Светильники с самодельными элементами

PDF Печать E-mail

Открытый урок

 

 

8кл.                                                                                                                           17.11.2015г.

 

Тема: Светильники с самодельными элементами

 

Цель. Ознакомить учащихся с видами бытовых све­тильников и требованиями к их конструкции, правилами безопасной эксплуатации, сформировать умения по сборке светильников. Сформировать навыки изготовления элек­трифицированных изделий.

Объект работы. Детали светильника.

Оснащение занятия. Образцы светильников, де­тали изготовляемого изделия, ламповые патроны, выключа­тели, штепсельные вилки, образцы проводов, слесарные ин­струменты, отвертки. Плакаты с рисунками различных ви­дов светильников.

Методические рекомендации

Занятие по данной теме можно провести по следующе­му плану:

1.Естественное и искусственное освещение.

2.Виды светильников.

3.Устройство светильника,   требования   к   его   конст­рукции.

4.Правила безопасного пользования светильниками.

5.Практическая работа. Сборка изделия из ранее из­готовленных деталей. Составление электрической схемы из­делия.

Сведения о местном и общем освещении учащимся можно сообщить в ходе беседы, опираясь на имеющийся у них опыт. Школьникам рассказывают о преимуществах естест­венного освещения по сравнению с искусственным (меньше устают глаза, не требуется специальное оборудование, эко­номится электроэнергия и т. д.). Учитель поясняет, как нужно оборудовать рабочий уголок дома, рабочее место в учебных мастерских, обращает внимание на расположение классных парт и доски с учетом максимального использо­вания дневного света, подчеркивает, как важно содержать чистым оконное стекло. Отмечает, что для глаз вредно не только недостаточное, но и чрезмерное освещение. Чтобы проверить соответствие освещенности установленным нор­мам, используют специальные приборы — люксметры. Же­лательно показать учащимся этот прибор и вместе с ними замерить освещенность на нескольких рабочих местах в мастерских. Если нет люксметра, можно использовать фо­тоэлемент, подключив его к демонстрационному гальвано­метру На шкале гальванометра предварительно наносят два деления, между которыми находится зона наиболее благоприятного освещения.

В ходе беседы учащимся можно задать вопрос: «Как люди видят окружающие предметы?» Конечно, полный от­вет на этот вопрос пятиклассники дать не могут. Совместно с учителем они приходят к выводу, что глаза воспринима­ют свет, отраженный от предметов, это помогает им понять значение требований к освещенности рабочего места.

Проведенная беседа имеет важное воспитательное зна­чение. Учащиеся начинают осознанно выполнять советы учителя и родителей по сохранению зрения.

Затем переходят к изложению материала, связанного с искусственным освещением. Раздельное рассмотрение ис­кусственного и естественного освещения позволяет учащим­ся лучше понять требования к освещенности рабочего мес­та, конструктивные особенности различных светильников, обусловленные необходимостью создать нормальные усло­вия освещенности для работы и отдыха человека.

При рассмотрении разных видов светильников целесо­образно использовать таблицы, учебное пособие и образцы изделий, изготовленные школьниками в предыдущие годы. Обсуждая достоинства и недостатки светильников, обра­щают внимание на их отражательную и рассеивающую способность, соответствие защитного угла допустимому, соблюдение правил безопасности эксплуатации и т. д.

В ходе обсуждения устанавливают признаки, по кото­рым можно разделить светильники на группы: по назначе­нию, характеру светового потока и дальности освещения. В каждой из трех выделенных выше групп светильники разделяются на подгруппы. Так, по назначению различают светильники общего, местного и комбинированного освеще­ния; по характеру светового потока—светильники направ­ленного, отраженного и рассеянного света, по дальности освещения — светильники ближнего и дальнего (прожекто­ры) света. Такой подход к изучению материала формирует

 

 

 

Рис. 60. Образцы самодельных светильников

у учащихся умение классифицировать предметы и явления.

Затем переходят к устройству светильников. Любой све­тильник состоит из осветительной арматуры, одной или не­скольких электрических ламп и проводов. Осветительная арматура предназначена для направления светового пото­ка, защиты глаз от прямых световых лучей и подключения светового прибора к источнику электрической энергии. Что­бы школьники запомнили название основных деталей све­тильника, нужно рядом с доской разместить плакат с изо­бражением светильника и соответствующими надписями.

