Монтаж штепсельной вилки, розетки, или патрона |
Монтаж штепсельной вилки, розетки, или патрона
8 кл. Тема урока :
Монтаж штепсельной вилки, розетки, эл. патрона
Цель:
Обучить учащихся приемам монтажа электроустановочной арматуры, устройством и назначением электромонтажного инструмента, правилами электробезопасности. Сформировать навыки изготовления электрофицированных изделий.
Объект работы:
Отрезки одно и многожильных изолированных проводов. Электроарматура.
Оснащение занятия:
Образцы электрофицированных изделий – тройники, удлинители, настольные лампы. Детали изготовляемых изделий: электророзетки, ламповые патроны, штепсельные вилки, выключатели различной конструкции, образцы проводов. Слесарные и электромонтажные инструменты: плоскогубцы, кусачки, круглогубцы, отвертки, шурупы, винты, изолента. Плакаты с рисунками, технологические карты, учебные таблицы по правилам безопасности труда в школьных мастерских, приспособления для слабовидящих – лупы и т.д.
Методические рекомендацииЭто важный и в то же время сложный раздел программы трудового обучения. Важность его обусловлена тем, что электротехнические знания и умения являются составной частью политехнического образования, они способствуют формированию мировоззрения школьников, развитию их творческих способностей, расширяют возможности профориентации и т. д. При объяснении учебного материала учителю рекомендуется опираться на имеющийся у учащихся опыт использования бытовых электроприборов и знания, полученные на уроках физики. Успешное усвоение начальных теоретических знаний по электротехнике возможно только при условии развитости у подростков абстрактного мышления. С этой целью учителю следует предусмотреть систему упражнений, развивающих абстрактное мышление учеников. К таким упражнениям относятся упражнения на составление и чтение технических рисунков, эскизов, чертежей. Вступительную беседу в начале урока целесообразно провести так, чтобы у школьников возник интерес к изучению не только данной темы, но и всего раздела программы. С этой целью в беседе со школьниками нужно раскрыть значение электрической энергии в народном хозяйстве нашей страны, а также в жизни и труде человека. На доступных примерах показать ведущую роль электричества во всех отраслях народного хозяйства, его значение в улучшении быта и развитии культуры. Целесообразно так организовать беседу, чтобы учащиеся привели примеры использования электроэнергии: в промышленности (привод оборудования, производство металлов, сварка металлов, обработка материалов и т. д.), в сельском хозяйстве (привод зерноочистительных и кормо-приготовительных машин, водоснабжение, освещение и т. д.), на транспорте (электропоезда, троллейбусы и трамваи), в быту (освещение, бытовые приборы, радио, телевидение и т. д.). Это позволит активизировать прежний опыт школьников. Поддержанию познавательной активности способствуют вопросы учителя, которые должны носить характер, позволяющий установить преимущества электричества перед другими видами энергии. Учащиеся должны знать, что электрическую энергию удобно передавать на расстояние и распределять между потребителями, сравнительно легко превращать в другие виды энергии (механическую, тепловую и т. д.), использовать с целью механизации и автоматизации производственных процессов. После того как учащиеся убедились в громадной роли электроэнергии в народном хозяйстве, важно подвести их к пониманию необходимости её экономить. Затем перед учащимися следует поставить вопросы: почему необходимо экономить электрическую энергию? Как должен экономить электрическую энергию каждый из нас? Затем учитель останавливается на требованиях к рабочему месту для выполнения электромонтажных работ: достаточная освещенность, обеспечение необходимым инструментом, оборудование в соответствии с правилами электробезопасности. В учебной мастерской электромонтажные работы будут выполняться на слесарных верстаках. Каждому будет выдан набор электромонтажных инструментов, проводники, установочные детали электроцепи, изоляционный материал и др. Все инструменты и материалы должны располагаться на рабочем месте в определенном порядке. Прямо перед работающими находится подкладная доска, слева — материалы, справа — электромонтажные инструменты. Учитель подробно знакомит школьников с электромонтажным инструментом, его назначением и приемами использования. Объяснение желательно сопровождать специальными упражнениями по выработке у учащихся навыков работы кусачками, плоскогубцами, круглогубцами и другим инструментом. Особое внимание рекомендуется уделить правилам электробезопасности.
