Адаптированная программа

PDF Печать E-mail

Адаптированная программа

ГОУ Валуйская специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа-интернат III - IVвидов

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

 

Трудовое обучение

(Технический труд)

(мальчики)

IV – IX классы

 

Программа составлена на основе программы

В.С. Ермолаева,  Свердловской тифлотехнической

лабораторией НИИ дефектологии АПН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Федосеев А.В.

 

 

 

 

 

Валуйки.

2010г.

 

 

 

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Трудовое политехническое обучение в 1У-1Х классах школ слепых и слабови­дящих является органической составной частью единой системы обуче­ния, воспитания и развития учащихся и строится на общеобразователь­ной основе, предусматривая последовательное осуществление принципов политехнического обучения. Трудовое политехническое обучение и вос­питание является важным средством компенсаторного развития слабови­дящих детей. Оно направлено на воспитание у учащихся психологической готовности принимать активное участие в общественно-полезной дея­тельности.

Трудовое обучение в 1У-1Х классах школ слабови­дящих имеет, в основном, те же цели, что и трудовое обучение в массо­вой школе: дать учащимся первоначальные необходимые знания и умения в области технического тру­да; развивать предметные и пространственные представления, техничес­кое мышление и конструкторские способности,   оказывать помощь в лучшем усвоении других предметов школьной программы, подготовить учащихся к сознательному выбору профессии по окончании сред­ней школы.

Однако, обучение в средней школе для слепых и слабовидящих имеет специфи­ческие особенности. При нарушении зрения процесс усвоения учебного материала затруднен. В связи с этим возникает необходимость постоян­ного сочетания словесного объяснения учителя с индивидуальным прак­тическим показом приемов выполнения той или иной трудовой операции. Сниженные зрительные возможности детей ведут к большим затратам времени на выполнение технологических операций. Это требует изменения содержания методов и организации трудового обучения, и иной последовательности изучения различных разделов программы в сравнении с обучением труду в массовой школе.

В содержание трудового обучения в 1У-1Х классах входят: занятия по техническому труду в учебных мастерских, связанные с ручной и ме­ханической обработкой бумаги, картона, древесины, металла, пластических масс; различные сборочные работы с элементами конструирования и моделированиям также элементы машиноведения и электротехники; На примере конк­ретного вида труда ученики должны овладевать основами техни­ки измерения линейных величии, умениями читать неслож­ную техническую документацию. Значительное место в про­грамме отведено формированию некоторых специальных уме­ний и навыков, необходимых в работе по изготовлению сле­пыми школьниками изделий и выполнению производственных заказов предприятий общества слепых. Учебно-воспитательная задача решается главным об­разом в процессе практического обучения, включающего в себя упражнения, лабораторно-практические и практиче­ские работа, экскурсии. Программа предусматривает вовле­чение учащихся в общественно полезный, производительный труд, который способствует повышению активности трудо­вого обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. В целом на практическое обучение их должно отводиться не менее 80 % общего бюджета учебного времени. Содержание необходимых для труда знаний согласует­ся с характером практических работ по каждому разделу или теме программы. Соответствующие технико-технологи­ческие сведения сообщаются в ходе вводного, текущего и заключительного инструктажа в объеме, обеспечивающем сознательное, качественное и творческое выполнение практического задания, лабораторно-практических работ, и соблюдением требований по охране труда. Трудовое обучение в каждом классе специальной шко­лы для слепых детей завершается обобщающими экскурсиями, в процессе которых решаются познавательные, воспитатель­ные и профориентационные задачи. По усмотрению школы до­пускается приведение дополнительных тематических экскур­сий по отдельным разделам программ.

С учетом местных условий программы предусматривают вариативность содержания обучения. Допускается уточнение перечня видов работ и объектов труда в соответствии     с имеющимися возможностями и потребностями, в том числе на основе заказов школы и предприятий Общества слепых.

При организации занятий по труду ставится задача повышения эффективности воспитания учащихся с учетом особенностей различных возрастных групп и клинических форм основного заболевания, а также особенностей зри­тельного восприятия.

Особое внимание уделяется вопросам развития у уча­щихся  общественно-тру­довой активности, формирования мотивов их учебно-трудовой деятельности и общественно полезного производитель­ного труда. Перед учащимися специальной школы на заня­тиях по трудовому обучению раскрывается общественная сущность труда в обществе, трудовые
права и обязанности граждан нашей страны.

Обязательным в трудовой подготовке учащихся девяти­летней школы для слепых детей должно стать экономическое образование и воспитание. В целях политехнического образования учащихся,   их знакомство с техникой и технологией должно осуществлять­ся на основе естественно-научных знаний, полученных     по общеобразовательным предметам. Для этого в программе пре­дусмотрены межпредметные связи. При изучении технологи­ческих машин, а также изготавливаемых учащимися техниче­ских устройств обращается внимание на принцип работы, принципиальную схему устройства, конструкцию, способы управления.

Трудовая подготовка учащихся должна строиться     на основе оптимального сочетания исполнительского и твор­ческою компонентов деятельности. Для развития творче­ских способностей учащихся специальных школ в программы введены элементы технического творчества.

Организация работ учащихся на основе производственных заказов, экскурсии на производства Общества слепых создают необходимые коллективные условия для действенной профориентационной работы. Программы с учетом направле­ний их содержания предусматривают ознакомление учащихся специальной школы с основными рабочими профессиями про­мышленного производства. Все это должно помочь выпускникам девятилетней школы осознанно выбрать будущую профессию,

Особое внимание обращается на знание и точное соблю­дение слепыми учащимися правил безопасности труда, производственной санитарии и личной гигиены. На каждом вводном занятии следует знакомить школьников с общими правилами труда, а на последующих занятиях объяснять правила безо­пасного выполнения каждой трудовой операции и знакомить с мерами предупреждения травматизма.

На занятиях в учебных мастерских учащиеся 1У-1Х клас­сов школ слепых получают первоначальные сведения об осно­вах техники и технологии, знакомятся с организацией     и экономикой производства. У школьников формируются   зна­ния и вырабатываются умения по способам обработки материалов ручными инструментами и на станках. Наибольшее вни­мание в программе отведено обработке металлов и древесины. Кроме этого, учащиеся знакомятся с основами машиноведения и электротехники, учатся управлять технологическими   ма­шинами, выполнять наиболее распространенные виды электро-технических работ.

Для формирования у школьников общетрудовых, общетех­нических и некоторых специальных знаний, умений и навыков программой предусматривается последовательный переход от освоения учащимися приемов обработки материалов ручными инструментами к управлению различными технологическими машинами. Школьников знакомят с приемами работы на станках /сверлильном, токарном по дереву, металлу. Фрезерном/, с общими принципами устройства технологического оборудова­ния школьных мастерских, его конструктивными особенностя­ми, правилами и приемами управления.

С целью усиления коррекционно-воспитательной направленности трудового обучения ведущая роль в программе по  техническому труду для школ слепых отводится практическим работам и общественно полезному, производительному труду. Практические работы должны быть направлены на изготовле­ние различных объектов труда, носящих общественно   полезный характер. В программе содержится примерный перечень таких объектов.

