Светильники с самодельными элементами |
Открытый урок
8кл. 17.11.2015г.
Тема: Светильники с самодельными элементами
Цель. Ознакомить учащихся с видами бытовых светильников и требованиями к их конструкции, правилами безопасной эксплуатации, сформировать умения по сборке светильников. Сформировать навыки изготовления электрифицированных изделий. Объект работы. Детали светильника. Оснащение занятия. Образцы светильников, детали изготовляемого изделия, ламповые патроны, выключатели, штепсельные вилки, образцы проводов, слесарные инструменты, отвертки. Плакаты с рисунками различных видов светильников. Методические рекомендации Занятие по данной теме можно провести по следующему плану: 1.Естественное и искусственное освещение. 2.Виды светильников. 3.Устройство светильника, требования к его конструкции. 4.Правила безопасного пользования светильниками. 5.Практическая работа. Сборка изделия из ранее изготовленных деталей. Составление электрической схемы изделия. Сведения о местном и общем освещении учащимся можно сообщить в ходе беседы, опираясь на имеющийся у них опыт. Школьникам рассказывают о преимуществах естественного освещения по сравнению с искусственным (меньше устают глаза, не требуется специальное оборудование, экономится электроэнергия и т. д.). Учитель поясняет, как нужно оборудовать рабочий уголок дома, рабочее место в учебных мастерских, обращает внимание на расположение классных парт и доски с учетом максимального использования дневного света, подчеркивает, как важно содержать чистым оконное стекло. Отмечает, что для глаз вредно не только недостаточное, но и чрезмерное освещение. Чтобы проверить соответствие освещенности установленным нормам, используют специальные приборы — люксметры. Желательно показать учащимся этот прибор и вместе с ними замерить освещенность на нескольких рабочих местах в мастерских. Если нет люксметра, можно использовать фотоэлемент, подключив его к демонстрационному гальванометру На шкале гальванометра предварительно наносят два деления, между которыми находится зона наиболее благоприятного освещения. В ходе беседы учащимся можно задать вопрос: «Как люди видят окружающие предметы?» Конечно, полный ответ на этот вопрос пятиклассники дать не могут. Совместно с учителем они приходят к выводу, что глаза воспринимают свет, отраженный от предметов, это помогает им понять значение требований к освещенности рабочего места. Проведенная беседа имеет важное воспитательное значение. Учащиеся начинают осознанно выполнять советы учителя и родителей по сохранению зрения. Затем переходят к изложению материала, связанного с искусственным освещением. Раздельное рассмотрение искусственного и естественного освещения позволяет учащимся лучше понять требования к освещенности рабочего места, конструктивные особенности различных светильников, обусловленные необходимостью создать нормальные условия освещенности для работы и отдыха человека. При рассмотрении разных видов светильников целесообразно использовать таблицы, учебное пособие и образцы изделий, изготовленные школьниками в предыдущие годы. Обсуждая достоинства и недостатки светильников, обращают внимание на их отражательную и рассеивающую способность, соответствие защитного угла допустимому, соблюдение правил безопасности эксплуатации и т. д. В ходе обсуждения устанавливают признаки, по которым можно разделить светильники на группы: по назначению, характеру светового потока и дальности освещения. В каждой из трех выделенных выше групп светильники разделяются на подгруппы. Так, по назначению различают светильники общего, местного и комбинированного освещения; по характеру светового потока—светильники направленного, отраженного и рассеянного света, по дальности освещения — светильники ближнего и дальнего (прожекторы) света. Такой подход к изучению материала формирует
