Изготовление и сборка изделия содержащего электрическую цепь |
Изготовление и сборка изделия содержащего электрическую цепь 9 кл.
Тема: Изготовление и сборка изделия содержащего электрическую цепь
Цели: Сформировать у учащихся навыки монтажа электрической цепи осветительных приборов. Усвоить правила электробезопасности. Способствовать развитию логического мышления и памяти. Воспитывать навыки самостоятельной работы.
Объект работы: Осветительный прибор.
Оснащение занятия: Светильники, изготовленные на предыдущем занятии, установочные детали, набор проводников, электромонтажные инструменты, подкладная доска, изоляционная лента, технологические учебные карты на разборку, сборку и заправку ламповою патрона, выключателя и штепсельной вилки.
Методические рекомендации и теоретическая часть:
В начале занятия учитель может вернуться к рассмотрению электрической схемы изделия, составленной на предыдущем занятии. Отвечая на вопросы по этой схеме, учащиеся восстанавливают ранее полученные знания об электрической цепи. Затем приступают к обсуждению монтажной схемы и последовательности ее выполнения. При объяснении приемов установки лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки, размещения проводов учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда. Практическая работа по монтажу электрической цепи изделия начинается с подбора, определения длины и оконцевания проводов. Поэтому на этом этапе занятия целесообразно рассказать учащимся о проводах, используемых в светильниках, и требованиях, предъявляемых к ним: гибкость, надежность изоляции и многожильность токопроводящей части. Всем этим требованиям отвечает шнур-провод с особо гибкой изолированной жилой, состоящей из большого числа тонких проволок. Учащимся показывают наиболее распространенные шнуры. Для этих целей желательно подготовить стенд с соответствующими образцами. Разборку, зарядку и сборку электроарматуры целесообразно осуществлять по учебно-технологическим картам . Перед началом практической работы учитель проводит краткий инструктаж школьников: прежде чем начать зарядку электроарматуры, необходимо путем осмотра проверить отсутствие повреждения корпуса лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки и исправность их резьбовых соединений; чтобы избежать ошибок, заряжать электроарматуру нужно в строгом соответствии с технологическими картами; для получения надежного контакта соединительные винты затягивают до отказа, но не прикладывают чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу; чтобы не произошло короткого замыкания, нельзя допускать соприкосновения неизолированных деталей электроарматуры. Готовые изделия испытывают под напряжением не более 42 В. Перед испытанием учитель обязательно осматривает каждое изделие и с помощью омметра или самодельного пробника определяет, нет ли в цепи короткого замыкания. Проверять правильность сборки лампового патрона самодельным пробником, состоящим из батареи для карманного фонаря и лампы на 2,5...3,5 В, можно только в том случае, если вкрученная в него лампа рассчитана на напряжение питания до 42 В. Для проверки ламп на 127 или 220 В применяют омметр. В заключение необходимо решить несколько задач на поиск неисправностей в электрической цепи. Постановкой проблемных вопросов учитель может подвести учащихся к необходимости самостоятельно освоить тему программы «Ремонт бытовых электроприборов» .
Практическая часть:
1. Активизация имеющихся у учащихся начальных знаний по электротехнике. 2. Обсуждение последовательности монтажа электрической цепи изделия. 3. Подбор проводов и электроарматуры. 4. Монтаж электрической цепи. 5. Испытание изделия. 6. Подведение итогов изучения раздела «Электротехнические работы». Главное содержание занятия составляет практическая работа учащихся; с теоретическими сведениями, необходимыми для ее выполнения, учащихся знакомят в ходе практической работы.
Заключение:
2. Закрепить полученые знания используя таблицы и схемы эл. приборов. 3. При подведении итогов занятия учитель оценивает качество изделий, называет лучшие работы, в беседе с учащимися обобщает изученное. 4. Повторить правила техники безопасности. 5. Привести в порядок рабочее место.
|