Конструирование изделий из различных материалов

PDF Печать E-mail

Конструирование изделий из различных материалов

 

 

 

6 кл.

 

 

Тема урока :

Конструирование изделий из различных материалов

Организационный момент

 

Одеть рабочую одежду, получить заготовки,

инструкционную карту, инструменты,

приготовить рабочее место.

Цель. Ознакомить учащихся с наладкой строгального инстру­мента, видами механической обработки древесины на производ­стве, массовыми профессиями рабочих по обработке древесины. Сформировать первоначальные умения строгания древесины шер­хебелем и рубанком. Ознакомить со свойствами стальной проволоки, обучить приемам правки и гибки. Воспитывать у учащихся трудолюбие, само­стоятельность в работе, прививать культуру труда.

 

Объект работы. Вешалка для одежды (тремьпель)

 

Оснащение занятия.

1.Образец изготавливаемого изделия, таблицы с техническим рисунком вешалки и чертежами ее деталей, с технологиче­скими картами изготовления деталей вешалки; таблицы по техни­ческому труду для IV—VIII классов; таблица «Техника безопас­ности»; заготовки: доски 410X64X25 мм, рейки 110X20X20 мм. Столярный и слесарный верстаки, рубанок, линейка, сверлильный станок, сверла, напильники, зубило, молоток, рубочная плита, тиски, наждачная бумага, шаблоны, пила, лак, краска.

2. Бруски 20х40х400мм. 20х20х400мм, проволока стальная диаметром 4 мм.

 

Методические рекомендации

Занятие начинают с исследования устройства, составляющих деталей и способов обработки каждой из них. Повторения материала для закрепления знаний и умений по строганию древесины. Учащимся задают, на­пример, такие вопросы: в каких случаях применяется строгание? Какой инструмент используют при строгании? Покажите, как правильно держать рубанок. Покажите, какой должна быть рабочая поза при строгании. Пере­числите основные правила безопасности при строгании. Выслуши­вая ответы и объяснения учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.

Повторив учебный материал, учитель сообщает о содержании данного занятия. Учащиеся должны обработать и соединить различные детали изделия. Освоить приемы строгания древесины, контроль качества обработ­ки поверхностей при строгании, наладку строгального инструмента.

Объясняя учащимся наладку строгального инструмента, учи­тель показывает, как производится его разборка и сборка. Он от­мечает, что нож должен быть установлен в корпусе инструмента таким образом, чтобы лезвие было параллельно плоскости подош­вы и выступало относительно нее на необходимую величину, при­чем нож шерхебеля может выступать на величину до 3 мм, ру­банка— от 0,1 до 0,3 мм. Учащимся показывают, как определить правильность установки ножа.

Следует предложить учащимся самостоятельно разобрать и собрать рубанок, проверить пробным снятием стружки друг у друга правильность наладки инструмента. Этим тренировоч­ным упражнениям надо уделять должное внимание, так как от умения правильно производить наладку инструмента зависит не только качество обработанной поверхности, но и успешное освое­ние приемов строгания древесины.

Проведя опрос для закрепления материала, можно приступить к изготовлению вешалки: проверке размеров заготовок и строга­нию их базовых поверхностей.

Коллективный труд значительно повышает воспитательный уровень трудового обучения. Работу учащихся лучше организо­вать таким образом, чтобы ее результат зависел от работы каж­дого. Процесс изготовления изделия можно разделить на этапы и поручить разным учащимся выполнение работ на отдельных эта­пах. Можно также предложить двум-трем учащимся совместно изготовить одну-две вешалки. Все это будет способствовать повышению чувства ответственности и коллективизма.

Учащиеся еще не имеют достаточного опыта по строганию древесины. Поэтому во время самостоятельной работы они допу­скают ряд ошибок: срезают значительно больше материала, чем предусмотрено припуском, неправильно выполняют приемы стро­гания. Очень важно как можно раньше увидеть эти ошибки и по­мочь учащимся устранить их, чтобы они не перешли в привычку, в неправильный навык. Чтобы не срезать слишком много материала, можно провести разметочные линии на расстоянии от ре­бер заготовки, равном припуску. Типичные ошибки при выполне­нии приемов строгания — это неправильная рабочая поза и хват­ка инструмента; работа

Вопросы для повторения свойств проволоки: какие вы можете привести примеры применения проволоки? Какие изделия из проволоки вы делали в школьных мастерских? Из какого материала изготовлен каждый из образцов (демонстрируются образцы стальной, мед­ной, латунной и алюминиевой проволоки)? Какие свойства наибо­лее характерны для каждого из названных материалов, где этот материал находит самое широкое применение? Какие инструменты используют при работе с прово­локой? Какие приспособления для работы с проволокой вам уже знакомы? Какие правила бе­зопасности труда вы должны соблюдать, работая с прово­локой?

