Обработка древесины ручными инструментами |
Обработка древесины ручными инструментами
5 кл Тема урока: Обработка древесины ручными инструментами.
Цели : Ознакомить учащихся со способами обработки древесины и видами ручного инструмента по ее обработке. Дать понятие об устройстве инструментов для строгания и пиления древесины. Ознакомить со способами и инструментами разметки по шаблону, эскизу и инструкционной карте. Научить собирать простейшие изделия из обработанных реек, картонок, фанерок с помощью гвоздей. Вкратце ознакомить учащихся с профессией столяра, плотника .
Объект работы: Изготовить детали, произвести сборку кормушки для птиц из реек и фанерок.
Оснащение занятия: Инструменты и оборудование: Столярные верстаки, рубанки, пила с мелким зубом для поперечного пиления на стусле для слепых, пилы (ножовка), молотки. Материалы: Рейки 2 х 2 см не обработанные, фанера или ДВП, мелкие гвозди, проволока, краски.
Методические рекомендации На занятиях по этой теме можно сочетать фронтальную, бригадную и индивидуальную формы организации работы учащихся. Основное внимание на уроке сделать на отработку правильных навыков работы ручными инструментами а также научить правильно использовать остаточное зрение.
Организационный момент: Надеть рабочую одежду, получить заготовки, эскизы, инструменты, приготовить рабочее место.
Теоретическая часть: 1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ РЕЕК. Рейки — это тонкие заготовки из древесины. Из реек можно изготовить стенды, полочки, подставки и многие другие изделия. Но чтобы вещи получились прочными и красивыми, для работы надо брать только ровные, хорошо выстроганные рейки. В них не должно быть сучков. Детали с сучками быстро ломаются. Детали из реек можно соединять между собой на клею и гвоздях, с помощью лески или шнурков, а также шурупами. Сначала надо ознакомиться с образцом, рисунком или чертежом. Подобрать необходимые материалы и инструменты. 2. РУБАНОК. Вы уже знаете, что детали из древесины можно отпиливать, обрабатывать напильником, шкуркой и т. д. Но чтобы облегчить себе работу и сделать деталь более точной, необходимо пользоваться специальным инструментом — рубанком. С помощью рубанка можно срезать слой материала
Основные виды рубанков: а — одинарный с деревянной колодкой; б — двойной с металлической колодкой..
Устройство рубанка
необходимой толщины. Деталь получится гладкой, выстроганной точно по размерам. Рубанком строгают древесину, поэтому такой инструмент называется строгальным. Столяры пользуются рубанками многих видов. Но устроены все рубанки почти одинаково. Рубанок состоит из трех основных частей: колодки, ножа и клина. Нож срезает часть материала заготовки. Нож устанавливают в колодке и закрепляют клином. В рубанке, показанном на рисунке, в передней части колодки есть еще одна деталь — рожок. За рожок держат инструмент левой рукой при строгании — так удобнее работать. Нижняя часть колодки рубанка, которая перемещается при работе по поверхности детали, называется подошвой. А в подошве, перед ножом, сделано отверстие — леток. Через леток удаляется стружка. СТОЛЯРНЫЙ ВЕРСТАК. Все основные столярные работы выполняются на верстаке. Верстак — рабочее место столяра — это стол для разметки и обработки древесины. Верстак состоит из двух частей — крышки и подверстачья. На подверстачье устанавливается крышка. Крышка верстака имеет верстачную доску с лотком, боковой и задний зажимы. На верстачной доске обрабатывают детали. В ней сделаны гнезда для клиньев. С помощью клиньев можно закреплять детали, заготовки. В лотке во время работы хранят инструменты и заготовки. В зажимах закрепляют детали. В переднем и заднем зажимах верстака имеются винты.
Боковой зажин Верстачная доска Гнезда дня клиньев Лоток
Закрутка Подверстачье Задний зажим Закрутка Устройство верстака. Работать на верстаке надо аккуратно. Нельзя очень туго закручивать винты у зажимов, сильно забивать клинья. Нельзя стучать по верстачной доске и зажимам. При работе следует пользоваться подкладной доской .
Подкладная доска. Правильный захват рубанка.
РАБОТА РУБАНКОМ. Посмотрите на рисунок. Вот так надо правильно держать инструмент и работать им. Необходимо помнить, что прежде чем приступить к обработке детали, ее надо
Крепление бруска в зажимах верстака. обязательно закрепить на верстаке. На рисунке показано, как правильно установить брусок в зажимах верстака, Сначала строгают широкую сторону бруска, а затем узкую. Проверяют выполненную работу так. Прикладывают кромку линейки к обработанной поверхности и смотря на просвет. Если линейка плотно прилегает к поверхности детали, значит, работа выполнена хорошо. Если же между кромкой линейки и бруском виден зазор (просвет), то поверхность выстрогана неправильно. Последовательность строгания бруска приведена в технологической карте. Повторение пройденного:
Практическая часть: 1. Закрепить заготовку в верстаке и обработать ее согласно технологической карты. 2. Объединится по два человека, произвести разметку деталей и отпилить их по размеру. 3. Приготовить детали из фанеры или картона. 4. Произвести сбору кормушки согласно чертежу и эскизу. 5. Обработать наждачной бумагой и разрисовать готовое изделие. 6. После уроков с учащимися вывесить эти кормушки на территории школы.
Заключение:
ответов учащихся,
3. Привести в порядок рабочее место. Технологическая карта 1. Обработка бруска строганием.
|