В процессе трудового обучения в школе слепых необ­ходимо широко использовать специальные технические сред­ства, дающие возможность использовать   остаточное зрение при обработке различных материалов ручным и механическим способами. С этой целью применяются специальные приспо­собления с 8-ми кратными и более увеличивающими лупами на контрольно-измерительных приборах и инструментах, на станках и других рабочих устройствах.

Большое внимание уделяется использованию средств наглядности: рельефных рисунков, чертежей, плакатов и др. Широко применяются и натуральные средства наглядно­сти; действующие электрические схемы, наборы типа "Электроконструктор" и др.

Для формирования политехнического кругозора учащих­ся в процессе обучения важно обращать внимание школьни­ков на особенности ручной и станочной обработки древе­сины и металлов, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования.

В программу включен также ряд лабораторно-практических работ по исследованию свойств материалов, устрой­ства станков и назначения инструментов. Это имеет боль­ное значение для формирования знаний учащихся о материа­лах, принципах действия и устройства машин. Кроме того, введены в определенной системе элементы специальной гра­фики, предусматривающие чтение и выполнение рельефных рисунков, чертежей, охам.

Программой предусмотрено изучение основ машиноведе­ния. Основные сведения по этому разделу излагаются в следующей последовательности: типовые детали и их соединения, механизмы передачи и преобразования    движения, принцип действия и устройство основных технологических машин.

Общие понятия формируются в ходе изучения конструкций конкретных технологических механизмов и машин, получе­ния первоначальных навыков управления ими.

При организации общественно полезного производи­тельного труда   в процессе обучения слепых школьников, технологии обработки металлов следует разрабатывать и применять разнообразные специальные приспособления, позволяющие им выполнять отдельные трудовые операции с соблюдением определенных технологических требований: точности форм и размеров, параметров, шероховатости по­верхности.   Однако обучение новой операции, предусмот­ренной программой, следует начинать с освоения приемов работы ручным инструментом, без технологических приспо­соблений. Учащихся следует предварительно знакомить   с устройством и принципом действия этого инструмента, при­емами обращения с ним и правилами безопасности труда. После этого учитель демонстрирует школьникам преимущест­ва выполнения той же работы с помощью специальных при­способлений.

Лабораторные и практические работы в учебных мастер­ских школы слепых детей носят характер элементарных ис­следований. К таким относятся слесарно-монтажные работы. Сюда же можно отнести и другие работы, необходимость в выполнении которых диктуется определенными местными ус­ловиями, обуславливается конкретными возможностями, а также целесообразностью.

В целях усиления работы по коррекции и компенсации нарушенного зрения в школах для слепых детей программой предусмотрены специальные занятия,  которые могут быть  включены учителем труда в состав лабораторно-практических работ и упражнений. К ним относятся занятия по вы­полнению заданий следующего содержания:

а/ моделирование и конструирование  с применением рельефных контрастных схем, чертежей, рисунков, инструк­ционных карт и т.п.;

б/ измерительные действия с применением специаль­ных инструментов с оптическими насадками разного увели­чения от е-ми кратного и более;

в/ применение дидактического материала, деталей и инструментов с учетом особенностей обучения детей     с  глубоким нарушением зрения.

В целях охраны остаточного зрения на занятиях по трудовому обучению необходимо строго учитывать и выпол­нять рекомендации офтальмологов, следить за соблюдением правил личной гигиены и безопасности труда.

Инструктаж с учащимися по соблюдению правил техники безопасности проводится перед каждым конкретным занятием /заданием/, а также в том случае, если работа по выполне­нию одного и того же задания выполняется в течение ряда занятий.

 

V класс

70 часов в год

2 часа в неделю

 

 

 

Раздел темы

 

 

Кол.час

Вводные уроки

Работа с бумагой и картоном

11 ч

Обработка древесины

12ч

Элементы машиноведения

10ч

Обработка металлов

11ч

Электротехнические работы

14ч

Специализированные работы

10ч

Экскурсия

 

 

 

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

 

Знакомство с учащимися, показ мастерской и ее обору­дования, приборов и инструментов. Беседа о труде и его значении в жизни людей, ознакомление с Правилами внутрен­него распорядка в мастерской, обшими правилами безопасно­сти труда, производственной санитарии и личной гигиены. Определение каждому учащемуся рабочего места. Организация и содержание рабочего места в образцовом порядке. Распре­деление общественных обязанностей между учащимися.

 

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ .

 

Примерный перечень изделий из бумаги и картона: гео­метрические тела /цилиндр, конус, различные призмы, куб, прямоугольный параллелепипед/ учебные модели часов, постройка домика, за­готовки для игр "Эдектровикторина", заготовки для моде­лей "Светофор" и др.

Технико-технологические сведения: Виды бумаги /пис­чая, чертежная, рисовальная, газетная/ и картона /серый, белый, желтый/. Их назначение. Инструменты, применяемые для картонажных работ /ножницы, металлическая линейка с рельефными делениями, картонажный нож. Назначение, устрой­ство и приемы работы с применением прибора для плоскост­ной разметки бумаги и картона. Бумажный клей. Понятие     о развертке и порядок ее выполнения. Сгибание бумаги и кар­тона. Правила техники безопасности при работе с бумагой и картоном.

Лабораторные и практические работы: Определение проч­ности и пружинящих свойств картона и бумаги в зависимости от формы /по профилю/. Разметка с использование шаблонов, масштабной металлической линейки с рельефными делениями, прямоугольного треугольника и прибора для плоскостной раз­метки. Вырезание различных разверток из картона я бумаги и их соединение с помощью клея.

Демонстрации: Образцы изделий.

 

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ

 

Изготовление плоских деталей /изделий/ с прямолиней­ным контуром.

Примерный перечень изделий: Рейки для плакатов, на­кладная доска для работы с пластилином, кормушки для птиц, стенды и подрамники для объявлений и плакатов, ящик для коллекций, ящик для мелких деталей, гвоздей и др.

Технико-технологические сведения: Породы древесины.

Части дерева. Понятие о пиломатериалах. Получение шпона и изготовление Фанеры. Конструкции изготовляемых изделий. Последовательность изготовления плоских деталей с прямо­угольным контуром. Начальное представление о графической документации, чертеже и эскизе плоской детали. Типы ли­ний /оплошная основная - линия видимого контура, сплошная тонкая - линии размерные и виновные/, нанесение размеров. Выполнение эскиза изготовляемой детали.

Устройство и назначение верстака, приемы работы ручными инструментами с помощью приспособлений: масштабная линейка с рельефными делениями, специальный столярный угольник, ножовка с ограничителем, напильник, молоток, клещи, приспособления для распиливания фанеры и брусков под углом, специальное стусло. Назначение шаблонов и их применение.

Межпредметные связи: Математика.  /длина от­резка, обозначение длины отрезка, расстояние между точками, природоведение,  /лиственные и хвойные деревья/.

Лабораторные и практические работы:  Ознакомление с породами древесины и образцами фанеры с использованием увеличительных луп. Подготовка базовой поверхности. Упраж­нения по освоении приемов работы ручными инструментами и с помощью приспособлений. Разметка по шаблону. Пиление фа­неры и брусков столярной ножовкой, применение приспособ­лений для изготовления изделий с прямолинейным контуром. Проверка деталей масштабной рельефной линейкой и угольником. Отделка поверхности изделий абразивной шкуркой и водными растворами красителей.