Рис. 60. Образцы самодельных светильников у учащихся умение классифицировать предметы и явления. Затем переходят к устройству светильников. Любой светильник состоит из осветительной арматуры, одной или нескольких электрических ламп и проводов. Осветительная арматура предназначена для направления светового потока, защиты глаз от прямых световых лучей и подключения светового прибора к источнику электрической энергии. Чтобы школьники запомнили название основных деталей светильника, нужно рядом с доской разместить плакат с изображением светильника и соответствующими надписями. Ввиду большой распространенности светильников дневного света, учителю рекомендуется в общих чертах рассказать о них, не раскрывая физических основ работы люминесцентных ламп. Отметить, что в этих светильниках используются специальные лампы, излучающие свет, близкий к естественному. В этом их преимущество перед светильниками с лампами накаливания. Учитель подчеркивает, что многие светильники имеют несколько электрических ламп, подключенных параллельно. В заключение приводятся правила безопасной эксплуатации светильников. Отмечается, что нельзя пользоваться светильником, у которого оголены провода или неисправна электрическая арматура, прикасаться к токопроводящим частям включенного светильника (внутренним металлическим деталям патрона, штепсельной вилки, оголенным проводам). Ремонтировать светильник, заменять электрическую лампу, протирать и мыть детали светильника можно, только после отключения его от сети. Включать и выключать светильник нужно сухими руками. Нельзя применять самодельные светорассеиватели из легковоспламеняющихся материалов, поскольку это может привести к пожару. Для практической работы можно использовать светильники типа люцетта, бра, торшер, настольную лампу — ночник или «альфа» и др. При подборе изделий для изготовления можно воспользоваться рисунком 60. Практическая работа пройдет успешно в том случае, когда все детали изделия будут заблаговременно изготовлены учащимися (на одном из предыдущих занятий). На этом занятии пятиклассники собирают изделие из готовых деталей, подбирают установочные детали электрической цепи, составляют электрическую схему изделия. В конце занятия учитель с помощью учащихся-контролеров оценивает работу класса.
Тема: Монтаж и испытание электрической цепи изделия Цель: Сформировать у учащихся навыки монтажа электрической цепи осветительных приборов. Воспитывать аккуратность в работе. Объект работы. Осветительный прибор. Оснащение занятия. Светильники, изготовленные на предыдущем занятии, установочные детали, набор проводников, электромонтажные инструменты, подкладная доска, изоляционная лента, технологические учебные карты на разборку, сборку и заправку лампового патрона, выключателя и штепсельной вилки. Методические рекомендации Примерный план занятия: 1.Активизация имеющихся у учащихся начальных знаний по электротехнике. 2.Обсуждение последовательности монтажа электрической цепи изделия. 3.Подбор проводов и электроарматуры. 4.Монтаж электрической цепи. 5.Испытание изделия. 6.Подведение итогов изучения раздела «Электротехнические работы».
Главное содержание занятия составляет практическая работа учащихся; с теоретическими сведениями, необходимыми для ее выполнения, учащихся знакомят в ходе практической работы. В начале занятия учитель может вернуться к рассмотрению электрической схемы изделия, составленной на предыдущем занятии. Отвечая на вопросы по этой схеме, учащиеся восстанавливают ранее полученные знания об электрической цепи. Затем приступают к обсуждению монтажной схемы и последовательности ее выполнения. При объяснении приемов установки лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки, размещения проводов учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда. Практическая работа по монтажу электрической цепи изделия начинается с подбора, определения длины и оконцевания проводов. Поэтому на этом этапе занятия целесообразно рассказать учащимся о проводах, используемых в светильниках, и требованиях, предъявляемых к ним: гибкость, надежность изоляции и многожильность токопроводящей части. Всем этим требованиям отвечает шнур-провод с особо гибкой изолированной жилой, состоящей из большого числа тонких проволок. Учащимся показывают наиболее распространенные шнуры. Для этих целей желательно подготовить стенд с соответствующими образцами. Разборку, зарядку и сборку электроарматуры целесообразно осуществлять по учебно-технологическим картам (см. карты 10—12). Перед началом практической работы учитель проводит краткий инструктаж школьников: прежде чем начать зарядку электроарматуры, необходимо путем осмотра проверить отсутствие повреждения корпуса лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки и исправность их резьбовых соединений; чтобы избежать ошибок, заряжать электроарматуру нужно в строгом соответствии с технологическими картами; для получения надежного контакта соединительные винты затягивают до отказа, но не прикладывают чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу; чтобы не произошло короткого замыкания, нельзя допускать соприкосновения неизолированных деталей