельефной индикацией. Демонстрации. Макеты резцов.
ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ. Изготовление изделий, содержащих детали с цилиндрическими поверхностями. Примерный перечень изделий. Заготовки для деталей резьбовых соединений /шпилек, винтов, болтов, гаек/, воротки для плашек и метчиков, детали к моделям, приборам, инструментам и приспособлениям. Технико-технологические сведения. Чертеж детали цилиндрической формы. Токарные резцы: проходной, подрезной, отрезной. Приемы и последовательность обтачивания металлических деталей на токарно-винторезном станке. Правила безопасности труда. Уход за станком. Утилизация стружки и использование отходов металла. Понятие о профессиях токаря и наладчика ставков. Межпредметные связи. Физика. /силы трения, теплота и работа/. Лабораторные и практические работы. Ознакомление с токарными резцами. Чтение рельефного чертежа тела вращения, определение его элементов /фаски, закругления, уступы/. Обозначение на чертеже допустимых отклонений от номинальных размеров. Проверка пригодности заготовки, установка и закрепление ее в патроне. Установка резцов. Подрезание торца, обтачивание наружных цилиндрических поверхностей с уступом по операционным картам /с ручной подачей суппорта/, сверление отверстий и отрезание заготовок. Демонстрации. Образцы деталей, виды резцов. Термическая обработка углеродистой стали. Чертилка, кернер, зубило, молоток, ножки разметочного циркуля и др. Технико-технологические сведения. Свойства стали в зависимости от содержания углерода. Закалка, отжиг и отпуск. В ознакомительном плане. Правила безопасности труда при выполнении термических работ. Межпредметные связи. Физика. /кристаллическое строение твердых тел/, химия, /окисление/. Лабораторные и практические работы. Понятие об определении режима закалки. Определение твердости метилов. Демонстрации. Образцы сталей по твердости.
Изготовление деталей с наружной и внутренней резьбой. Примерный перечень изделий. Болт, шпилька, гайка, детали к моделям, приборам, приспособлениям и инструментам, детали и изделия по заказам предприятий. Технико-технологические сведения. Метрическая резьба. Элементы резьбы. Обозначение наружной и внутренней резьбы на чертеже. Резьбонарезной инструмент и приспособления: плашки, метчики, плашкодержатели, воротки, их назначение и устройство. Определение с помощью справочной таблицы диаметра сверла для отверстия и диаметра стержня под резьбу, Правила и приемы нарезания резьбы. Правила безопасности труда. Межпредметные связи. Физика. /силы трения, теплота/. Практические работы. Нарезание наружной и внутренней резьбы. Определение качества резьбы. Анализ причин допущенных отклонений. Демонстрации, Виды резьбонарезного инструмента, образцы резьб.
ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ . Изготовление электромеханических изделий. Примерный перечень изделий. Электромагнитный звонок, электромагнитные игрушки "Колодец" и "Твердая рука", электромагнитные приборы для кабинета физики /ремонт/, модели автоматов, устройство автоматической сигнализаций. Технико-технологические сведения. Принцип действия и устройство электромагнита. Виды сердечников, принцип действия электрического звонка, реле, коллекторного электродвигателя. Понятие об автоматике, основные элементы автоматических устройств. Достижения науки и техники в области автоматизации производства в нашей стране. Правила и приемы монтажа обмоток электромагнита. Межпредметные связи. Физика, /сила тока, напряжение, сопротивление, электромагнитные явления/. Лабораторные и практические работы. Сборка и изучение работы электромагнита, звонка, реле, коллекторного электродвигателя из деталей "Элестроконструктора". Планирование работы. Изготовление электромагнита в следующей последовательности: изготовление деталей, намотка катушки, наращивание концов обмотки. Монтаж электрической цепи изделия. Демонстрации. Образцы изделий. Примерный перечень изделий. Схемы осветительной сети здания, квартиры, информационные табло и др. Технико-технологические сведения. Общее понятие об устройстве осветительной сети внутри здания, в квартире. Виды проводов и изоляционных материалов, используемых для внутренней электропроводки в жилом помещении. Крепежные и установочные материалы. Приемы разметки и прокладки проводов. Понятие о типовых схемах подключения люстр, светильников. Устройство предохранительных коробок, предохранителей, патронов, выключателей, штепсельных розеток, вилок. Порядок подключения эл, проводов к электроосветительной арматуре. Оконцовывание, сращивание и ответвление проводов. Межпредметные связи. Физика, /проводки и изоляторы, плавкие предохранители/. Демонстрации. Действующая модель квартиркой электропроводки.
ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ТРУД Изготовление изделий из древесины и металла по заказам школы и учебно-производственных предприятий общества слепых, сборочные монтажные и электромонтажные работы Изучение двигателя внутреннего сгорания /в ознакомительном плане/ Примерный перечень изделий. Болты, гайки, валики, шпильки, инвентарь для штукатурных и малярных работ, грабли, лопаты, носилки, штакет для ремонта штакетника. Примерный перечень работ. Оконцевание шнура и провода, подключение шнуров и проводов к электроарматуре, аппаратам и приборам. Сборка розеток, выключателей и др. эл.арматуры. Технико-технологические сведения. Характеристика продукции базового предприятия. Содержание и организация практических работ. Коллективные формы работы. Организация рабочего места. Технология изготовления учащимися изделий в ходе производственного труда с учетом их зрительных возможностей. Требования к качеству изделий. Нормирование и оплата труда. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда. Организация труда в бригаде. Практические работы. Подготовка рабочего места. Изготовление изделий с помощью увеличивающих оптических луп и осязанием. Взаимоконтроль и самоконтроль. Учет и оценка готовой продукции. Прием готовой продукции. Укладка и упаковка изделий, подведение итогов работы.
ЭКСКУРСИЯ Ознакомление с работой одной из бригад УПП, содержанием и объемом работ членов бригады. Рассказ о труде я быте рабочих дайной профессии.
УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ В IX КЛАССЕ Читать чертежи деталей с конической и фасонной поверхностями и определять порядок изготовлении этих деталей, обтачивать на токарном станке по древесине фасонные детали длиной 150-200 им с последующим шлифованием абразивной шкуркой, обтачивать детали с коническими поверхностями. Управлять токарно-винторезным станком, устанавливать скорости вращения шпинделя. Подрезать торец детали на токарно-винторезном станке, обтачивать наружную цилиндрическую поверхность с точностью до 0,2 мм ручкой подачей суппорта. Определять диаметр сверла для отверстия и диаметр стержня под резьбу и нарезать наружную и внутреннюю резьбу ручными резьбонарезными инструментами. Собирать модели электромагнитных устройств /звонок, реле, коллекторный электродвигатель/, выполнять правильно монтаж обмотки электромагнита, Собирать и регулировать изделия с электромагнитом. |