 

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ

Механический конструктор - простейшая модель машины.

Технико-технологические сведения: Особенности работ слепых детей с механическим конструктором. Назначение механического конструктора и его деталей. Правила пользо­вания механическим конструктором. Понятие о профиле   ма­териала и его назначения. Виды соединений деталей между собой с помощью винтов и гаек. Правила пользования гаеч­ными ключами и отверткой. Назначение валов, осей, колеса и соединение их между собой. Элементы НОТ при техническом конструирований. Правила техники безопасности.

Практические работы. Соединение деталей и сборка изделий по словесному описанию и по собственному замыслу. Разборка изделия после проверки его в работе. Укладка де­талей на место. Сборка моделей типа "Ветряная мельница", "Подъемный кран" и др., аналогичных по сложности и объему. Определе­ние деталей по форме и размеру, подбор гаечных ключей.

 

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ

Примерный перечень изделий: Различные головоломки, колечки, цепочка, катушка   и др.

Технико-технологические сведения: Первоначальные све­дения о проволоке. Виды проволоки. Проволока из меди, алю­миния, стали диаметром 1-2 мм. Приемы и способы правки, гибки, намотки проволоки. Приспособления для правки и гиб­ки проволоки. Правила техники безопасности при работе с проволокой.

Практические работы: Ознакомление с внешним видом, цветом и свойствами проволоки. Магнитные свойства прово­локи, гибкость и вязкость, использование свойств прово­лок   в изготовлении различных проволочных изделий.

Демонстрации. Образцы изделий. Технология изготовления детали и изделия.

 

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ'РАБОТЫ

Первоначальные   электромонтажные работы.

Примерный перечень объектов работы: Сборка электри­ческой цепи карманного Фонаря, игры "Электровикторина", учебным пособий, макета освещения комнаты, проверка про­водимости электрического тока /проводники и изоляторы/.

Технико-технологические сведения: Электрическая энергия в народном хозяйстве страны. Общие правила техники безопас­ности при работе с различными электроприборами. Первона­чальные понятия об электрической цепи и ее элементах. Ис­точники электрической энергии, потребители, соединитель­ные провода, выключатели. Назначение электроконструктора, его детали и правила пользования им. Назначение микроарматуры /патрон, выключатель, переключатель/. Условные обо­значения на электрических схемах /источник тока, электриче­ская лампа, выключатель и проводник/. Понятие о проводни­ках и изоляторах. изоляция слесарно-монтажными инструмен­тами.

Лабораторные и практические работы: (проводятся, в основном, с деталями специальных наборов типа "Электроконструктор"). Ознакомление с устройством и принципом работы микроарматуры /патрона, выключателя„ переключателя/. Ознакомление с устройством и принципом работы электрической лампочки и батареи для карманного фонаря. Составление простейших электрических схем /для проверки проводников и изоляторов, карманного фонаря и др./ и сборка по электрическим схемам электрических цепей с использованием микроарматуры. Сборка электрического патрона и выключателя. Проверка их в работе.

Демонстрации. Действующий макет "Монтаж электропровоки в квартире".

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ

Конструирование и изготовление изделий, содержащих детали из различных материалов /картона, бумага, Дерева, металла/.

Демонстрации. Образцы изделий.

 

ЭКСКУРСИИ

Картонажный цех УПП общества слепых. Беседа о профес­сиях картонажного производства. Знакомство с работой и бы­том рабочих УПП.

 

 

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОМНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ В V КЛАССЕ

 

Определять   по внешним признакам вид бумаги и карто­на, прочность и пружинящие свойства их в зависимости от формы /по профилю/, пользоваться инструментом для разметки /масштабной металлической линейкой с рельефными делениями, прямоугольным треугольником, прибором для плоскостной разметки деталей из бумаги и картона/, пользоваться руч­ным инструментом для картонажных работ /ножницы, карто­нажный нож/ при вырезании различных деталей и соединять детали между собой с помощью клея.

Пользоваться механическим конструктором. Определять типовые детали, собирать различные модели по словесному описанию и по собственному замыслу.

Определять по внешнему виду 2-3 породы древесины, наиболее распространенные в данной местности, с исполь­зованием увеличивающих луп. Подготовить фанеру к нанесе­нию рельефного рисунка.

Определять виды проволоки /по магнитным свойствам, на изгиб, рационально организовать рабочее место, выпол­нять гибку и правку проволоки ручными инструментами и с применением специальных приспособлений, изготовлять по шаблону детали плоской формы из проволоки, осуществлять контроль формы и размеров готового изделия, определять качество изготовленного изделия.

Читать и составлять простейшие рельефные электриче­ские схемы, собирать по ним электрические цепи безопас­ного напряжения, оконцовывать и присоединить провода. Определять проводники и изоляторы.

Выполнять соединения деталей из бумаги, картона, фа­неры и проволоки. Конструировать и изготовлять изделия, содержащие детали из различных материалов /бумаги, кар­тона, фанеры, проволоки/. Планировать работу, рациональ­но организовать рабочее место.

 

 

VI класс

70 часов в год

2 часа в неделю

 

 

Раздел темы

 

 

Кол.час

Вводные уроки

Обработка древесины

12ч

Элементы машиноведения

12ч

Обработка металлов

16ч

Электротехнические работы

14ч

Специализированные работы

12ч

Экскурсия

 

 

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Беседа о труде и его значении в жизни людей. Цель, задачи и содержание работы в учебных мастерских школы в предстоящем учебном году. Демонстрация изделий, изго­товленных учащимися У класса в предыдущие годы. Правила внутреннего распорядка в мастерской, общие правила безо­пасности труда, производственной санитарии и личной гигиены, рабочее место, его организация и содержание в образцовом порядке. Распределение общественных обязанностей между учащимися.

 

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ .

Изготовление плоских деталей /изделий/ с криволи­нейным контуром.

Примерный перечень изделий. Силуэты животных, дет­ская игрушечная мебель, детали строительного конструк­тора, детали для моделей.

Технико-технологические сведения: Назначение и устрой­ство лобзика /общие понятия/. Приспособления для пиления лобзиком. Приемы и последовательность обработки деталей с криволинейным контуром с помощью лобзика с учетом исполь­зования возможностей остаточного зрения, по шаблону. Гвоз­ди, клей, их назначение и применение. Последовательность сборки изделий на гвоздях и на клею. Экономная разметка материалов. Приемы художественного выжигания, лакирова­ние. Правила безопасности труда.

 

Межпредметные связи. Математика,  /окружность, центр и радиус окружности/.

Практические работы. Разметка по шаблону. Отделка поверхности изделий абразивной шкуркой. Отделка масляными лаками. Сборка изделий на клею или гвоздях по техническому рисунку. Окончательная отделка изделия. Контроль готового изделия по техническому чертежу.

Демонстрации. Образцы готовых изделий.

 

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ.

Детали и соединения.

Технико-технологические сведения: Понятие об изделии.  Понятие о детали. Типовые детали, подвижные и не­подвижные соединения, их назначение и применение в обо­рудовании школьной мастерской. Понятие о кинематической схеме. Условные обозначения типовых деталей на кинемати­ческих схемах. Назначение и устройство слесарных тисков, винтовых зажимов столярного верстака,

Лабораторные и практические работы: Ознакомление с типовыми деталями и видами соединений, ознакомление с устройством слесарных тисков, винтовых зажимов столярно­го верстака. Сборка моделей с неподвижными и подвижными соединениями из деталей конструктора. Приемы работы с по­мощью слесарных тисков, винтовых зажимов столярных верста­ков.

