Обтачивание наружной рельефной , цилиндрической поверхности на токарном станке |
Обтачивание наружной рельефной , цилиндрической поверхности на токарном станке
9 кл. Тема урока :
Обтачивание наружной рельефной , цилиндрической поверхности на токарном станке.
Цели урока:
Обеспечить в ходе урока усвоение технических знаний по токарной обработке древесины. Сформировать навыки и умения при работе с токарными резцами , а так же приемы обточки цилиндрической и фасонной поверхностей. Отработать и закрепить навыки по измерениям о контролем за обрабатываемой поверхностью с помощью штангельциркуля и другими измерительными приборами с учетом остаточного зрения. Закрепить знания по безопасному использованию электрофицированными инструментами и различными резцами. Содействовать эстетическому воспитанию, на примерах художественной обработке древесины в народных промыслах. Выточить детали необходимые для поделок применяемых в нашей повседневной жизни.
Материальное обеспечение урока :
Токарные станки (2 шт.), набор резцов, инструменты по настройке и использованию токарных станков, измерительные инструменты - штангельциркуль , штангельциркуль для слепых, линейки, шаблоны, чертежи, технологические карты, защитные приспособления, очки и увеличительная оптика.
Методические и практические рекомендации : Работать на токарном станке может только тот учащийся, который изучил его конструкцию и хорошо усвоил правила техники безопасности. Прежде чем начать работу на токарном станке, его нужно внимательно осмотреть. Следует убедиться, надежно ли заземлен станок. Осмотр начинают с двигателя, проверяют исправность передней, потом задней бабки и подручника. Тщательно осмотрев станок и устранив возможные недостатки, можно перейти к креплению заготовки между центрами передней и задней бабок. При этом следует подобрать зажимное устройство, наиболее пригодное для обточки данной заготовки. Зажимая заготовку, нужно быть внимательным. Если чересчур зажать ее, то шипы трезубца или другого зажимного устройства могут расколоть заготовку, а непрочно зажатая заготовка во время работы может вырваться из центров и травмировать ученика. Патрон, вместе с ранее закрепленной заготовкой ввинчивают в шпиндель передней бабки. Закрепляя заготовку при помощи трезубца, центр ее торца ставят на средний зубец. Ударяя киянкой по правому торцу, заготовку насаживают на трезубец. Другой конец заготовки зажимают задней бабкой. Закрепляя заготовку, следят за тем, чтобы ее ось совпадала с осью центров станка. Этим устраняют возможность биения заготовки при ее обработке. Подручник устанавливают так, чтобы опорная поверхность линейки была на уровне или на 2—3 мм выше линии центров станка. Подручник приближают к заготовке так, чтобы щель между ним и заготовкой не превышала 2—3 мм. Если щель будет больше, то инструмент может попасть в нее и вырваться из рук. Готовя рабочее место, следует обеспечить его высоту соответственно своему росту. Нормальными условиями для работы считаются такие, когда расстояние от оси заготовки до глаз равно 450 мм. Инструмент и материалы должны быть всегда в надлежащем порядке и удобно размещены. Прежде чем приступить к работе на токарном станке, надо отобрать материалы. Это очень ответственная операция. Обработка заготовки вручную
Для токарных работ лучше всего брать древесину лиственных мягких пород: липу, ольху. Можно, конечно же, изготавливать детали и из сосны, дуба. Но работать с этими материалами намного труднее. Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы в заготовках были пороки: трещины, сучки, гниль и т. п. Заготовка, которую обрабатывают на токарном станке, называется болванкой. Болванку делают обычно из квадратного бруска. На торцах заготовки проводят диагонали и сострагивают углы рубанком В точке пересечения диагоналей будет центр. Подготовленную таким образом болванку забивают киянкой в патрон станка и прижимают с другой стороны центром задней бабки. Затем центр слегка отжимают и смазывают образовавшееся в торце углубление машинным маслом. Подводят подручник к болванке и проворачивают заготовку вручную: нельзя допускать, чтобы заготовка задевала за перо подручника. Берут со стола полукруглую стамеску и кладут на перо подручника. Начиная обточку, передвигают стамеску по перу в левую сторону. Инструмент перемещают осторожно, избегая резких движений. Как только болванка будет скруглена до заданных размеров, приступают к чистовой обточке.
