Конструирование изделий из различных материалов |
Конструирование изделий из различных материалов
6 кл.
Тема урока : Конструирование изделий из различных материалов Организационный момент
Одеть рабочую одежду, получить заготовки, инструкционную карту, инструменты, приготовить рабочее место.
Цель. Ознакомить учащихся с наладкой строгального инструмента, видами механической обработки древесины на производстве, массовыми профессиями рабочих по обработке древесины. Сформировать первоначальные умения строгания древесины шерхебелем и рубанком. Ознакомить со свойствами стальной проволоки, обучить приемам правки и гибки. Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность в работе, прививать культуру труда.
Объект работы. Вешалка для одежды (тремьпель)
Оснащение занятия.
1.Образец изготавливаемого изделия, таблицы с техническим рисунком вешалки и чертежами ее деталей, с технологическими картами изготовления деталей вешалки; таблицы по техническому труду для IV—VIII классов; таблица «Техника безопасности»; заготовки: доски 410X64X25 мм, рейки 110X20X20 мм. Столярный и слесарный верстаки, рубанок, линейка, сверлильный станок, сверла, напильники, зубило, молоток, рубочная плита, тиски, наждачная бумага, шаблоны, пила, лак, краска. 2. Бруски 20х40х400мм. 20х20х400мм, проволока стальная диаметром 4 мм.
Методические рекомендации Занятие начинают с исследования устройства, составляющих деталей и способов обработки каждой из них. Повторения материала для закрепления знаний и умений по строганию древесины. Учащимся задают, например, такие вопросы: в каких случаях применяется строгание? Какой инструмент используют при строгании? Покажите, как правильно держать рубанок. Покажите, какой должна быть рабочая поза при строгании. Перечислите основные правила безопасности при строгании. Выслушивая ответы и объяснения учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их. Повторив учебный материал, учитель сообщает о содержании данного занятия. Учащиеся должны обработать и соединить различные детали изделия. Освоить приемы строгания древесины, контроль качества обработки поверхностей при строгании, наладку строгального инструмента. Объясняя учащимся наладку строгального инструмента, учитель показывает, как производится его разборка и сборка. Он отмечает, что нож должен быть установлен в корпусе инструмента таким образом, чтобы лезвие было параллельно плоскости подошвы и выступало относительно нее на необходимую величину, причем нож шерхебеля может выступать на величину до 3 мм, рубанка— от 0,1 до 0,3 мм. Учащимся показывают, как определить правильность установки ножа. Следует предложить учащимся самостоятельно разобрать и собрать рубанок, проверить пробным снятием стружки друг у друга правильность наладки инструмента. Этим тренировочным упражнениям надо уделять должное внимание, так как от умения правильно производить наладку инструмента зависит не только качество обработанной поверхности, но и успешное освоение приемов строгания древесины. Проведя опрос для закрепления материала, можно приступить к изготовлению вешалки: проверке размеров заготовок и строганию их базовых поверхностей. Коллективный труд значительно повышает воспитательный уровень трудового обучения. Работу учащихся лучше организовать таким образом, чтобы ее результат зависел от работы каждого. Процесс изготовления изделия можно разделить на этапы и поручить разным учащимся выполнение работ на отдельных этапах. Можно также предложить двум-трем учащимся совместно изготовить одну-две вешалки. Все это будет способствовать повышению чувства ответственности и коллективизма. Учащиеся еще не имеют достаточного опыта по строганию древесины. Поэтому во время самостоятельной работы они допускают ряд ошибок: срезают значительно больше материала, чем предусмотрено припуском, неправильно выполняют приемы строгания. Очень важно как можно раньше увидеть эти ошибки и помочь учащимся устранить их, чтобы они не перешли в привычку, в неправильный навык. Чтобы не срезать слишком много материала, можно провести разметочные линии на расстоянии от ребер заготовки, равном припуску. Типичные ошибки при выполнении приемов строгания — это неправильная рабочая поза и хватка инструмента; работа Вопросы для повторения свойств проволоки: какие вы можете привести примеры применения проволоки? Какие изделия из проволоки вы делали в школьных мастерских? Из какого материала изготовлен каждый из образцов (демонстрируются образцы стальной, медной, латунной и алюминиевой проволоки)? Какие свойства наиболее характерны для каждого из названных материалов, где этот материал находит самое широкое применение? Какие инструменты используют при работе с проволокой? Какие приспособления для работы с проволокой вам уже знакомы? Какие правила безопасности труда вы должны соблюдать, работая с проволокой? Беседа должна носить практический характер, например, называя какой-либо инструмент, ученик должен найти его на рабочем месте учителя, продемонстрировать товарищам, рассказать об устройстве и применении этого инструмента и, если возможно, продемонстрировать его в работе, Учитель подводит итоги беседы и сообщает, что получен заказ на изготовление тремпелей, демонстрирует технический рисунок и готовое изделие. Изучить конструкцию тремпеля лучше коллективно. В результате обсуждения конструкции можно сделать следующие выводы: конструкция тремпеля проста, состоит из нескольких деталей из разных материалов, для изготовления деталей придется применять различные виды обработки различных материалов. Следующий этап — разработка технологического процесса на изготовление крючка. Самостоятельно рассчитать длину заготовки для подставки учащиеся не смогут. Следует показать им, как определяют длину окружности с помощью нитки или тонкой проволочки, и дать примерный расчет: 8+4х3,14? 20см. Для клепки проволки понадобится плита, а для гибки кольца требуются тиски и оправки. Нужно учесть, что диаметр кольца будет получаться несколько больше диаметра оправки, причем разница значений зависит от пластичности проволоки.
Теоретическая часть
1. Виды материалов, их физические свойства. 2. Способы обработки деталей в зависимости от их свойств и назначения. (резанье, пиление, токарная обработка, отделка) 3. Рассмотреть чертежи и инструкционную карту изделий. 4. Составить план работы. 5. Способы разметки и контроля над обрабатываемыми деталями. 6. Использование остаточного зрения и индивидуальных особенностей каждого ученика. 7. Правила техники безопасности для режущего инструмента и станочного оборудования.
Практическая часть
Заключение1.Подвести итоги выполнения работы, сделать замечания по технологии изготовления, Повторить правила техники безопасности.
2.Привести в порядок рабочее место.
Карта выполнения операций
|