Демонстрации: Образцы типовых изделий, действующие модели деталей машин.

 

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА .

Изготовление изделий из проволоки и тонколистового металла.

Примерный перечень изделий: Колечки, цепочки, ка­тушка, детали для моделей, изделия для оформления школы, шарнирная петля, детали и изделия по заказам предприятия.

Технико-технологические сведения: Первоначальные сведения о процессе изготовления деталей из тонкого листо­вого металла и проволоки* Виды и назначение листового ме­талла и проволоки. Свойства стальной, медной, алюминиевой проволоки* Выполнение эскиза изделия из листового металла и проволоки. Приемы разрезания проволоки и листового ме­талла. Назначение слесарных инструментов: масштабная ли­нейка с рельефными делениями, специальная чертилка, уголь­ник, кернер, бородок, киянка, рабочее место /слесарный верстак/, его организация и уход за ним. Устройство ручных ножниц. Приемы работы ручными ножницами. Содержание труда слесаря, жестянщика, арматурщика.

Межпредметные связи:. Математика, /прямая ли­ния, ее обозначение, взаимное расположение двух прямых на плоскости, пересекающиеся параллельные и перпендикулярные прямые, прямой, острый и тупой углы, единица величины угла-градус, обозначение градуса, масштаб/, понятие о диаметре, его условное обозначение.

Практические работы: Выполнение эскизов изготовляе­мых деталей. Разрезание, правка и гибка проволоки. Реза­ние ручными ножницами листового металла. Пробивание отвер­стия, зачистка деталей напильником и абразивной шкуркой, сгибание тонколистового металла ручными инструментами и с применением специальных приспособлений и тренажеров. Соеди­нение деталей однофальцевым швом. Отделка изделий. Окрас­ка деталей масляными эмалями. Контроль качества изделия по заказу и образцу.

Демонстрации. Готовые изделия. Технология изготовле­ния деталей и изделий.

 

 

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ .

Изготовление изделий с неразветвленной электриче­ской цепью безопасного напряжения.

Примерный перечень  изделий: Сборка электрической цепи карманного фонаря, напольного светильника, перенос­ного светильника, светильника местного освещения, электровикторины, электрический пробник, электрифицированные игрушка для детских садов.

Технико-технологические сведения: Понятие об элек­трической цепи и ее элементах. Электрическая рельефная схема и условные рельефные обозначения на ней источников электрического тока, лампы накаливания, выключателя, про­водов.

Виды конструкций и применение проводов для цепей напряжением до 12 в /сечение токопроводящей жилы до I мм кв./. Виды, устройство и назначение электромонтажных- инструмен­тов /кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, отвертки/. Приемы оконцевания и присоединения проводов. Правила безопасно­сти труда. Источники электрической энергии, потребители. Назначение электроконструктора, его детали и правила поль­зования им. Назначение микроарматуры /патрон, выключатель, переключатель/. Понятие о проводниках и изоляторах. Изоля­ция соединения. Назначение, устройство и приемы работы электромонтажными и слесарно-монтажными инструментами.

Лабораторные и практические работы:   Планирование работы. Сборка деталей электрифицированных изделий. Под­готовка, оконцевывание проводов. Монтаж электрической цепи изделий. Испытание изделий в работе. Контроль качества готового изделия и анализ причин допущенных ошибок. Сбор­ка неразветвлениых электрических цепей, ознакомление с устройством и действием карманного фонаря. Составление простейших рельефных электрических схем. Проверка в рабо­те электрического патрона и выключателя.

Демонстрации. Образцы действующих электрических цепей.

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ .

Изготовление изделий, содержащих детали из фанеры, проволоки и тонкого листового металла.

Примерный, перечень, изделий,. Учебно-наглядные посо­бия, модели технических устройств, игрушки для детского сада /дошкольного отделения школы-интерната/,изделия декоративно-прикладного искусства и др.

Технико-технологические сведения: Устройство и назначение изготовляемых изделий. Последовательность выполне­ния изделий. Способы, приемы и порядок соединения деталей из фанеры, проволоки, тонкого листового металла.

Практические работы. Планирование работы. Изготовле­ние деталей.   Выбор способов соединения деталей. Соеди­нения деталей из фанеры, проволоки, тонкого листового металла,. Отделка изделия. Контроль качества готового из­делия.

Демонстрации: Образцы изделий.

 

ЭКСКУРСИИ - 2 часа

Знакомство с деревообрабатывающим предприятием обще­ства слепых, содержанием труда рабочих /столяр, плотник, краснодеревщик/, организация рабочего места»

 

 

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ    ТРУДУ В УI    классе.

 

Читать чертежи и технические рисунки, изготавливать по ним детали и изделия с криволинейным контуром. Отделы­вать и окрашивать детали и изделия. Пользоваться инстру­ментами для выполнения операций по изготовлению деталей и изделий с криволинейным контуром. Выполнять правила безопасности труда при пользовании инструментами /но­жовкой по дереву, лобзиком, напильником и др./.

Выполнять операции по художественному выжиганию, ис­пользуя предназначенный для этой работы аппарат. Собирать различные изделия на гвоздях и на клею. Определять по внешнему виду 2-3 породы древесины, заготавливать для работы полуфабрикаты и фанеру. Выполнять изделия из полу­фабрикатов древесины и фанеры по техническому рисунку или заданному эскизу. Определять типовые детали, соединять детали конструктора неподвижно, подвижно.

Определять виды тонкого листового металла и проволо­ки, рационально организовывать рабочее место, планиро­вать ход работы, выполнять под руководством учителя трудовые операции по изготовлению детали или изделия из лис­тового металла и проволоки. Осуществлять контроль качест­ва выполненной работы по эскизу или техническому рисунку.

Читать простейшие электрические схемы, собирать по схеме цепь карманного фонаря, оконцовывать и соединять электрические провода.

Выполнять соединения деталей из фанеры, проволоки и тонкого листового металла.

 

 

VII класс

70 часов в год

2 часа в неделю

 

 

 

Раздел темы

 

 

Кол.час

Вводные уроки

Обработка древесины

16ч

Элементы машиноведения

12

ч

Обработка металлов

14ч

Электротехнические работы

12ч

Специализированные работы

12ч

Экскурсия

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

 

Содержание работы в текущем учебном году. Демон­страция изделий, изготовленных в 6 классе. Организация и содержание рабочего места. Правила внутреннего распо­рядка. Правила безопасности труда. Распределение общест­венных обязанностей между учащимися. Соблюдение личной гигиены «о время работы в школьной мастерской, ознакомление учащихся с оборудованием учебной мастерской и его расстановкой. Беседа о профессиях сборщика деревообраба­тывающего производства.

 

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.

 

Конструирование и изготовление изделий из древе­сины.

Изготовление изделий /деталей/ прямоугольной формы /отверстия, фаски, выступы/.