Хватка инструмента при обточке древесины.
Держа режущий инструмент в правой руке и опираясь им на линейку подручника, занять рабочее положение. Левой рукой инструмент берут так, как показано на рис. Локоть правой руки при этом должен касаться корпуса тела. Сначала выполняют черновую обдирку рейером. Осторожно приближают рейер к поверхности вращающейся заготовки до тех пор, пока лезвие режущего инструмента начнет снимать стружку. Постепенно перемещая рейер вдоль подручника, снимают стружку толщиной 1,0—2,0 мм Точно также снимают на этом участке вторую, третью и т. д. стружку, пока вся поверхность не приобретет приблизительно круглую форму. Если изделие длиннее, чем линейка подручника, тогда подручник передвигают на новое место и продолжают обточку. Во время работы нужно прочно держать рейер в руках, прижав его к подручнику. Первую черновую стружку снимают серединой лезвия рейера. При последующих проходах стружку снимают боковыми частями лезвия Чистовую обточку выполняют мейселем шириной 15—20 мм. Тупой угол мейселя должен быть направлен в сторону его движения. Мейсель нужно надежно держать в руках и следить за тем, чтобы он не скользил по обтачиваемой поверхности, а был прижат к подручнику.
Угол резания при обточке древесины. Чтобы обтачиваемая поверхность была гладкой, во время работы нужно подбирать угол резания в пределах от 35 до 60°. Работать мейселем следует особенно внимательно. Срезают стружку не всем лезвием, а только его серединой и нижней частью. Внешние размеры цилиндрических поверхностей измеряют кронциркулем или штангельциркулем. Замеры делают в разных местах изделий. Прямолинейность поверхности обтачиваемого изделия проверяют при помощи угольника или линейки. Угольник ставят ребром вдоль образующего цилиндра и смотрят на свет. Если поверхность обработана хорошо, просвета не будет. Для проверки размеров обрабатываемой детали нужно каждый раз останавливать станок. Категорически запрещается измерять детали до полной остановки станка. Обтачивать криволинейные поверхности намного сложнее, чем цилиндрические или конические. Основная трудность состоит в том, что такие поверхности не всегда и не во всех местах можно измерить. Поэтому приходится применять различные криволинейные шаблоны, точные измерительные инструменты. Обрабатывая криволинейные поверхности, иногда необходимо закруглять концы, обтачивать галтели и т. п. Галтелями называют плавные закругленные переходы между двумя смежными поверхностями. Галтели образуются при фасонной обточке большинства деталей, изготовленных не только из древесины, ко и из металлов, пластмасс и других конструкционных материалов. Имеется много деталей, поверхность которых состоит одновременно из цилиндрических и конических элементов, валиков и закруглений. Если поверхность криволинейная, следует, прежде всего, придать обрабатываемой заготовке цилиндрическую форму, после чего обточить ее по чертежу. Обтачивая полукруглую канавку, перемещают не режущий инструмент (рейер или мейсель) по подручнику, а его режущую кромку по обрабатываемому участку заготовки. Снимать стружку нужно от краев к середине канавки. Токарные изделия после обточки часто подвергаются окончательной обработке. Для этого их шлифуют на станке при небольшом числе оборотов шпинделя. Для шлифовки пользуются стеклянными шкурками. Твердые породы древесины шлифуют стеклянными шкурками № 140 или № 120, а мягкие—№ 120 или № 100. Шлифовать древесину наждачными (корундовыми) шкурками не рекомендуется, так как они образуют мелкую темную пыль, загрязняющую поверхность древесины. На станке шлифовку выполняют так: кусочек стеклянной шкурки, закрепленной на деревянной колодке, прижимают к вращающемуся изделию. Шлифовать нужно внимательно, потому что стеклянной шкуркой можно сточить острые края и выступы. После шлифовки на поверхности изделия еще остаются заметные следы, недостаточно четко видна текстура древесины. Чтобы обточенным изделиям придать привлекательный вид, их полируют. Иногда токарные изделия красят масляными или другими красками, так же, как и столярные изделия.