1-й опыт по электробезопасности 2-й опыт по электробезопасности
Учащиеся должны проникнуться пониманием того, что электрическая энергия опасна для людей, не владеющих знаниями ее законов, халатно относящихся к ее использованию. По ходу изложения правил электробезопасности рекомендуется наглядно показывать опыты, иллюстрирующие ситуации возможного поражения электрическим током. Оборудование для проведения таких опытов можно подготовить на занятиях технических кружков. Подробно об этих опытах см.: Ж е-рехов Г. И. Опыты по электробезопасности/Школа и производство. — 1985. — № 3./ Учащихся знакомят и с общими правилами электробезопасности. Нельзя, например, близко подходить к опорам высоковольтных передач, трансформаторным подстанциям, электрораспределительным щитам, касаться проводов оборванных линий радио- и электропёредач, категорически запрещается проводить ремонт бытовых приборов, включенных в сеть, а также заменять лампочки в светильниках и люстрах при включенном напряжении и т. д. Конечно, одной беседой по правилам электробезопасности нельзя ограничиться. В дальнейшем необходимо на каждом занятии напоминать учащимся об основных положениях электробезопасности. Практическая работа на этом занятии включает в себя установку электроарматуры, оконцевание проводов и присоединение их к эл. арматуре при изготовления того или иного изделия. Перед выполнением работы учащихся знакомят с марками проводов, которые будут использованы для оконцевания. Здесь же можно ввести понятия «проводник», «изолятор», «токопроводящая жила» и др. Основные этапы выполнения практической работы по оконцевывании: 1) выравнивают провод и измеряют его длину. Намечают место разреза; 2) боковыми кусачками отрезают провод. Учитель показывает, как держать кусачки, где располагать провод и т. д.; 3) снимают изоляцию с концов провода. Учитель показывает, как выполняется эта операция с помощью ножа и специальных щипцов. Обращает внимание школьников на то, что слои изоляции с провода снимают ножом, как при затачивании карандаша. Ножи для зачистки проводов можно изготовить из старых ножовочных полотен. Передняя часть ножа не должна быть заостренной; 4) зачищают ножом или мелкозернистой шлифовальной шкуркой токопроводящую металлическую жилу. Нож держат наклонно, лезвием от себя. Провода (особенно алюминиевые) нельзя многократно сгибать, а также надрезать их металлические жилы: от этого они могут переломиться; 5) сгибают контактные кольца. Учащимся рассказывают, что при монтаже провода подсоединяют к приборам с помощью зажимов. Концы проводов оставляют прямыми или сгибают в виде колец. Показывают приемы оконцевания проводов. Конец провода с одной токопроводящей жилой скручивают в кольцо круглогубцами, для многожильных проводов используют металлический стержень (гвоздь) необходимого диаметра. Изготовление контактных колец—операция, трудная для учащихся. Поэтому учитель должен внимательно следить за ее выполнением и своевременно оказывать учащимся помощь в исправлении допущенных ошибок; 6) соединяют провода. Учитель показывает способы соединения проводов различных типов. Учащиеся соединяют сначала два провода с одной токопроводящей жилой, затем многожильные. Далее приступают к освоению приемов соединения спаренных проводов (типа «шнур»); 7) изолируют место соединения проводов. Учитель рассказывает о видах и свойствах изоляционных лент, показывает приемы изолирования соединений проводов в зависимости от типа изоляционной ленты и места соединения. При оконцевании и сращивании проводов ученики руководствуются указаниями учителя и учебными технологическими картами 8 и 9. В процессе практической работы необходимо следить за тем, чтобы учащиеся придерживались правил безопасности труда: Срезали изоляцию с проводов на подкладной доске, перемещая монтажный нож от себя;
Организационный момент:
Надеть рабочую одежду, получить заготовки, технологические карты, проверочные таблицы, рисунки, инструменты, приготовить рабочее место.
Теоретическая часть:
При объяснении приемов установки лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки, размещения проводов учитель особое внимание уделяет правилам безопасности труда. Практическая работа по монтажу электрической цепи изделия начинается с подбора, определения длины и оконцевания проводов. Поэтому на этом этапе занятия целесообразно рассказать учащимся о проводах, используемых в светильниках, и требованиях, предъявляемых к ним: гибкость, надежность изоляции и многожильность токопроводящей части. Всем этим требованиям отвечает шнур-провод с особо гибкой изолированной жилой, состоящей из большого числа тонких проволок. Учащимся показывают наиболее распространенные шнуры. Для этих целей желательно подготовить стенд с соответствующими образцами. Разборку, зарядку и сборку электроарматуры целесообразно осуществлять по учебно-технологическим картам № 10 - 12. Перед началом практической работы учитель проводит краткий инструктаж школьников: прежде чем начать зарядку электроарматуры, необходимо путем осмотра проверить отсутствие повреждения корпуса лампового патрона, выключателя, штепсельной вилки и исправность их резьбовых соединений; чтобы избежать ошибок, заряжать электроарматуру нужно в строгом соответствии с технологическими картами; для получения надежного контакта соединительные винты затягивают до отказа, но не прикладывают чрезмерных усилий, чтобы не сорвать резьбу; чтобы не произошло короткого замыкания, нельзя допускать соприкосновения неизолированных деталей электроарматуры. Готовые изделия испытывают под напряжением не более 42 В. Перед испытанием учитель обязательно осматривает каждое изделие и с помощью омметра или самодельного пробника определяет, нет ли в цепи короткого замыкания. Проверять правильность сборки лампового патрона самодельным пробником, состоящим из батареи для карманного фонаря и лампы на 2,5-3,5 В, можно только в том случае, если вкрученная в него лампа рассчитана на напряжение питания до 42 В. Для проверки ламп на 127 или 220 В применяют омметр.
Практическая часть :
1. Электрическая энергия в жизни и труде человека. 2.Требования к рабочему месту для выполнения электротехнических работ. 3.Виды, устройство и назначение электромонтажных инструментов. 4. Правила электробезопасности. 5. Практическая работа на оконцевание проводов, присоединение их к электроарматуре по технологическим картам № 8 -12. 6. Испытание готовых изделий. 7. Решение задач на поиск неисправностей в электрической цепи.
Заключение:
ответов учащихся,
|