Примерный перечень изделий: Подставка для цветов, лопатка детская, коробки для хранения мелких деталей, диафильмов, инструменты для штукатурных работ, сквореч­ник, кормушка для птиц и домашних животных, детали   для наглядных пособий, готовальни для чертежных и слесарных инструментов, предметы домашнего обихода, игрушки,

Технико-технологические сведения: породы древе­сины, свойства древесины. Виды пиломатериалов, техноло­гия изготовления древесностружечных плит. Начальное пред­ставление о рельефном чертеже и эскизе деталей призмати­ческой формы /две-три проекции/, расположение видов на чертеже. Разметка деталей прямоугольной формы по чертежу. Понятие о сборочном чертеже. Достоинства и недостатки дре­весины. Породы древесины, распространенные в данной мест­ности /сосна, ель, береза и др./. Доски и бруски. Пласть, кромка, торец, ребро доски и бруска. Гвозди и шурупы. Шкурка шлифовальная.

Инструменты и приспособления. Рейсмус, разметочный циркуль, шерхебель, рубанок, коловорот со специальным при­способлением, дрель. Верстак, его назначение и устройство. Правила пользования. Виды пил, пиление в специальном пово­ротной стусле, его назначение и устройство. Экономная раз­метка. Приемы сверления, использование тренажеров для от­работки прямого сверления. Правила безопасности труда.

Виды механической обработки древесины на предприятии. Знакомство с массовыми профессиями рабочих по обработке древесины,

Межпредметные связи: Математика,  /построение параллельных прямых с помощью угольника и линейки/.

Лабораторные и практические работы. Ознакомление с образцами пиломатериалов, применяемых в столярном производ­стве и строительстве, разработка технологических карт    на изготовление детали призматической формы и сборку его. Работа над чертежами детали призматической формы. Выпол­нение эскизов деталей. Определение рациональной последо­вательности сборки изделий по чертежу изготовляемых объек­тов. Строгание шерхебелем, рубанком базовых поверхностей заготовки и проверка их масштабной линейкой с рельефными делениями, столярным угольником. Разметка ширины и толщи­ны заготовки рейсмусом. Разметка заготовки при помощи мас­штабной линейки и угольника. Пиление ножовкой /поперечное, продольное/. Сверление отверстий. Обработка деталей раш­пилем, абразивной шкуркой, сборка деталей на гвоздях и шурупах. Окрашивание водными и масляными красками, выжигание, лакирование. Учет остаточного зрения при выполнении различных операций с древесиной. Правила техники безопасности. Контроль готового изделия по чертежу, сравнение заплани­рованного хода работы с фактическим. Определение причин отклонений.

Демонстрации: Образцы готовых изделий. Технология изготовления изделия.

 

 

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА .

Изготовление деталей из тонкого листового металла и проволоки: объемные детали с криволинейным контуром, объемные детали из проволоки, изделия из тонколистового металла и проволоки.

Примерный перечень изделий. Заготовки дли изготовле­ния различных деталей, подвески для цветов, коробки для мелких предметов, совки, детали для моделей, детали и из­делия по заказам предприятий, держателей для книжных вит­рин, подставки для паяльников и горячих предметов, дета­ли для моделей, изделия для быта, головоломки для школь­ной игротеки.

Технико-технологические сведения: Технический рельеф­ный рисунок, эскиз или чертеж изготовляемых деталей и из­делий, определение рационального порядка изготовления или сборки изделий. Порядок построения развертки, назна­чение   и устройство специальных гибочных приспособлений, механических ножниц. Заклепочные соединения, обозначение на чертеже заклепочного соединения, назначение и устрой­ство натяжки, поддержки и обжимки. Приемы завальцовки проволоки и сборки. Назначение и устройство сверлильного станка. Подготовка поверхности тренажера к окраске мас­ляной эмалью. Антикоррозионная и декоративная отделка как способ продления срока службы металлических изделий. Бережное отношение к материалам. Правила безопасности труда.

Межпредметные связи. Математика, /осевая симметрия, построение фигур, симметричных относительно прямой/.

Практические работы. Выполнение рельефных эскизов, технических рисунков и чтение чертежей изготавливаемых деталей и изделий. Определение рационального порядка изготовление или сборки изделий. Правка заготовки, раз­метка деталей. Разрезание заготовки ручными ножницами, гибка   проволоки  листового металла ручными инструмен­тами и с помощью приспособлений. Опиливание кромки и уг­лов деталей из тонкого   листового металла толщиной до 0,8 мм. Выработка умений   и навыков с применением тренаже­ров. Сверление отверстий на сверлильном станке. Соединение деталей из тонкого листового металла заклепками или точечной сваркой. Контроль готового изделия по чертежу с помощью   измерительных инструментов. Окраска изделия мас­ляной краской.

Демонстрации. Технология изготовления деталей и изделий.

 

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ. Механизмы преобразования и передачи движений.

Технико-технологические сведения. Понятие о механизме. Принцип работы, устройство и назначения механизмов пере­дачи и преобразования движений /на примере ременной   и реечной передач/. Ведущая и ведомая детали. Передаточное число. Рельефные условия обозначения ременной и зубчатой передач на кинематической схеме.

Назначение, принцип работы, устройство сверлильного станка. Кинематическая рельефная схема сверлильного стан­ка. Достижения  науки и техники в создании совре­менных сверлильных станков. Приемы управления станком. Правила безопасности труда.

Межпредметные связи. Математика,  /отношение двух чисел, пропорция, основные свойства пропорции/.

Лабораторные и практические работы.  Знакомство    с механизмами преобразования движения. Ознакомление с уст­ройством настольного сверлильного станка. Подготовка к работе и управление настольным сверлильным станком /вы­бор и установка сверл, подача сверла, регулирование вы­соты шпинделя/.

Демонстрации. Динамические модели ременной и реечной передач.

 

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ .

Изготовление изделий в неразветвленной электриче­ской цепью из бытовой осветительной арматуры.

Примерный перечень изделий. Сборка электрической це­пи светового /звукового/ телеграфа, сигнализатора уровня жидкости, сигнального устройства поворотов автомобиля, светофора, игр из серии "Кто быстрее?", фонарь, однолампо­вые светильники /настольные, подвесные, настенные и    напольные/, нагреватель к аквариуму и др.

Технико-технологические сведения. Виды бытовых одноламповых светильников. Устройство бытовой лампы накали­вания, патрона, выключателя, штепсельной вилки. Виды и на­значение марок проводов, применяемых в бытовых светильни­ках. Правила и приемы монтажа электрической цепи изделия. Понятие об электрической схеме /принципиальной и монтаж­ной/, назначение и устройство переключателя    на два поло­жения. Использование оптических приборов и увеличивающих луп при выполнении электромонтажных работ и разработки электрических схем. Беседы о профессиях электро и радио­технического производства   /слесарь-электрик, телефонист, телеграфист и др./ Правила безопасности труда. Правила электробезопасности. Требования к готовому изделию.

Лабораторные и практические работы. Выполнение рельефных электросхем специальных наборов тина "Электроконструктор", сборка по схеме одноламповой электрической цепи. Пла­нирование работы, оконцевание проводов, монтаж электриче­ской цепи изделия. Испытания изделия в работе.

Составление рельефной схемы светофора. Устройство и принцип работы светофора. Конструирование светофора и сборка электрической цепи, ознакомление с видами свето­вой и звуковой сигнализации, телеграф, сигнализатор уров­ня жидкости, проверка работы. Ознакомление с сигнальным устройством поворотов автомобиля. Устройство переключателя на два положения.