электроарматуры. Готовые изделия испытывают под напряжением не более 42 В. Перед испытанием учитель обязательно осматривает каждое изделие и с помощью омметра или самодельного пробника определяет, нет ли в цепи короткого замыкания. Проверять правильность сборки лампового патрона самодельным пробником, состоящим из батареи для карманного фонаря и лампы на 2,5...3,5 В, можно только в том случае, если вкрученная в него лампа рассчитана на напряжение питания до 42 В. Для проверки ламп на 127 или 220 В применяют омметр. В заключение необходимо решить несколько задач на поиск неисправностей в электрической цепи. Постановкой проблемных вопросов учитель может подвести учащихся к необходимости самостоятельно освоить тему программы «Ремонт бытовых электроприборов» (по пробному учебному пособию). При подведении итогов занятия учитель оценивает качество изделий, называет лучшие работы, в беседе с учащимися обобщает изученное, Какие способы уплотнения и утепления окон и дверей вы знаете? Какие материалы применяются для выполнения данных работ? Практические работы, направленные на формирование навыков по утеплению окон, уплотнению и обивке дверей, можно провести в учебных мастерских или в любом другом учебном классе (кабинете). Учителю следует иметь в виду, что работы по утеплению и уплотнению окон учащиеся могут выполнять только на первом этаже школы. Учитывая специфику работ, желательно организовать звенья по три-четыре человека и выделить для каждого звена определенное рабочее место, оснастив его необходимыми материалами и инструментами. Перед каждым звеном должна быть поставлена конкретная практическая задача. Всех учащихся надо ознакомить с правилами безопасности труда непосредственно на рабочих местах. В процессе практических работ особенно пристальное внимание рекомендуется уделять аккуратности их выполнения. Законченная работа должна иметь надлежащий эстетический вид. Обивку дверей рекомендуется поручать учащимся, хорошо зарекомендовавшим себя на занятиях трудового обучения. Анализ качества работ учитель осуществляет после их завершения всеми учащимися. Учитель обходит рабочие места, указывает на недостатки в работе, поощряет учащихся, выполнивших ее в соответствии с предъявленными требованиями, и выставляет оценки в журнал. В заключение можно напомнить учащимся, что приобретенные знания и практические навыки желательно применить дома, самостоятельно выполнив уплотнение и утепление окон и дверей жилых помещений.
Тема: Установка вилок и шнуров бытовых электроприборов Цель. Ознакомить с неисправностями вилок и шнуров бытовых электроприборов, причинами их возникновения и содержанием ремонтных работ. Сформировать навыки их выполнения, способствовать подготовке учащихся к выполнению необходимых и доступных видов бытового труда. Объект работы. Бытовые электроприборы (утюги, настольные лампы, паяльники, зажигалки газовые и др.). Оснащение занятия. Плакаты с изображением процессов оконцевания проводов, разборки и сборки электропроводов, образцы отремонтированных электрошнуров, плоскогубцы, отвертки, ножи, изоляционные материалы, электрошнуры, штепсельные вилки. Методические рекомендации В начале занятия учителю рекомендуется обосновать целесообразность изучения темы. Он подчеркивает, что поддержание бытовой техники в исправном состоянии предупреждает травматизм. Самостоятельное устранение простейших неисправностей в электробытовых приборах позволяет экономить личное время и средства. Подготавливая учащихся к изложению нового материала, учитель может обобщить их знания о бытовых электроприборах на примере одно- или двухлампового светильника, газовой электрозажигалки и др. Далее рекомендуется перечислить наиболее часто встречающиеся неисправности бытовых электроприборов и подкрепить сказанное конкретными примерами. Уместно подчеркнуть, что капитальный и профилактический ремонт сложной бытовой техники выполняется специализированными мастерскими. В домашних условиях можно выполнить лишь простые виды ремонта, связанные, например, с заменой вилок и питающих шнуров. Учащимся демонстрируют шнуры с неисправными штепсельными вилками, поврежденной изоляцией, переломанными или разорванными частями проводов, с обгоревшими концами. Следует обратить внимание учащихся на то, что эксплуатировать электроприборы с неисправными шнурами или штепсельными вилками опасно, так как это может привести к поражению электрическим током и тяжелым последствиям для здоровья и жизни человека. Затем учитель поясняет порядок замены