Организационный момент :
Одеть рабочую одежду, получить свои заготовки и инструмент, приготовить рабочее место.
Теоретическая часть :
1.Повторить устройство и назначение токарного станка. 2.Способы закрепления заготовок на токарных станках. 3. Виды и назначение приспособлений к токарному станку. 4. Виды и назначение ручных токарных резцов. 5. Подготовка и работа на токарном станке. 6. Обточка цилиндрических поверхностей. 7. Подрезание торцов и отрезание изделий. 8. Обточка фасонных изделий. 9. Окончательная обработка изделий. 10. Повторить правила техники безопасности при токарной обработке древесины. 11. Рассказать о выполняемом задании - ножка табуретки. 12. Проработать технологическую карту.
Правила техники безопасности при токарной обработке древесины: До начала работы
1. Работать на токарном станке можно только в спецодежде с застегнутыми рукавами. 2. На станке и рабочем месте не должно быть лишних предметов. 3. Проверить состояние инструментов, которыми придется работать. Обратить внимание на то, чтобы ручки рейеров и мейселей были гладкими и без трещин. 4. Проверить техническое состояние станка и приспособлений. Если обнаружены неисправности, следует уведомить об этом учителя. Без его разрешения включать станок нельзя. 5. Проверить надежность заземления станка. Если линия заземления нарушена, включать станок категорически воспрещается.
Во время работы
1. Работать на токарном станке можно только в защитных очках. Разрешается также использовать специальные защитные экраны из прозрачного материала. 2. Режущий инструмент во время работы следует держать обеими руками. 3. Во время работы станка нельзя измерять обрабатываемую деталь или переставлять подручник. Эти операции можно выполнять только после остановки станка. 4. Для шлифовки деталей следует пользоваться специальными фасонными колодками, на которые натягивают шлифовальную шкурку. 5. Во время работы следует быть внимательным. Если обнаружилось, что станок неисправен, необходимо немедленно остановить его и сообщить об этом учителю. 6. Если при прикосновении к станку чувствуется действие электрического тока, работать дальше нельзя. Станок необходимо немедленно остановить и сообщить об этом учителю. 7. Нельзя касаться движущихся частей станка. Это небезопасно. 8. Оставляя рабочее место, следует обязательно выключить станок. 9. Нельзя тормозить станок, нажимая рукой на обрабатываемую деталь, патрон или ремень. 10. Во время работы станка нельзя смазывать его, настраивать и т. п. Это делают только после полной остановки станка.
После окончания работы
Окончив работу, нужно убрать свое рабочее место, почистить и смазать станок. Если во время осмотра обнаружены неисправности, следует сообщить об этом учителю.
Вопросы для учащихся :
1. Почему необходимо работать на токарном станке в защитных очках. 2. Почему нельзя отвлекаться при работе. 3. Расскажите правила безопасной работы на станке. 4. Какие материалы применяются для токарных работ, как подобрать материал и приготовить заготовку. 5. Почему перед точением надо обстругивать грани заготовки? 6. Для чего перед началом работы смазывают маслом углубление от центра в заготовке. 7. Как и каком порядке устанавливают заготовку в станок. 8. Как пользоваться измерительным инструментом о приспособлениями. 9. Что такое токарная обработка материалов.
Практическая часть :
1. Получить заготовки. 2. Обработать грани рубанком. 3. Разметить и просверлить отверстие в торце для второго центра. 4. Установить заготовку в станок. 5. Обработать ее полукруглой стамеской до цилиндрической формы. 6. Произвести разметку используя чертеж, технологическую карту, и измерительные инструменты. (там где это необходимо применять шаблоны , линзы и спец. Инструменты. ) 7. Прорезать канавки до заданной глубины. 8. Прорезать галтели между смежными поверхностями. 9. Подрезать уступ оконечности заготовки. 10. Произвести чистовую обработку детали. 11. Отрезать крепежные концы.
Заключение :
1. Подвести итоги выполнения работы у каждого учащегося. 2. Повторить правила техники безопасности . 3. Сдать учителю резцы и другие инструменты, приспособления. 4. Тщательно убрать токарный станок. 5. Смазать трущиеся части маслом. 6. Произвести уборку помещения.
|