Демонстрации. Образцы изделий.

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ .

Изготовление изделий, содержащих детали из древесины и листового металла.

Примерный перечень изделий. Учебно-наглядные посо­бия для школы, хозяйственный инвентарь, модели, игрушки для дошкольного отделения спецшколы-интерната и специаль­ных детских садов для детей с нарушением зрения.

Технико-технологические сведения. Устройство и на­значение изготовляемых изделий. Способы, приемы и последовательность сборки изделий, разработка конструкции из­делия. Выбор способов соединения деталей. Планирование работы.

Демонстрации. Образцы изделий.

Чеканка по металлу /плоско-рельефная чеканка/.

Примерный перечень изделий. Чеканка с изображением зверей, птиц, рыб, для шкафов детского сада /дошкольного отделения/, сувениры л др.

Технико-технологические сведения. Понятие о чеканке по металлу. Основные виды чеканки. Инструменты для выпол­нения плоско-рельефной чеканки. Правила, приемы и после­довательность выполнения плоско-рельефной чеканки по ме­таллу. Правила безопасности.

Практические работы. Выбор и правила заготовки, раз­работка эскиза изображения. Нанесение изображения по кон­туру и закрепление на фанерном основании отделка изделия /применение химических препаратов и растворов для обра­ботки изделия и механическая обработка/.

Демонстрации. Образцы изделий.

 

ЭКСКУРСИИ

Ознакомление на промышленном предприятии /УПП обще­ства слепых/ с механической обработкой металла. Знакомство с трудом рабочих массовых профессий по обработке металла.

 

 

УМЕНИЯ  И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА ЗАНЯТИЯХ НО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ в 7кл.

 

Изготовлять по заданным чертежам изделия прямоуголь­ной формы с элементами /отверстия, фаски, выступы/ из древесины и фанеры, включая разметку, обработку деталей, соединение   гвоздями и шурупами, механическую отделку и крашение, читать чертежи деталей призматической формы и определять порядок их изготовления. Определять передаточ­ное число ременной передачи, подготавливать к работе я управлять настольным сверлильным станком.

Читать эскизы, технические рисунки и чертежи изготовляемых деталей и изделий из металла изготовлять изделие, состоящее из нескольких деталей тонколистового металла и проволоки соединять детали изделий из тонколистового ме­талла клепкой по сборочному чертежу /точечной электро­сваркой - при организации данной работы в мастерской/.

Осуществлять контроль точности изготовления отдельных деталей и изделия в целом по чертежу, окрашивать изделия масляными эмалями.

Собирать по схеме электрические цепи с последователь­ным соединением ламп, монтировать электрические цепи одно­ламповых бытовых светильников.

Планировать работу, выполнять соединения деталей из древесины и листового металла.

Выполнять плоско-рельефную чеканку по металлу /вы­бор заготовки прочеканивание по рисунку/ по образцу.

 

 

 

VIII класс

70 часов в год

2 урока в неделю

 

 

Раздел темы

 

 

Кол.час

Вводные уроки

Обработка древесины

16ч

Элементы машиноведения

Обработка металлов

18ч

Электротехнические работы

12ч

Специализированные работы

12ч

Экскурсия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.

Содержание предстоящей работы в мастерских. Ознаком­ление с изделиями, изготовленными учащимися шестых клас­сов. Требования к качеству изготавлиемых  изделий. Органи­зация и содержание рабочего места, правила внутреннего распорядка и безопасности труда. Распределение обществен­ных обязанностей между учащимися.

 

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ .

Изготовление изделий, включающих детали цилиндри­ческой формы.

Примерный перечень изделий. Ручка для садового и сельскохозяйственного инвентаря, детские лопатки, эккер, городки, валики, скалки, вешалки и другие детали цилин­дрической формы к моделям и приборам.

Технико-технологические сведения. Первоначальные представления о чертеже и эскизе деталей цилиндрической формы. Правила пиления древесины вдоль волокна. Устрой­ство лучковой пилы. Требования к заготовкам. Приемы об­работки деталей цилиндрической формы ручным инструмен­том, работа рашпилем. Токарный ручные резцы. Приемы за­крепления заготовок. Правила безопасности труда. Эконом­ная разметка материалов. Общие понятия о лесной и деревообрабатывающей про­мышленности. Основные рабочие специальности в лесной и деревообрабатывающей промышленности.

Межпреддетнне связи. Физика,  /силы трения, скольжения, качения, покоя/.

Лабораторные  и практические работы.   Определение твердости древесины. Чтение рельефных чертежей деталей цилиндрической формы, определение порядка изготовления таких деталей. Распиливание заготовок вдоль волокон, разметка квадратной заготовки. Изготовление деталей цилиндрической формы с помощью ручных инструментов. Сборка изделий, содержащих детали цилиндрической формы по сборочному чертежу. Контроль готового изделия по чертежу.

Демонстрации.  Действующие модели отдельных узлов станка.

Изготовление изделий с шиповыми соединениями /некоторые операции - в ознакомительном плане/

Примерный перечень изделий. Готовальни для приборов и пособий, укладочные ящики для инструментов, предметы домаш­него обихода, сувениры   /шкатулки/ изделия по заказам предприятий и др./

Технико-технологические сведения. Сборочный чертеж изделия    с шиповыми соединениями. Породы древесины и их характерные признаки. Шиповое соединение деталей /назна­чение, область применения/. Последовательность и приемы разметки запиливания   и получения прямых   шипов и проу­шин. Устройство и назначение долот, плотничных и сто­лярных стамесок »приспособления для разметки и получения шипов и проушин, соединение деталей с помощью шкантов. Виды клеев для соединения деталей из древесины. Приемы склеивания. Применение нагелей. Зажимные приспособления: струбцины, винтовой пресс. Отделка изделий. Эстетические требования к форме и отделке изделия. Правила безопас­ности труда.

Межпредметные связи. Геометрия. /расстоя­ние от точки до прямой, построение касательной к окруж­ности./.

Практические работы. Чтение чертежей деталей и изделий с шиповыми соединениями. Экономная разметка ма­териалов. Изготовление изделий с шиповым соединением деталей запиливание, долбление шипов и проушин, подгон­ка, определение порядка сборки, сборка и склеивание де­талей с использованием струбцин и винтового пресса. Шли­фование абразивной шкуркой. Отделка изделий. Контроль качества работы.   Анализ выполненного задания. Сравнение запланированного хода работы с фактическим.

Демонстрации. Образцы изделий. Комплексы столярню инструментов.

 

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ.

Изготовление изделий из сортового проката

Примерный перечень изделий. Детали   по заказам предприятий, заготовки для производительного труда уча­щихся УП-УШ классов, крючки для вешалки, шпатель, моты­га, грабли, подставки для посуды, горячих предметов, книг и др. зажимы для таблиц, приспособления для качест­венного, более производительного и безопасного выполне­ния работ.

