Технология токарных работ по металлу

PDF Печать E-mail

открытый урок

 

Тема урока: Технология токарных работ по металлу. Режущий инструмент.

Цели урока:

  1. Закрепить знания по устройству токарно-винторезного (ТВ) станка.
  2. Познакомить с видами и назначением ТВ резцов и способом установки.
  3. Развивать познавательные способности
  1. Создать условия для развития общеучебных и специальных умений и навыков.
  2. Формировать у школьников политехнические, общеобразовательные, производственные умений и навыков.
  3. Воспитание уважения к труду.

 

Тип урока: комбинированный.
Объект труда:

1. Токарно-винторезные станки.
2. Токарные резцы.
Оснащение:  станок  ТВ - 6, модель токарного станка, резцы, модели резцов,  учебник- «Технология» -7 класс, пластины под резцы,  детали, выполненные на ТВ станках,  карточки-тесты.
Форма организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Методы обучения:

1. словесный;
2. исследовательский;
3. демонстративный;
4. частично-поисковый;
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.

  1. Приветствие учащихся и проверка посещаемости
  2. Проверка рабочей одежды и готовности к занятию.
  1. Назначение дежурных.
  2. Вводный инструктаж.

- Сформулировать цель урока, опираясь на его тему.

2. Мотивация.

Беседа на повторение теоретических сведений:
- Какие инструменты мы использовали при работе древесины на токарном станке по дереву? (майзель, рейер). 
- Для обработки металлических деталей на ТВ станке используются инструменты, имеющие другие режущие поверхности и способы крепления. Почему? 
3. Актуализация знаний 
- Сегодня вы должны научиться различать виды и назначение токарных резцов, виды работ,  выполняемые ими, закреплять резцы и подрезать торец заготовки.
II. Проверка домашнего задания.

2.1. Тестирование.
Ученикам предлагаются карточки-тесты. Взаимопроверка.

2.2. Беседа.

Вопросы для учеников:
1. Назначение ТВ станка.
2. Назвать основные части ТВ станка.
III. Объяснение нового материала. 
Постановка учебной проблемы.

Что находится на верхней части суппорта (резцедержатель). И какие виды работ можно еще выполнять на ТВ станке (сверление, нарезание резьбы, растачивание).

Демонстрируем четыре вида резцов.
1. Проходной 2. Подрезной 3. Отрезной 4.Расточной.  
- Вопрос для учеников. Что у них общего и чем они отличаются?
Учитель. Токарный резец представляет собой стержень прямоугольного или квадратного сечения (тело резца), рабочая часть которого (головка) имеет режущие кромки в форме клина. Изготавливают резцы из стали, по твёрдости превышающей обрабатываемый материал. Резцы отличаются друг от друга по конструкции, но все они имеют и общие части.

- Демонстрация резца

Учащиеся в тетради выполняют рисунок « Элементы резца».
- тело резца служит для закрепления в резцедержателе;
- головка непосредственно участвует в процессе резания.
Важными характеристиками токарного резца являются углы его резания.

-главный задний угол α (альфа) (увеличение угла уменьшает трение задней грани о поверхность заготовки);
- передний угол γ (гамма) (обеспечивает легкость схода стружки);
- угол заострения β (бета) обеспечивает легкость входа резца в металл;
- угол резания δ (дельта) = α + β.
Учащиеся выполняют рисунок «Углы резания токарного резца».

Токарные резцы различают:
- по направлению подачи - правые, левые;
- по конструкции головки - прямые, отогнутые;
- по способу изготовления - цельные, составные;
- по сечению стержня - прямоугольные, круглые, квадратные.
- по виду обработки;
- проходные - для обработки уступов;
- подрезные - для обработки торцов;
- отрезные - для отрезания заготовок;
- резьбовые - для нарезания резьбы.
Демонстрация резцов в работе

1.Обработка наружной поверхности.
2. Подрезание торца.
3. Протачивание канавок.
4. Отрезание заготовок.
5. Растачивание отверстий.

III. Закрепление нового материала 
Учитель распределяет класс на две группы, группу мальчиков.

Для группы мальчиков
Практическая работа № 1  «Установка резца по центру задней бабки»

Цель работы:
Для учащихся: научиться правильно выставлять резцы.
Для учителя: контроль и корректировка работы учащихся.

На  ТВ станке находится по три резца и инструктивная карта, где указана последовательность крепления резца в резцедержателе. Один ученик устанавливает резец – другие контролируют последовательность установки резца и возможные ошибки. Затем меняются местами.

Учитель делает целевые обходы.
Процесс выполнение задания учитель постоянно контролирует, корректирует работу учащихся.

IV. Повторение и обобщение материала.

4.1. Решение заданий карточек-тестов

4.2.Оценка практической работы учащихся; анализ характерных ошибок.

V. Задание на дом.
-  Составьте кроссворд по изученной теме.

VI. Итог урока.

- Теперь подведем итоги урока (беседа):
- Какие навыки были закреплены на уроке?

- Знания по каким предметам вам понадобились на уроке?
- Чему новому вы научились на сегодняшнем уроке?

- Уборка рабочих мест.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security