Современный урок
Урок технологии 5 кл. (Урок – соревнование) 14.02.2018г.
Учитель: Федосеев Александр Васильевич
Учебное учреждение: ГБОУ Общеобразовательная школа-интернат г. Валуйки, Белгородской обл.
Редактор: текстовой - MS WORD, презентация- POWER POINT, графический редактор PAINT
Тема урока: Понятие о машине. 5 кл. 14.02.2018г.
Дидактическое обеспечение: учебник: Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений - 2-е изд., перераб./Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2004.-192 с. дополнительная литература: Терминологический словарь. Технология. А.К. Бешенков, 5-8 класс. М.: Дрофа, 2003., таблицы: «Классификация машин», «Типовые соединения деталей», презентация, карточки-задания.
Задача урока: формирование знаний о машинах в процессе работы на уроке в форме соревнования учащихся.
Цели урока:
1. Образовательные цели: Способствовать запоминанию основной технической терминологии, изучить виды машин.
Способствовать формированию представления о машине, механизмах, деталях машин и их соединениях. 2. Развивающие цели: Формирование практических умений и навыков при работе с винтовыми механизмами и при сборке моделей из конструктора. Способствовать овладению учащимися умением анализировать, выделять главное в тексте, сравнивать, определять и объяснять понятия, обогащению технико-терминологического запаса слов у учащихся. Содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку.
3. Воспитательные цели: Способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Воспитывать трудовые навыки, прививать интерес к предмету Технология.
4.Профориентационные цели: Способствовать развитию у учащихся профессионального интереса к технике и оборудованию.
Материально-техническая база и методическое оснащение кабинет технического труда; образцы механизмов, механический конструктор, слесарный верстак, проектор, компьютер, презентация, карточки – задания, таблицы.
Методы обучения:
словесный (беседа, объяснение); исследовательский вне урока; работа с презентацией; демонстрация с элементами иллюстрирования; метод практических работ.
Формы работы учащихся:
Индивидуальная, групповая.
Словарная работа: машина, механизм, изделие, деталь, типовые детали, детали специального назначения, типовые соединения деталей.
Тип урока:
Комбинированный: урок приобретения учащимися новых знаний; урок формирования первоначальных знаний
Планируемые результаты обучения. Личностные результаты
|
Предметные результаты
|
Метапредметные результаты
|
Планирование собственной деятельности, выполнение действий по алгоритму под управлением учителя
|
Изучить понятие о машине, видов технологических машин. Добиться хороших результатов в конкурсе
|
Регулятивные
Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные
Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа. Выработка алгоритма действий.
Коммуникативные
Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.
|
Ход урока
Этапы урока
|
Цель этапа
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащегося
|
Приёмы, УУД
|
1Организация урока
|
Активация учащихся
|
Занять рабочее место. Проверка готовности класса. Настраивает учащихся на работу
|
Приветствуют учителя, контролируют готовность к уроку, выполняют задание
|
Личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим.
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Начать урок с демонстрации презентации «Разновидности машин» (Слайд №3) Подводит учащихся к осознанию целей и задач. Давайте вместе попробуем выяснить тему урока . Догадались, о чём пойдёт речь на уроке? Какова же цель нашей работы на уроке? Для чего нам это необходимо знать механизмы и машины? Чтобы достичь нашей цели, какую работу мы должны выполнить? (Слайд №4). Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. Помогает, советует в планировании.
|
Отвечают на вопросы учителя, обсуждают их. Формулируют цели урока, определив границы знания и незнания. Составляют план достижения цели и определяют алгоритм действий.
|
Регулятивные: целеполагание; планирование. Познавательные: общеучебные – логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
3.Актуализация знаний
|
Выявить уровень знаний и систематизировать их.
|
Предлагает ответить на вопросы: какие виды машин вы знаете? – А кто считает, стоит ли изучать механизмы и машины ? Если да, то почему? Какие технологические машины имеются у вас дома? Давайте вместе подведём итог собранной информации. Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. Вопрос: какие вы знаете машины для передвижения
|
Представляют результаты исследования. Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его
|
Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
|
4.Первичное усвоение новых знаний
|
Организовать осмысленное восприятие новой информации
|
Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы:
1.Как можно перевести один вид энергии в другой?
2.Что такое машина?
Подводит учащихся к постановке цели и формулирует её:
Познакомится с понятиями (Слайд№ 5)
"Машина","Механизм","Деталь","Соединение"
|
Участвуют в беседе формулируют выводы, делают записи в тетради
|
Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные: давать определения новым понятиям темы, называть виды инструментов для сборки соединений.
|
5.Первичная проверка понимания. (поисково-исследователь-ский этап)
|
Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме.
|
1.Предлагает учащимся рассмотреть различные виды машин и определить их назначение.
