Строгание древесины |
Открытый урок в 5 кл
ГБОУ Средняя общеобразовательная школа интернат г. Валуйки
Учитель Федосеев Александр Васильевич.
Открытый урок в 5 кл. 11.2017г.
Тема: «Строгание древесины»
1. Цель урока: Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по указанной теме. Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся, аккуратности, ответственности, неравнодушия к результатам своего труда, практической значимости изготовляемого изделия. Развивающие: развивать творческую активность учащихся и навыки самооценки. Формировать УУД: Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию. Регулятивные УУД: постановка учебной задачи, сравнивание, умение контролировать свою и чужую деятельность, коррекция инициативы, управляющая деятельность, взаимоконтроль и самоконтроль. Коммуникативные УУД: умение строить диалог и монолог (речевая деятельность), сотрудничество, с достаточной полнотой и точностью выражать свои проблемы. Познавательные УУД: осуществлять поиск информации, анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели. 2. Задачи: 1. Раскрыть понятия «строгание», «рубанок», «шерхебель», «рабочая поза». 2. Раскрыть технологию процесса строгания заготовок из древесины. 3. Уметь готовить инструмент к работе, осуществлять наладку. 4. Осуществлять визуальный контроль качества изделия. 5. Соблюдение правил безопасного труда. 6. Делать выводы, обобщать.
3. Ожидаемые результаты: Научиться воспроизводить приобретенные знания, навыки в конкретной деятельности. Строгание деталей с соблюдением безопасных приёмов работы. Устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового. Уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях 4.Тип урока: Комбинированный урок. 5.Технологии: Здоровьесбережения, проблемного обучения, дифференцированного подхода в обучении. 6. Методы: Словесный (беседа), наглядный, практический 7.Ооборудование: столярный верстак, карандаш, линейка, рубанок, шерхебель. 8. Объект работы: клинышек для верстака. Технологическая карта урока «Строгание древесины»
Методы Деятельность учителя Деятельность ученика
Планируемые образовательные результаты
Предметные УУД: Регулятивные; Познавательные; Коммуникативные, личностные
1.Организацияурока, мотивация к учебной деятельности Сегодня мы будем изучать еще один способ обработки древесины и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал и изготовить изделие. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Обеспечивает открытую, доброжелательную обстановку для работы на уроке. Психологически готовит учащихся к общению. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, проверяет присутствующих. Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Регулятивные: Самоконтроль учебной деятельности Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. Обучающиеся готовы к саморазвитию и самообразованию, умеют мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начало деятельности».
2.Мотивация к учебной деятельности Мы уже познакомились с некоторыми столярными операциями. Перечистите их. Сегодня мы будем знакомиться еще с одной. Проблемный вопрос: Демонстрирую две одинаковых по размерам доски. Одна остругана, другая имеет шероховатую пиленую поверхность. Вопрос. Давайте сравним две заготовки? Чем она обработана? Кто догадался о чём идет речь? С какой операцией мы сегодня будем знакомиться? Словесный (беседа), наглядный,практический Мотивирует обучающихся к определению темы и к постановке познавательной цели урока. Предлагает обучающимся рассказать, что они уже знают об обработке древесины. Обращается к классу с вопросами. Слушают учителя; Определяют тему урока; Участвуют в постановке познавательной цели урока. Учащиеся вспоминают, что им уже известно по данной теме, поочередно высказываются. Регулятивные: определяют цели и задачи урок); Коммуникативные: участвуют в формировании атмосферы исследования и сотворчества Познавательные: работают с таблицей
3. Учебно-познавательная деятельность. Чтобы получить ровную поверхность детали её строгают. При строгании с поверхности заготовки снимается тонкий слой древесины – стружка. Для ручной обработки заготовок из древесины строганием мы будем использовать рубанок и шерхебель. Давайте сравним два инструмента. В чем различия. Шерхебель служит для предварительного (чернового) строгания заготовок. Рубанок предназначен для окончательного (чистового) строгания заготовок. Объясняю устройство рубанка. Особенности крепления ножа. Демонстрирую наладку рубанков с креплением ножа клином и винтом. Предлагает обучающимся проблемные вопросы и задания с целью выяснения различия между стругами и понять их назначение. Направляет деятельность обучающихся, связанную с постановкой проблемы, поиском путей её решения. Делают вывод о применении стругов. Осуществляют сравнение инструментов, выявляют признаки их сходства и различия, осознают затруднение, производят поиск способа его преодоления. Выполняют задание в рабочей тетради. Знают отличие рубанка от шерхебеля, в каких случаях их применять. Знают устройство стругов. Познавательные: Формулирование проблемы, поиск путей решения; Информационный поиск; Анализ с выявлением существенных и несущественных признаков, сравнение, установление причинно-следственных связей, обобщение; Построение речевого высказывания. Регулятивные: Целеполагание; Планирование; Контроль; Оценка и самооценка. Коммуникативные: Изложение собственных мыслей и идей, диалог, умение вести дискуссию. Проявлять познавательный интерес. Понимать: свою успешность при изучении темы. Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. 4.Самостоятельная работа. Инструктаж. Перед строганием заготовку устанавливают в на верстаке. Как это сделать? Рубанок ставят подошвой на заготовку и начинают строгание. Для того, чтобы строганная поверхность получилась гладкой и ровной. Надо закрепить заготовку так, чтобы направление волокон древесины совпадало с направлением движения рубанка при строгании. В начале строгания нажимают сильнее левой рукой на переднюю часть рубанка, а в конце движения – правой рукой на заднюю часть. Если леток забился стружкой, то её надо вытащить вверх из летка или прочистить щепкой. Качество остроганной поверхности проверяют линейкой, прикладывая её в разных положениях. Раздает заготовки. Предлагает закрепить её на верстаке. Контролирует. Демонстрирует хватку инструмента, рабочую позу, процесс строгания. Контроль строганных поверхностей. Подгонка клинышка к верстаку. Устанавливают заготовки на верстаки. Готовят инструмент к работе. Строгают, контролируют остроганные поверхности, подгоняют в отверстия верстака. Индивидуальная деятельность. Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера на основе метода рефлексивной деятельности. Ответственное отношение к выполнению учебных задач.
5.Закрепление, рефлексия, подведение итогов урока Вернёмся к целям, поставленным в начале урока. Удалось ли их достичь? Оцените результаты своей работы. Довольны вы ли вы выполненной работой на уроке? Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем одноклассниками. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. Это может быть тест. - Что вызвало интерес? -- Что показалось трудным? Какие ошибки были допущены?
Определяют уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе.
Регулятивные: Участие в подведении итогов урока; выработка критериев оценивания работы. Самооценка. Познавательные: Контроль и оценка способов своей деятельности. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать собственную работу. Самооценка на основе критериев успешности; Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности; Следование моральным нормам и этическим требованиям
6.Домашнее задание
Посмотреть материал из учебника; Вопрос: какой еще существует для строгания древесины.
Список использованной литературы 1. Примерные программы общеобразовательных учреждений «Технология. Технический труд» для 5-9-х классов; рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации. Проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2. Тишенко А. Т., Симоненко В. Д. Учебник «Технология. Индустриальные технологии» – 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012
1. http://trudovik.ucoz.ua/load/prezentacija_quot_drevesina_quot/1-1-0-854; |