Монтаж штепсельной вилки, розетки, или патрона

PDF Печать E-mail

Монтаж штепсельной вилки, розетки, или патрона

 

 

8 кл.

Тема урока :

Монтаж штепсельной вилки, розетки, эл. патрона

 

 

Цель:

Обучить учащихся приемам монтажа электроустановочной арматуры, устройством и назначением электромонтажного инструмента, правилами электробезопасности. Сформировать навыки изготовления электрофицированных изделий.

 

 

Объект работы:

 

Отрезки одно и многожильных изолированных проводов. Электроарматура.

 

Оснащение занятия:

 

Образцы электрофицированных изделий – тройники, удлинители, настольные лампы. Детали изготовляемых изделий: электророзетки, ламповые патроны, штепсельные вилки, выключатели различной конструкции, образцы проводов. Слесарные и электромонтажные инструменты: плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, отвертки, шурупы, винты, изолента. Плакаты с рисунками, технологические карты, учебные таблицы по правилам безопасности труда в школьных мастерских, приспособления для слабовидящих – лупы и т.д.

 

Методические рекомендации

Это важный и в то же время сложный раздел программы трудового обучения. Важность его обусловлена тем, что электротехнические знания и умения являются составной частью политехнического образования, они спо­собствуют формированию мировоззрения школьников, раз­витию их творческих способностей, расширяют возможнос­ти профориентации и т. д. При объяснении учебного материала учителю рекомендуется опираться на имеющийся у учащихся опыт использования бытовых электроприборов и знания, полу­ченные на уроках физики. Успешное усвоение начальных теоретических знаний по электротехнике возможно только при условии развитости у подростков абстрактного мышления. С этой целью учителю следует предусмотреть систему упражнений, развивающих абстрактное мышление учеников. К таким упражнениям от­носятся упражнения на составление и чтение технических рисунков, эскизов, чертежей.

Вступительную беседу в начале урока целесообразно провести так, чтобы у школьников возник интерес к изуче­нию не только данной темы, но и всего раздела программы. С этой целью в беседе со школьниками нужно раскрыть значение электрической энергии в народном хозяйстве на­шей страны, а также в жизни и труде человека. На доступ­ных примерах показать ведущую роль электричества во всех отраслях народного хозяйства, его значение в улучше­нии быта и развитии культуры. Целесообразно так организовать беседу, чтобы учащие­ся привели примеры использования электроэнергии: в про­мышленности (привод оборудования, производство метал­лов, сварка металлов, обработка материалов и т. д.), в сельском хозяйстве (привод зерноочистительных и кормо-приготовительных машин, водоснабжение, освещение и т. д.), на транспорте (электропоезда, троллейбусы и трам­ваи), в быту (освещение, бытовые приборы, радио, телеви­дение и т. д.). Это позволит активизировать прежний опыт школьников.

Поддержанию познавательной активности способствуют вопросы учителя, которые должны но­сить характер, позволяющий установить преимущества электричества перед другими видами энергии. Учащиеся должны знать, что электрическую энергию удобно переда­вать на расстояние и распределять между потребителями, сравнительно легко превращать в другие виды энергии (механическую, тепловую и т. д.), использовать с целью механизации и автоматизации производственных про­цессов.

После того как учащиеся убедились в громадной роли электроэнергии в народном хозяйстве, важно подвести их к пониманию необходимости её экономить. Затем перед учащимися следует поставить вопросы: почему необходимо экономить электрическую энергию? Как должен экономить электрическую энергию каждый из нас?

Затем учитель останавливается на требованиях к рабо­чему месту для выполнения электромонтажных работ: до­статочная освещенность, обеспечение необходимым инстру­ментом, оборудование в соответствии с правилами электро­безопасности.

В учебной мастерской электромонтажные работы будут выполняться на слесарных верстаках. Каждому будет выдан набор электро­монтажных инструментов, проводники, установочные дета­ли электроцепи, изоляционный материал и др.

Все инструменты и материалы должны располагаться на рабочем месте в определенном порядке. Прямо перед работающими находится подкладная доска, слева — ма­териалы, справа — электромонтажные инструменты.

Учитель подробно знакомит школьников с электромон­тажным инструментом, его назначением и приемами ис­пользования. Объяснение желательно сопровождать спе­циальными упражнениями по выработке у учащихся навы­ков работы кусачками, плоскогубцами, круглогубцами и другим инструментом.

Особое внимание рекомендуется уделить правилам электробезопасности.

 

 

1-й опыт по электро­безопасности 2-й опыт по электро­безопасности

 

 

Учащиеся должны проникнуться по­ниманием того, что электрическая энергия опасна для лю­дей, не владеющих знаниями ее законов, халатно относя­щихся к ее использованию. По ходу изложения правил электробезопасности рекомендуется наглядно показывать опыты, иллюстрирующие ситуации возможного поражения электрическим током. Оборудование для проведения таких опытов можно подготовить на занятиях технических кружков. Подробно об этих опытах см.: Ж е-рехов Г. И. Опыты по электробезопасности/Школа и про­изводство. — 1985. — № 3./

Учащихся знакомят и с общими правилами электробе­зопасности. Нельзя, например, близко подходить к опорам высоковольтных передач, трансформаторным подстанциям, электрораспределительным щитам, касаться проводов обо­рванных линий радио- и электропёредач, категорически за­прещается проводить ремонт бытовых приборов, включен­ных в сеть, а также заменять лампочки в светильниках и люстрах при включенном напряжении и т. д. Конечно, од­ной беседой по правилам электробезопасности нельзя ог­раничиться. В дальнейшем необходимо на каждом занятии напоминать учащимся об основных положениях электробе­зопасности.