Ввиду большой распространенности светильников днев­ного света, учителю рекомендуется в общих чертах расска­зать о них, не раскрывая физических основ работы люми­несцентных ламп. Отметить, что в этих светильниках ис­пользуются специальные лампы, излучающие свет, близкий к естественному. В этом их преимущество перед светильни­ками с лампами накаливания. Учитель подчеркивает, что многие светильники имеют несколько электрических ламп, подключенных параллельно.

В заключение приводятся правила безопасной эксплуа­тации светильников. Отмечается, что нельзя пользоваться светильником, у которого оголены провода или неисправна электрическая арматура, прикасаться к токопроводящим частям включенного светильника (внутренним металличе­ским деталям патрона, штепсельной вилки, оголенным проводам). Ремонтировать светильник, заменять электри­ческую лампу, протирать и мыть детали светильника можно, только после отключения его от сети. Включать и выключать светильник нужно сухими руками. Нельзя применять самодельные светорассеиватели из легковоспламеняющих­ся материалов, поскольку это может привести к пожару.

Для практической работы можно использовать светиль­ники типа люцетта, бра, торшер, настольную лампу — ноч­ник или «альфа» и др. При подборе изделий для изготов­ления можно воспользоваться рисунком 60.

Практическая работа пройдет успешно в том случае, когда все детали изделия будут заблаговременно изготов­лены учащимися (на одном из предыдущих занятий). На этом занятии пятиклассники собирают изделие из гото­вых деталей, подбирают установочные детали электриче­ской цепи, составляют электрическую схему изделия.

В конце занятия учитель с помощью учащихся-контро­леров оценивает работу класса.

 

Тема: Монтаж и испытание электрической цепи изделия

Цель: Сформировать у учащихся навыки монтажа электрической цепи осветительных приборов. Воспитывать аккуратность в работе.

Объект работы. Осветительный прибор.

Оснащение занятия. Светильники, изготовленные на предыдущем занятии, установочные детали, набор про­водников, электромонтажные инструменты, подкладная доска, изоляционная лента, технологические учебные карты на разборку, сборку и заправку лампового патрона, выключателя и штепсельной вилки.

Методические рекомендации

Примерный план занятия:

1.Активизация имеющихся у учащихся начальных зна­ний по электротехнике.

2.Обсуждение последовательности монтажа электриче­ской цепи изделия.

3.Подбор проводов и электроарматуры.

4.Монтаж электрической цепи.

5.Испытание изделия.

6.Подведение итогов изучения раздела «Электротехни­ческие работы».

 

Главное содержание занятия составляет практическая работа учащихся; с теоретическими сведениями, необходи­мыми для ее выполнения, учащихся знакомят в ходе прак­тической работы.

В начале занятия учитель может вернуться к рассмотрению электрической схемы изделия, составленной на пре­дыдущем занятии. Отвечая на вопросы по этой схеме, учащиеся восстанавливают ранее полученные знания об электрической цепи. Затем приступают к обсуждению мон­тажной схемы и последовательности ее выполнения. При объяснении приемов установки лампового патрона, выклю­чателя, штепсельной вилки, размещения проводов учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда.

Практическая работа по монтажу электрической цепи изделия начинается с подбора, определения длины и оконцевания проводов. Поэтому на этом этапе занятия целесо­образно рассказать учащимся о проводах, используемых в светильниках, и требованиях, предъявляемых к ним: гиб­кость, надежность изоляции и многожильность токопроводящей части. Всем этим требованиям отвечает шнур-про­вод с особо гибкой изолированной жилой, состоящей из большого числа тонких проволок. Учащимся показывают наиболее распространенные шнуры. Для этих целей жела­тельно подготовить стенд с соответствующими образцами.

Разборку, зарядку и сборку электроарматуры целесо­образно осуществлять по учебно-технологическим картам (см. карты 10—12).

Перед началом практической работы учитель проводит краткий инструктаж школьников: прежде чем начать за­рядку электроарматуры, необходимо путем осмотра прове­рить отсутствие повреждения корпуса лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки и исправность их резьбо­вых соединений; чтобы избежать ошибок, заряжать элек­троарматуру нужно в строгом соответствии с технологиче­скими картами; для получения надежного контакта соеди­нительные винты затягивают до отказа, но не прикладыва­ют чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу; чтобы не произошло короткого замыкания, нельзя допускать сопри­косновения неизолированных деталей электроарматуры.