неисправного электрошнура новым. На примере одного из бытовых электроприборов, например, электрического утюга, учащимся демонстрируют порядок замены пришедшего в негодность шнура. Пятиклассникам надо знать, что электрошнуры ко многим бытовым электроприборам можно приобрести в хозяйственных магазинах. Использовать случайные провода нельзя по соображениям электробезопасности. Работа по замене электрошнура включает следующие операции: частичная разборка электроприбора; отсоединение неисправного шнура; присоединение нового, исправного шнура; сборка электроприбора; испытание его работоспособности. Все операции и используемый инструмент должны быть четко продемонстрированы учителем на его рабочем месте Учащихся знакомят также с порядком замены штепсельной вилки электрошнура. Эта работа выполняется теми же инструментом, что и замена шнура. При незначительном повреждении шнура его ремонтируют. Например, небольшой оплавленный участок изоляции шнура в нагревательных приборах обматывают изоляционной лентой; дефектные участки обгоревших концов проводов обрезают и выполняют оконцовывание под крепежные винты прибора; шнур с переломанным проводом разрезают по месту излома, обе части шнура оконцовывают, затем соединяют и надежно изолируют. Поясняя и демонстрируя эти виды работ, учитель подчеркивает, что ремонт бытовых электроприборов в целях безопасности пользования ими должен быть выполнен качественно и надежно. Снимая слой изоляции с проводов и зачищая их, учащиеся часто допускают подрезание проводящей жилы, что в дальнейшем влияет на работоспособность сращенного или оконцованного под крепеж узла. Учитель поясняет, как надо правильно держать инструмент, чтобы предупредить возможные ошибки. Проводя инструктаж, учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда при работе электромонтажным инструментом и проверке работоспособности отремонтированного электроприбора. Начинать ремонт любого электроприбора можно лишь после отключения его от сети. Снимать изоляцию и зачищать концы проводов необходимо на подкладной доске ножом, применяя прием резания от себя, как при затачивании карандаша. Выполняя разборку и сборку штепсельной вилки, учащиеся часто нарушают правила безопасности труда: держат вилку в руках или на коленях. Это создает опасность травмирования ученика отверткой, которая может соскочить с головки винта в результате прилагаемого усилия. Травма может быть тяжелой. Поэтому учитель поясняет учащимся, что ремонтируемая деталь должна располагаться на рабочем верстаке или столе и в направлении приложения усилия к отвертке не поддерживаться руками. Маленькой отверткой нельзя завинчивать большие винты, так как будут испорчены прорезь винта и рабочая часть отвертки, аналогично малые винты нельзя завинчивать большой отверткой — можно легко сорвать резьбу винта. Практическую работу по замене и ремонту вилок и шнуров электроприборов целесообразно организовать по индивидуальной форме: каждому учащемуся предложить выполнить ремонт или замену электрошнура в каком-либо электроприборе, например настольной лампе, утюге, паяльнике, электровыжигателе, радиодинамике и т. п. Если нужного количества приборов, нуждающихся в таком ремонте, нет, учитель при подготовке к занятию может умышленно внести в исправные электрошнуры с вилками ряд неисправностей, а для формирования навыков монтажа использовать один прибор на трех — четырех учащихся. В целях экономии времени на индивидуальные консультации желательно вывесить плакаты с описанием и изображением операций, применяемых при различных видах ремонта электрошнуров. Необязательно всем учащимся заниматься однотипной работой: одни могут заменять вилку, шнур, другие — его оконцовывать, третьи — подсоединять к прибору и т. д. Важно только, чтобы в итоге все основные виды ремонта были освоены учащимися. По ходу занятия необходимо научить учащихся контролировать качество выполненной работы — ее соответствие образцу, чертежу, рисунку или определенным требованиям. Учитель должен сообщить учащимся критерии и способы контроля качества труда. Контроль и оценка работы примерно (на глаз) не способствуют выработке у учащихся чувства ответственности за конечные результаты труда, снижают уровень технологической дисциплины, что в итоге сказывается на эффективности обучения. Поэтому в заключительной части занятия необходимо уделить самое пристальное внимание анализу качества выполненной работы, применяя его как один из эффективных приемов обучения на заключительном этапе занятия |