Технико-технологические сведения. Порядок выполнения эскиза изготовляемой детали. Знакомство с   обозначениями заклепочных и сварных соединений   на чертежах. Понятие о резании металлов, Назначение и устройство ножовки, на­пильника, зубила. Приемы работы ножовкой /на тренажере/, зубилом, напильником /на тренажере/. Устройство штанген­циркуля для слепых с точностью измерений до 0,1 мм. Приемы выполнения различных измерений. Изучение устройства штангенциркуля для слепых, овладение приемами измерения. Основные свойства /цвет, твердость, прочность, пластич­ность, хрупкость, электропроводность черных /чугун, сталь/ и цветных /медь, алюминий, цинк/ металлов и их сплавов /дюралюминий, латунь, бронза/ и виды   сортового проката и их применение. Особенности обработки сортового проката. Получение сопряженных отверстий в деталях изделий. Правила  безопасности труда. Требования, предъявляемые к качеству изготовляемого изделия.

Сведения,  о профессиях, слесарь-сборщик, слесарь-мон­тажник.

Лабораторные и практические работы. Измерение штанген­циркулем с точностью   измерения до О, I мм. Ознакомление с видами металлического проката. Ознакомление с видами напильников. Овладение двигательными навыками работы с напильни­ком на тренажере. Выполнение эскизов отдельных изготовляемых изделий. Определение толщины металлического проката штангенци­ркулем. Разметка деталей с помощью масштабной линейки, уголь­ника, чертилки, кернера, циркуля и по шаблону. Экономная раз­метка заготовок. Разрезание металлов ножовкой. Рубка зубилом в тисках по уровню губок и на плите. Опиливание плоскостей под линейку /в том числе плоскостей, расположенных под разли­чными углами/. Отделка напильником. Соединение деталей заклепками. Соединение деталей точечной сваркой. Определение качества выполненных операций и изготовленного изделия.

Демонстрации. Образцы деталей и изделий.

 

ЭЛЕКТРОГЕХНИЧБХЗКИЕ РАБОТЫ .

Изготовление изделий с разветвленной электрической цепью из бытовой осветительной аппаратуры.

Примерный перечень изделий, двухламповые светильники быто­вые, люстры двух- и трехламповые.

Технико-технологические сведения. Параллельное соединение элементов цепи бытовой осветительной сети. Назначение, устрой­ство и условные рельефные обозначения на электрических схемах штепсельной розетки, плавкого предохранителя. Принципиальная схема осветительной цепи. Правила и приемы присоединения про­водов к штепсельной вилке, розетке, предохранительной короб­ке, патрону. Короткое замыкание. Правила безопасности труда при эксплуатации осветительной сети и выполнении битовых эле­ктромонтажных работ. Экономия электрической энергии. Профес­сия - электромонтер.

Лабораторные и практические работы. Сборка разветвленных эле­ктрических цепей из ламп, предохранителей, розетки, выключате­лей с применением увеличительных оптических устройств. Планирование работы. Подготовка деталей изделия. Подготовка проводов для электромонтажа. Сборка, электромонтаж и испытание изделий. Контроль качества изделия. Анализ допу­щенных ошибок.

Демонстрации. Образцы изделий .

 

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ РАБОТЫ .

Деревянная мозаика.

Примерный перечень изделий. Сувениры, памятные знаки, индивидуальные знаки для детских шкафчиков, из­делия для оформления школы.

Технико-технологические сведения. Понятие о дере­вянной мозаике. Основные требования к подбору пород дре­весины для мозаики. Инструменты для  выполнения деревян­ной мозаики. Правила, приемы и последовательность выпол­нения деревянной мозаики. Правили безопасности труда.

Практические работы. Разработка эскиза несложного мозаичного изделий. Выбор заготовки. Планирование работы. Подбор шпона для. изображения. Отделка изделия. Контроль качества работы.

Демонстрации. Образцы изделий .

 

ЭКСКУРСИЯ

Ознакомление с предприятиями по обработке древесины и металлов. Организация работ в заготовительных, механи­ческих и сборочных цехах предприятий. Знакомство с содер­жанием труда рабочих кассовых профессий. Рассказ о жизни и творческом пути известного в районе /городе, республике, стране/ передовика производства данной профессии.

 

 

УМЕНИЯ  И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ЛОЖНЫ ПРИОБРЕСТИ УЧАЩИЕСЯ НА УРОКАХ   ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ TРУДУ В 8 классе.

Управлять токарным станком по древесине /установка заготовки, подручника, пуск, выключение/. Читать черте­жи детали цилиндрической формы и чертежи изделий с ши­повыми соединениями, определять порядок сборки изделий по чертежу. Уметь производить контроль готового изделия по чертежу, изготовлять изделия с шиповыми    соедине­ниями деталей /разметка, запиливание, долбление шипов и проушин, подгонка, склеивание деталей с использова­нием струбцины и винтового пресса/, выполнять эскизы из­готовляемых деталей /одна- две проекции/, изготовлять де­тали цилиндрической формы с помощью ручных инструментов и на токарном станке /выбор, подготовка и закрепление заготовки , черновое и чистовое точение, отделка абра­зивной шкуркой, отрезание детали/.

Изготовлять изделия с использованием сортового проката по заданному эскизу или чертежу, разбирать и со­бирать бытовую осветительную электроарматуру, монтиро­вать осветительные цепи из бытовой электроарматуры. Вы­полнять соединения деталей из древесины, обточенных на токарном станке и деталей из сортового металла, выполнять деревянную мозаику по образцу.

 

IX класс

70 часов в год

2 часа в неделю

 

 

 

Раздел темы

 

 

Кол.час

Вводные уроки

Обработка древесины

12ч

Элементы машиноведения

12ч

Обработка металлов

14ч

Электротехнические работы

12ч

Специализированные работы

16ч

Экскурсия

 

 

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Содержание работы в текущем году. Ознакомление с объектами труда, изготовленными учащимися в предыдущие годы. Основные требования к качеству изготовляемых из­делий. Организация рабочего места. Правила внутреннего распорядка и безопасности труда в учебных мастерских. Распределение общественных обязанностей между учащими­ся.

ОБРАБОТКА ДРЕВЕСИНЫ.

Изготовление изделии из древесины на токарно-винторезном станке по дереву.

Примерный перечень изделий. Ручки для инструментов /напильников,  киянок и др./ садового и огородного инвен­таря, совков, игрушек для детского сада или дошкольного отделения спецшколы-интерната.

Технико-технологические сведения. Настройка токарно-винторезного станка. Правила ухода за станком. Правила техники безопасности при работе на токарно-винторезном станке.

Практические  работы. Изготовление деталей с кониче­скими и фасонными поверхностями на токарном станке. От­делка изделий, Экономность в расходовании материалов. Контроль за процессом и результатами работы.

Демонстрации. Чтение рельефных кинематических схем, динамические модели "зубчатые передачи",

ЭЛЕМЕНТЫ МАШИНОВЕДЕНИЯ.

Токарно-винторезный станок.

Примерный перечень изделий.  Заготовка для болтов,  вин­тов, гаек и других деталей для изделий, изготавливаемых на уроках.

Технико-технологические сведения. Управление токарно-винторезным станком. Составление рельефной технологиче­ской карты операций по обработке деталей. Понятие о хро­нометрировании каждой операции и всего процесса изготовле­ния деталей.

Практические работы. Упражнения по управлению токар­ным станком на тренажере. Закрепление заготовок в патрона станка. Установка резца в резцедержателе. Обтачивание на­ружной цилиндрической поверхности и отрезание деталей. Использование для проверки размеров линейки и штангенциркуля с рельефной   индикацией.