Готовые изделия испытывают под напряжением не бо­лее 42 В. Перед испытанием учитель обязательно осматри­вает каждое изделие и с помощью омметра или самодель­ного пробника определяет, нет ли в цепи короткого замы­кания. Проверять правильность сборки лампового патрона самодельным пробником, состоящим из батареи для кар­манного фонаря и лампы на 2,5...3,5 В, можно только в том случае, если вкрученная в него лампа рассчитана на напря­жение питания до 42 В. Для проверки ламп на 127 или 220 В применяют омметр.

В заключение необходимо решить несколько задач на поиск неисправностей в электрической цепи. Постановкой проблемных вопросов учитель может подвести учащихся к необходимости самостоятельно освоить тему программы «Ремонт бытовых электроприборов» (по пробному учебно­му пособию).

При подведении итогов занятия учитель оценивает ка­чество изделий, называет лучшие работы, в беседе с уча­щимися обобщает изученное,

Какие способы уплотнения и утепления окон и дверей вы знаете? Какие материалы применяются для вы­полнения данных работ?

Практические работы, направленные на формирование навыков по утеплению окон, уплотнению и обивке дверей, можно провести в учебных мастерских или в любом другом учебном классе (кабинете). Учителю следует иметь в виду, что работы по утеплению и уплотнению окон учащиеся мо­гут выполнять только на первом этаже школы.

Учитывая специфику работ, желательно организовать звенья по три-четыре человека и выделить для каждого зве­на определенное рабочее место, оснастив его необходимы­ми материалами и инструментами. Перед каждым звеном должна быть поставлена конкретная практическая задача. Всех учащихся надо ознакомить с правилами безопаснос­ти труда непосредственно на рабочих местах. В процессе практических работ особенно пристальное внимание реко­мендуется уделять аккуратности их выполнения. Закон­ченная работа должна иметь надлежащий эстетический вид. Обивку дверей рекомендуется поручать учащимся, хорошо зарекомендовавшим себя на занятиях трудового обучения. Анализ качества работ учитель осуществляет после их завершения всеми учащимися. Учитель обходит рабочие места, указывает на недостатки в работе, поощря­ет учащихся, выполнивших ее в соответствии с предъявлен­ными требованиями, и выставляет оценки в журнал. В заключение можно напомнить учащимся, что приоб­ретенные знания и практические навыки желательно при­менить дома, самостоятельно выполнив уплотнение и утеп­ление окон и дверей жилых помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Установка вилок и шнуров бытовых электроприборов

Цель. Ознакомить с неисправностями вилок и шнуров бытовых электроприборов, причинами их возникновения и содержанием ремонтных работ. Сформировать навыки их выполнения, способствовать подготовке учащихся к выпол­нению необходимых и доступных видов бытового труда.

Объект работы. Бытовые электроприборы (утюги, настольные лампы, паяльники, зажигалки газовые и др.).

Оснащение занятия. Плакаты с изображением процессов оконцевания проводов, разборки и сборки электропроводов, образцы отремонтированных электрошнуров, плоскогубцы, отвертки, ножи,   изоляционные   ма­териалы, электрошнуры, штепсельные вилки.

Методические рекомендации

В начале занятия учителю рекомендуется обосновать целесообразность изучения темы. Он подчеркивает, что поддержание бытовой техники в исправном состоянии пре­дупреждает травматизм. Самостоятельное устранение прос­тейших неисправностей в электробытовых приборах позво­ляет экономить личное время и средства.

Подготавливая учащихся к изложению нового материа­ла, учитель может обобщить их знания о бытовых электро­приборах на примере одно- или двухлампового светильни­ка, газовой электрозажигалки и др.

Далее рекомендуется перечислить наиболее часто встре­чающиеся неисправности бытовых электроприборов и под­крепить сказанное конкретными примерами. Уместно под­черкнуть, что капитальный и профилактический ремонт сложной бытовой техники выполняется специализирован­ными мастерскими. В домашних условиях можно выпол­нить лишь простые виды ремонта, связанные, например, с заменой вилок и питающих шнуров. Учащимся демонстри­руют шнуры с неисправными штепсельными вилками, по­врежденной изоляцией, переломанными или разорванными частями проводов, с обгоревшими концами.

Следует обратить внимание учащихся на то, что экс­плуатировать электроприборы с неисправными шнурами или штепсельными вилками опасно, так как это может привести к поражению электрическим током и тяжелым последствиям для здоровья и жизни человека.