(Слайд№ 6,7,8)
2.На примере зажима верстака сказать что преобразует данный механизм (вращательное движение в прямолинейное) (Слайд№ 9)
3. Виды деталей. (слайд №10,11)
4.Какие виды соединения деталей вы знаете (подвижные и неподвижные) Способы соединения деталей. (Слайд№ 12)
5.Даем определение видам и назначениям машин. (Слайд№ 13)
|
1. Рассматривают слайды машин, механизмов и дают им определения.
4. Фиксируют определения.
|
Познавательные УУД:
извлекать необходимую информацию
Коммуникативные УУД:
вступать в диалог, с точностью выражать свои мысли.
Предметные УУД:
давать определения новым понятиям темы;
называть механизмы, назвать основные детали механизмов.
|
6. Первичное закрепление.
|
Обеспечить
осмысленное усвоение и закрепление знаний.
|
Провести конкурс учеников.
Предлагает каждому ученику карточки задания
(в приложении) на «новое» знание, в которых они отвечают на поставленные вопросы.
|
Осуществляют учебные действия по
намеченному плану Каждый получает карточки задания, в которых отвечает на поставленные вопросы.
Объясняют, анализируют, формулируют.
|
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция
Познавательные: – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе.
|
7.Водный инструктаж.
|
Определить типичные ошибки и пробелы в знаниях и умениях, путем их устранения и совершенствования.
|
Предлагает ученикам рассказать о безопасности труда при выполнения работы. Консультирует, советует, помогает. Обучает способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности.
|
Предъявляют результаты самостоятельной работы в группах, осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля).
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.
|
8.
Практический этап
|
Обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний
|
Предлагает выполнить задание :
Подобрать детали для сборки автомобиля
(рама, колеса, кабина, капот, кузов)
Собрать модель автомобиля по собственному замыслу
Провести испытание модели на движение.
(с наклонной горки, чья модель прокатит дальше
|
Самостоятельно определяют нужные детали для сборки модели, способы сборки модели
|
Предметные :
Определять детали Познавательные :
умение сформулировать алгоритм действия:
анализировать и сравнивать объекты,
|
9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Организовать обсуждение и запись домашнего задания
|
Домашнее задание:
Составьте кроссворд, дайте к ним комментарии
(по данной теме)
Найдите из истории развития соединения деталей
|
Выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей, записывают домашнее задание
|
Регулятивные:
умение выбрать задание по силам.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем
|
10.Рефлексия деятельности
|
Осмысление процесса и результата деятельности.
Подвести итог проделанной работы на уроке.
|
Учитель организует рефлексию учебной деятельности на уроке.
Предлагает оценить работу в паре (сосед).
Предлагает оценить факт достижения цели урока
|
Оценивают работу одноклассников, определяют ошибки, объясняют их.
Оценивают степень достижения цели,
|
Познавательные
выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать
Личностные
умение провести самооценку и организовать взаимооценку
Коммуникативные:
вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Карточка задание №1 Подчеркните энергетические машины
Карточка задание №2 Подчеркните технологические машины
Карточка задание №3 Подчеркните машины для передвижения людей
Карточка задание №4 Подчеркните бытовые машины
Карточка задание №5 Подчеркните информационные машины
Оценочная карта конкурса
Ф.И.______________________________________
№
|
Задание
|
оценка
|
1
|
Карточка №1 Подчеркните энергетические машины
|
|
2
|
Карточка №2 Подчеркните технологические машины
|
|
3
|
Карточка №3 Подчеркните машины для передвижения людей
|
|
4
|
Карточка №4 Подчеркните бытовые машины
|
|
5
|
Карточка №5 Подчеркните информационные машины
|
|
6
|
Подобрать детали для сборки автомобиля
(рама, колеса, кабина, капот, кузов)
|
|
7
|
Собрать модель автомобиля по собственному замыслу
|
|
8
|
Провести испытание модели на движение.
(с наклонной горки, чья модель прокатит дальше)
|
|
|
Итого:
|
|
Критерии оценок заданий
№
|
Задание
|
оценка
|
1
|
Карточка №1 Подчеркните энергетические машины
|
Каждый правильный ответ 1 бал
|
2
|
Карточка №2 Подчеркните технологические машины
|
Каждый правильный ответ 1 бал
|
3
|
Карточка №3 Подчеркните машины для передвижения людей
|
Каждый правильный ответ 1 бал
|
4
|
Карточка №4 Подчеркните бытовые машины
|
Каждый правильный ответ 1 бал
|
5
|
Карточка №5 Подчеркните информационные машины
|
Каждый правильный ответ 1 бал
|
6
|
Подобрать детали для сборки автомобиля
(рама, колеса, кабина, капот, кузов)
|
Всего 5 балов,
За полную конструкцию +1 бал
За прочность конструкции +1бал
|
7
|
Собрать модель автомобиля по собственному замыслу
|
Всего 5 балов,
За полную конструкцию +1 бал
За прочность конструкции +1бал
|
8
|
Провести испытание модели на движение.
(с наклонной горки, чья модель прокатит дальше)
|
Последняя -1 бал
Предпоследняя -2 бала И т.д.
|
|
Итого:
|
|
|