Демонстрации. Макеты резцов.

 

ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ.

Изготовление изделий,  содержащих детали с цилиндри­ческими поверхностями.

Примерный перечень изделий. Заготовки для деталей резьбовых соединений /шпилек, винтов, болтов, гаек/, во­ротки для плашек и метчиков, детали к моделям, приборам, инструментам и приспособлениям.

Технико-технологические сведения. Чертеж детали ци­линдрической формы. Токарные резцы: проходной, подрезной, отрезной. Приемы и последовательность обтачивания метал­лических деталей на токарно-винторезном станке. Правила безопасности труда. Уход за станком. Утилизация стружки и использование отходов металла. Понятие о профессиях то­каря и наладчика ставков.

Межпредметные связи. Физика. /силы трения, теплота и работа/.

Лабораторные и практические работы. Ознакомление  с токарными резцами. Чтение рельефного чертежа тела вращения, определение его элементов /фаски, закругления, уступы/. Обозначение на чертеже допустимых отклонений от номиналь­ных размеров. Проверка пригодности заготовки, установка и закрепление ее в патроне. Установка резцов. Подрезание торца, обтачивание наружных цилиндрических поверхностей с уступом по операционным картам /с ручной подачей суппор­та/, сверление отверстий и отрезание заготовок.

Демонстрации. Образцы деталей, виды резцов.

Термическая обработка углеродистой стали. Чертилка, кернер, зубило, молоток, ножки разметочного циркуля и др.

Технико-технологические сведения. Свойства стали в зависимости от содержания углерода. Закалка, отжиг и от­пуск. В ознакомительном плане.   Правила безопасности труда   при выполнении термических работ.

Межпредметные связи. Физика. /кристалличе­ское строение твердых тел/, химия,  /окисление/.

Лабораторные и практические работы. Понятие об определении режима закалки. Определение твердости метилов.

Демонстрации. Образцы сталей    по твердости.

 

Изготовление деталей с наружной и внутренней резьбой.

Примерный перечень изделий. Болт, шпилька, гайка, де­тали к моделям, приборам, приспособлениям и инструментам, детали и изделия по заказам предприятий.

Технико-технологические сведения. Метрическая резьба. Элементы резьбы. Обозначение наружной и внутренней резьбы на чертеже. Резьбонарезной инструмент и приспособления: плашки, метчики, плашкодержатели, воротки, их назначение и устройство. Определение с помощью справочной таблицы диаметра сверла для отверстия и диаметра стержня под резьбу, Правила и приемы нарезания резьбы. Правила безопасности тру­да.

Межпредметные связи. Физика. /силы трения, теплота/.

Практические работы. Нарезание наружной и внутренней резьбы. Определение качества резьбы. Анализ причин допущенных отклонений.

Демонстрации, Виды резьбонарезного инструмента, об­разцы резьб.

 

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ .

Изготовление электромеханических изделий.

Примерный перечень изделий. Электромагнитный звонок, электромагнитные игрушки "Колодец" и "Твердая ру­ка", электромагнитные приборы для кабинета физики /ремонт/, модели автоматов, устройство автоматической сигнализаций.

Технико-технологические сведения. Принцип действия и устройство электромагнита. Виды сердечников, принцип дейст­вия электрического звонка, реле, коллекторного электродвигателя. Понятие об автоматике, основные элементы автомати­ческих устройств. Достижения науки и техники в области ав­томатизации производства в нашей стране. Правила и приемы монтажа обмоток электромагнита.

Межпредметные связи. Физика, /сила тока, на­пряжение, сопротивление, электромагнитные явления/.

Лабораторные и практические работы. Сборка и изуче­ние работы электромагнита, звонка, реле, коллекторного электродвигателя из деталей "Элестроконструктора". Планирование работы.    Изготовление электромагнита в следующей последовательности: изготовление деталей, намотка катушки, наращивание концов обмотки. Монтаж электрической цепи из­делия.

Демонстрации. Образцы изделий.

Примерный перечень изделий. Схемы осветительной сети здания, квартиры, информационные табло и др.

Технико-технологические сведения. Общее понятие об устройстве осветительной сети внутри здания, в квартире. Виды проводов и изоляционных материалов, используемых для внутренней электропроводки в жилом помещении. Крепежные и установочные материалы. Приемы разметки и прокладки прово­дов. Понятие о типовых схемах подключения люстр, светиль­ников. Устройство предохранительных коробок, предохрани­телей, патронов, выключателей, штепсельных розеток, вилок. Порядок подключения эл, проводов к электроосветительной арматуре. Оконцовывание, сращивание и ответвление проводов.

Межпредметные связи. Физика,  /проводки и изоляторы, плавкие предохранители/.

Демонстрации.  Действующая модель квартиркой электро­проводки.

 

 

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛЕЗНЫЙ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬ­НЫЙ ТРУД

Изготовление изделий из древесины и металла по зака­зам школы и учебно-производственных предприятий об­щества слепых, сборочные монтажные и электромонтажные работы

Изучение двигателя внутреннего сгорания  /в ознакомительном плане/

Примерный перечень изделий. Болты, гайки, валики, шпильки, инвентарь для штукатурных и малярных работ, грабли, лопаты, носилки, штакет  для ремонта штакетника.

Примерный перечень работ. Оконцевание шнура и про­вода, подключение шнуров и проводов к электроарматуре, аппаратам и приборам. Сборка розеток, выключателей и др. эл.арматуры.

Технико-технологические сведения. Характеристика продукции базового предприятия. Содержание и организация практических работ. Коллективные формы работы. Организация рабочего места. Технология изготовления учащимися изделий в ходе производственного труда с учетом их зрительных воз­можностей. Требования к качеству изделий. Нормирование и оплата труда. Санитарно-гигиенические требования и прави­ла безопасности труда. Организация труда в бригаде.

Практические работы. Подготовка рабочего места. Из­готовление изделий с помощью увеличивающих оптических луп и осязанием. Взаимоконтроль и самоконтроль. Учет и оценка готовой продукции. Прием готовой продукции. Укладка и упа­ковка изделий, подведение итогов работы.

 

ЭКСКУРСИЯ

Ознакомление с работой одной из бригад УПП, содер­жанием и объемом работ членов бригады. Рассказ о труде я быте рабочих дайной профессии.

 

 

 

УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ ПРИОБРЕСТИ

УЧАЩИЕСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ТРУДУ

В IX КЛАССЕ

Читать чертежи деталей с конической и фасонной по­верхностями и определять порядок изготовлении этих дета­лей, обтачивать на токарном станке по древесине фасонные детали длиной 150-200 им с последующим шлифованием абразивной шкуркой, обтачивать детали с коническими поверхностями.

Управлять токарно-винторезным станком, устанавливать скорости вращения шпинделя.

Подрезать торец детали на токарно-винторезном станке, обтачивать наружную цилиндрическую поверхность с точностью до 0,2 мм ручкой подачей суппорта. Определять диаметр сверла для отверстия и диаметр стержня под резьбу и наре­зать наружную и внутреннюю резьбу ручными резьбонарез­ными инструментами.

Собирать модели электромагнитных устройств /звонок, реле, коллекторный электродвигатель/, выполнять правильно монтаж обмотки электромагнита, Собирать и регулировать изделия с электромагнитом.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security