Затем учитель поясняет порядок замены неисправного электрошнура новым. На примере одного из бытовых элек­троприборов, например, электрического утюга, учащимся демонстрируют порядок замены пришедшего в негодность шнура. Пятиклассникам надо знать, что электрошнуры ко многим бытовым электроприборам можно приобрести в хо­зяйственных магазинах. Использовать случайные провода нельзя по соображениям электробезопасности.

Работа по замене электрошнура включает следующие операции: частичная разборка электроприбора; отсоедине­ние неисправного шнура; присоединение нового, исправно­го шнура; сборка электроприбора; испытание его работо­способности.

Все операции и используемый инструмент должны быть четко продемонстрированы учителем на его рабочем месте

Учащихся знакомят также с   порядком   замены   штепсельной вилки электрошнура. Эта работа выполняется теми же инструментом, что и замена шнура. При незначитель­ном повреждении шнура его ремонтируют. Например, не­большой оплавленный участок изоляции шнура в нагрева­тельных приборах обматывают изоляционной лентой; де­фектные участки обгоревших концов проводов обрезают и выполняют оконцовывание под крепежные винты прибора; шнур с переломанным проводом разрезают по месту изло­ма, обе части шнура оконцовывают, затем соединяют и на­дежно изолируют. Поясняя и демонстрируя эти виды ра­бот, учитель подчеркивает, что ремонт бытовых электропри­боров в целях безопасности пользования ими должен быть выполнен качественно и надежно.

Снимая слой изоляции с проводов и зачищая их, уча­щиеся часто допускают подрезание проводящей жилы, что в дальнейшем влияет на работоспособность сращенного или оконцованного под крепеж узла. Учитель поясняет, как надо правильно держать инструмент, чтобы предупредить возможные ошибки.

Проводя инструктаж, учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда при работе электромонтаж­ным инструментом и проверке работоспособности отремон­тированного электроприбора. Начинать ремонт любого электроприбора можно лишь после отключения его от сети. Снимать изоляцию и зачищать концы проводов необходимо на подкладной доске ножом, применяя прием резания от себя, как при затачивании карандаша. Выполняя разборку и сборку штепсельной вилки, учащиеся часто нарушают правила безопасности труда: держат вилку в руках или на коленях. Это создает опасность травмирования ученика от­верткой, которая может соскочить с головки винта в ре­зультате прилагаемого усилия. Травма может быть тяже­лой. Поэтому учитель поясняет учащимся, что ремонтируе­мая деталь должна располагаться на рабочем верстаке или столе и в направлении приложения усилия к отвертке не поддерживаться руками. Маленькой отверткой нельзя за­винчивать большие винты, так как будут испорчены про­резь винта и рабочая часть отвертки, аналогично малые винты нельзя завинчивать большой отверткой — можно легко сорвать резьбу винта.

Практическую работу по замене и ремонту вилок и шну­ров электроприборов целесообразно организовать по инди­видуальной форме: каждому учащемуся предложить вы­полнить ремонт или замену электрошнура в каком-либо электроприборе, например настольной лампе, утюге, паяль­нике, электровыжигателе, радиодинамике и т. п. Если нужного количества приборов, нуждающихся в таком ремонте, нет, учитель при подготовке к занятию может умышленно внести в исправные электрошнуры с вилками ряд неисправ­ностей, а для формирования навыков монтажа использовать один прибор на трех — четырех учащихся.

В целях экономии времени на индивидуальные консуль­тации желательно вывесить плакаты с описанием и изобра­жением операций, применяемых при различных видах ре­монта электрошнуров. Необязательно всем учащимся зани­маться однотипной работой: одни могут заменять вилку, шнур, другие — его оконцовывать, третьи — подсоединять к прибору и т. д. Важно только, чтобы в итоге все основные виды ремонта были освоены учащимися.

По ходу занятия необходимо научить учащихся контро­лировать качество выполненной работы — ее соответствие образцу, чертежу, рисунку или определенным требованиям. Учитель должен сообщить учащимся критерии и способы контроля качества труда. Контроль и оценка работы при­мерно (на глаз) не способствуют выработке у учащихся чувства ответственности за конечные результаты труда, снижают уровень технологической дисциплины, что в итоге сказывается на эффективности обучения. Поэтому в заклю­чительной части занятия необходимо уделить самое при­стальное внимание анализу качества выполненной работы, применяя его как один из эффективных приемов обучения на заключительном этапе занятия

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security