Практическая работа на этом занятии включает в себя установку электроарматуры, оконцевание проводов и присоединение их к эл. арматуре при изготовления того или иного изде­лия. Перед выполнением работы учащихся знакомят с мар­ками проводов, которые будут использованы для оконцевания. Здесь же можно ввести понятия «проводник», «изоля­тор», «токопроводящая жила» и др.

Основные этапы выполнения практической работы по оконцевывании:

1) выравнивают провод и измеряют его длину. Намеча­ют место разреза;

2) боковыми кусачками отрезают провод. Учитель по­казывает, как держать кусачки, где располагать про­вод и т. д.;

3) снимают изоляцию с концов провода. Учитель пока­зывает, как выполняется эта операция с помощью ножа и специальных щипцов. Обращает внимание школьников на то, что слои изоляции с провода снимают ножом, как при затачивании карандаша. Ножи для зачистки проводов можно изготовить из старых ножовочных полотен. Перед­няя часть ножа не должна быть заостренной;

4) зачищают ножом или мелкозернистой шлифоваль­ной шкуркой токопроводящую металлическую жилу. Нож держат наклонно, лезвием от себя. Провода (особенно алю­миниевые) нельзя многократно сгибать, а также надрезать их металлические жилы: от этого они могут переломиться;

5) сгибают контактные кольца. Учащимся рассказыва­ют, что при монтаже провода подсоединяют к приборам с помощью зажимов. Концы проводов оставляют прямыми или сгибают в виде колец. Показывают приемы оконцевания проводов. Конец провода с одной токопроводящей жи­лой скручивают в кольцо круглогубцами, для многожильных проводов используют металлический стержень (гвоздь) необходимого диаметра.

Изготовление контактных колец—операция, трудная для учащихся. Поэтому учитель должен внимательно сле­дить за ее выполнением и своевременно оказывать учащим­ся помощь в исправлении допущенных ошибок;

6) соединяют провода. Учитель показывает способы соединения проводов различных типов. Учащиеся соединя­ют сначала два провода с одной токопроводящей жилой, затем многожильные. Далее приступают к освоению прие­мов соединения спаренных проводов (типа «шнур»);

7) изолируют место соединения проводов. Учитель рас­сказывает о видах и свойствах изоляционных лент, пока­зывает приемы изолирования соединений проводов в зави­симости от типа изоляционной ленты и места соединения.

При оконцевании и сращивании проводов ученики руководствуются указаниями учителя и учебными тех­нологическими картами 8 и 9.

В процессе практической работы необходимо следить за тем, чтобы учащиеся придерживались правил безопас­ности труда:

Срезали изоляцию с проводов на подкладной доске, пе­ремещая монтажный нож от себя;

Организационный момент:

 

Надеть рабочую одежду, получить заготовки, технологические карты, проверочные таблицы, рисунки, инструменты, приготовить рабочее место.

 

Теоретическая часть:

 

При объяснении приемов установки лампового патрона, выклю­чателя, штепсельной вилки, размещения проводов учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда.

Практическая работа по монтажу электрической цепи изделия начинается с подбора, определения длины и оконцевания проводов. Поэтому на этом этапе занятия целесо­образно рассказать учащимся о проводах, используемых в светильниках, и требованиях, предъявляемых к ним: гиб­кость, надежность изоляции и многожильность токопроводящей части. Всем этим требованиям отвечает шнур-про­вод с особо гибкой изолированной жилой, состоящей из большого числа тонких проволок. Учащимся показывают наиболее распространенные шнуры. Для этих целей жела­тельно подготовить стенд с соответствующими образцами.

Разборку, зарядку и сборку электроарматуры целесо­образно осуществлять по учебно-технологическим картам № 10 - 12.

Перед началом практической работы учитель проводит краткий инструктаж школьников: прежде чем начать за­рядку электроарматуры, необходимо путем осмотра прове­рить отсутствие повреждения корпуса лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки и исправность их резьбо­вых соединений; чтобы избежать ошибок, заряжать элек­троарматуру нужно в строгом соответствии с технологиче­скими картами; для получения надежного контакта соеди­нительные винты затягивают до отказа, но не прикладыва­ют чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу; чтобы не произошло короткого замыкания, нельзя допускать сопри­косновения неизолированных деталей электроарматуры.

Готовые изделия испытывают под напряжением не бо­лее 42 В. Перед испытанием учитель обязательно осматри­вает каждое изделие и с помощью омметра или самодель­ного пробника определяет, нет ли в цепи короткого замы­кания. Проверять правильность сборки лампового патрона самодельным пробником, состоящим из батареи для кар­манного фонаря и лампы на 2,5-3,5 В, можно только в том случае, если вкрученная в него лампа рассчитана на напря­жение питания до 42 В. Для проверки ламп на 127 или 220 В применяют омметр.

 

Практическая часть :

 

1. Электрическая энергия в жизни и труде человека.

2.Требования к рабочему месту для выполнения элек­тротехнических работ.

3.Виды, устройство и назначение электромонтажных инструментов.

4. Правила электробезопасности.

5. Практическая работа на оконцевание проводов, присоединение их к электроарматуре по технологическим картам № 8 -12.

6. Испытание готовых изделий.

7. Решение задач на поиск неисправностей в электрической цепи.

 

Заключение:

  1. 1. Проконтролировать у каждого учащегося выполнение изделий и качество соединений проводов с электроарматурой.
  2. 2. Закрепить полученые знания используя таблицы и схемы эл. приборов.
  3. 3. Подвести итоги выполнения работы, сделать обобщения

ответов учащихся,

  1. 4. Повторить правила техники безопасности.
  2. 5. Привести в порядок рабочее место.
 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security