раздел «Электротехнические работы» |
раздел «Электротехнические работы»
5 класс раздел «Электротехнические работы» 2 урока Тема Понятие об электрической цепи и ее элементах Сборка эл. цепи из деталей конструктора.
Цель : Ознакомить учащихся с источниками и потребителями электрического тока. Дать понятие о неразветвленной электрической цепи и ее элементах. Ознакомить с условными обозначениями элементов электрической цепи на схемах. Научить собирать простейшую неразветвленную электрическую цепь. Ознакомить учащихся с профессией электромонтера.
Объект работы: Набор «Электроконструктор», элементы цепи, простейшая неразветвленная электрическая цепь. Оснащение занятия: Гальваническая батарея 3336Л, источник тока, плакат с условными обозначениями элементов электрической цепи, набор «Электроконструктор», таблицы и схемы «Электрическая цепь».
Методические рекомендации
Эта тема наиболее сложная в разделе «Электротехнические работы». Учащимся предстоит усвоить ряд новых сложных понятий, запомнить условные обозначения отдельных элементов цепи. В начале занятия в ходе вступительной беседы учитель активизирует внимание школьников, например, постановкой следующих вопросов: почему горит электрическая лампочка? Из каких деталей состоит карманный фонарь? По каким причинам он может не работать? Какие детали обеспечивают освещение в велосипеде? И др. Конечно, полно и точно ответить на эти вопросы шестикласники на данном этапе урока не могут. Учитель сообщает, что к этим вопросам учащиеся вернутся в конце урока.
Организационный момент :
Одеть рабочую одежду, получить конструктор, таблицы, рисунки, схемы, инструменты, приготовить рабочее место.
Теоретическая часть :
1. После введения понятия «электрический ток» школьников знакомим в общих чертах с устройством источников тока, не рассматривая ни химических процессов, которые происходят в гальванических элементах, ни электромагнитных явлений, в результате которых образуется электрический ток в генераторах. 2. Устройство сухого элемента начинают с разборки плоской батарейки от карманного фонаря. Обращают внимание на то, что она состоит из трех соединенных между собой элементов. Показывают различные «по форме и величине сухие элементы, рассказывают, как их использовать для транзисторных приемников, детских игрушек. 3. Формирование понятия «электрическая цепь» целесообразно начать с демонстрации простейших электрических устройств и приспособлений (например, электрических игрушек, бытовых приборов и т. д.). Обратить внимание школьников на то, что в каждом электрическом устройстве есть потребитель и источник тока, которые связаны между собой проводами, а управление их работой осуществляется с помощью выключателя. Учащимся демонстрирую схемы и рисунки с электрической цепью : при замыкании цепи лампочка горит, при размыкании — гаснет. 4. Далее ознакомлю школьников с электроарматурой и проводами. Ввиду того, что в 6 классе изучается электроарматура, которая рассчитана на 12 В, учащимся рассказывают об устройстве лампового патрона и выключателя из набора «Электроконструктор». Делать это нужно так, чтобы учащиеся по аналогии могли впоследствии разобраться в устройстве электроарматуры, предназначенной для напряжения 220 В. 5. Разъясняем необходимость введения условных обозначений используя стенд с элементами цепи : источник тока , лампа , выключатель , проводники .
6.После того как учащиеся в тетрадях нарисуют электрическую схему, полезно дать определение понятия «электрическая схема»: графическое изображение электрической цепи с помощью условных обозначении называется электрической схемой. Чтобы учащиеся убедились, что электрическая схема не является копией цепи, а передает ее суть, принцип, необходимо изображенную на листе схему перерисовать, изменить расположение ее элементов и доказать, что на всех схемах изображена одна и та же цепь. 7.Пользуясь описанным методом, введем понятие «принципиальная схема» и «монтажная схема». При этом обязательно нужно объяснить различие между ними. Так, характерной особенностью принципиальной схемы является то, что она отражает только способ соединения элементов цепи, т. е. ее суть (принцип). На монтажной схеме обязательно должно быть показано точное расположение всех элементов. Показать плакат, на котором изображены электрическая принципиальная и монтажная схемы известного учащимся электрифицированного устройства.
Практическая часть :
При выполнении практической работы по составлению электрической цепи используют набор «Электроконструктор». сборка электрической цепи из деталей набора не вызывает у учащихся затруднений. Более сложным оказывается задание составить электрическую схему цепи электрифицированного устройства, игрушки и т. д. Поэтому при планировании урока больше времени нужно уделить именно этой части практической работы.
1. Рассмотреть устройство карманного фонаря, его составляющие элементы.
2. Каждому начертить его электро - схему, обратить внимание на то чтобы учащиеся изображали элементы схемы установленных размеров, линии проводили параллельно и взаимно перпендикулярно, соблюдая замкнутость цепи и т.д.
3. Обсудить конструктивные особенности различных типов фонарей, отметив что электрические схемы у них одинаковы.
4. Произвести сборку электрической цепи из деталей «Электроконструктора»и испытать её работу.
5. Учащимся, которые справились с заданием раньше других, можно предложить начертить монтажную схему карманного фонаря. Это дает возможность лучшим ученикам более полно использовать свои способности, а отстающим ощутить недостаточность имеющихся знаний, умений и др.
6. Завершая практическую работу, учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока, и усложняет их. Например: что общего имеют все источники тока и какие между ними различия? Какие вы знаете устройства, приборы, игрушки с неразветвленной электрической цепью? Какие условия необходимы для работы электрической цепи? 7. Учитель обобщает ответы учащихся и сообщает тему следующего урока.
Заключение:
ответов учащихся,
3. Привести в порядок рабочее место.
Монтажный стенд
Простейшая электрическая цепь
Изображение простейшей электрической цепи
Электрическая схема карманного фонаря.
|