Беседа должна носить прак­тический характер, например, на­зывая какой-либо инструмент, ученик должен найти его на ра­бочем месте учителя, продемон­стрировать товарищам, расска­зать об устройстве и применении этого инструмента и, если воз­можно, продемонстрировать его в работе,

Учитель подводит итоги бесе­ды и сообщает, что получен за­каз на изготовление тремпелей, демонст­рирует технический рисунок и готовое изделие. Изу­чить конструкцию тремпеля лучше коллективно. В результате обсуждения конструкции можно сделать следующие выводы: конструкция тремпеля проста, состоит из нескольких деталей из разных материалов, для изготовления деталей придется применять различные виды обработки различных материалов.

Следующий этап — разработка технологического процесса на изготовление крючка. Самостоятельно рассчитать длину заго­товки для подставки учащиеся не смогут. Следует показать им, как определяют длину окружности с помощью нитки или тонкой проволочки, и дать примерный расчет: 8+4х3,14? 20см.

Для клепки проволки понадобится плита, а для гибки кольца требуются тиски и оправки. Нужно учесть, что диаметр кольца будет получаться несколько больше диаметра оправки, причем разница значений зависит от пластич­ности проволоки.

 

Теоретическая часть

 

1. Виды материалов, их физические свойства.

2. Способы обработки деталей в зависимости от их свойств и назначения.

(резанье, пиление, токарная обработка, отделка)

3. Рассмотреть чертежи и инструкционную карту изделий.

4. Составить план работы.

5. Способы разметки и контроля над обрабатываемыми деталями.

6. Использование остаточного зрения и индивидуальных особенностей каждого ученика.

7. Правила техники безопасности для режущего инструмента и станочного оборудования.

 

Практическая часть

 

  1. Обработать плоскости заготовки согласно эскизам и технологической карты.(столярный верстак, рубанок)
  2. Обработать 2 брусок до цилиндрического состояния, напилить из него цилиндриков по 4 см. .(столярный верстак, рубанок, пила, стусло)
  3. Снять фаски со всех сторон. (столярный верстак, рубанок)
  4. Разметить отверстие по середине тремпеля. (линейка, карандаш)
  5. Просверлить сначала отверстие на 4 мм., затем рассверлить отверстие на 10 мм. в длинной грани. Просверлить отверстие в цилиндрике на 4мм.(сверла, сверлильный станок, коловорот)
  6. Выровнять и отпилить или отрубить прутик диаметром 4 мм длинной 20см. (зубило, ножовка, плита, тиски, молоток)
  7. с одной стороны расклепать пруток на 3-4мм. (плита, молоток)
  8. Обточить напильником заусенцы на торце. (напильник, тиски)
  9. Подобрать шайбу по внутреннему и внешнему размеру. (На прут одевается плотно, в брусок заходит свободно)
  10. Одеть пруток с шайбой в отверстие бруска.
  11. На пруток сверху одеть цилиндрик.
  12. Затем оставшуюся часть прутка согнуть в тисках и на оправке в неполную окружность – 2700
  13. Если есть лишее на прутке – отпилить и заточить торец (ножовка по металлу, напильник, тиски)
  14. Обработать готовое изделие наждачкой.
  15. Покрыть изделие лаком.
  16. Проверить сравнить и оценить готовое изделие.

 

 

 

Заключение

1.Подвести итоги выполнения работы,

сделать замечания по технологии изготовления,

Повторить правила техники безопасности.

 

2.Привести в порядок рабочее место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта выполнения операций

Вид операции

инструменты

1

Обработать плоскости заготовки согласно эскизам и технологической карты

(столярный верстак, рубанок)

2

Обработать 2 брусок до цилиндрического состояния, напилить из него цилиндриков по 4 см.

(столярный верстак, рубанок, пила, стусло)

3

Снять фаски со всех сторон

столярный верстак, рубанок

4

Разметить отверстие по середине тремпеля.

линейка, карандаш

5

Просверлить сначала отверстие на 4 мм., затем рассверлить отверстие на 10 мм. в длинной грани. Просверлить отверстие в цилиндрике на 4мм

сверла, сверлильный станок, коловорот

6

Выровнять и отпилить или отрубить прутик диаметром 4 мм длинной 20см.

зубило, ножовка, плита, тиски, молоток

7

с одной стороны расклепать пруток на 3-4мм.

плита, молоток

8

Обточить напильником заусенцы на торце.

напильник, тиски

9

Подобрать шайбу по внутреннему и внешнему размеру.

На прут одевается плотно, в брусок заходит свободно

10

Одеть пруток с шайбой в отверстие бруска.

 

11

На пруток сверху одеть цилиндрик.

 

12

Затем оставшуюся часть прутка согнуть в тисках и на оправке в неполную окружность – 2700

Тиски, молоток , плоскогубцы

13

Если есть лишнее на прутке – отпилить и заточить торец

ножовка по металлу, напильник, тиски

14

Обработать готовое изделие наждачкой.

наждачка

15

Покрыть изделие лаком.

лак

16

верить сравнить и оценить готовое изделие.

 

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security