ЕССЕ |
Курсы повышения квалификации сентябрь 2017г.
ГБОУ средняя общеобразовательная школа-интернат г. Валуйки
Учитель технологии Федосеев Александр Васильевич
ЕССЕ Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать мультимедийные презентации на уроке
Без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием мультимедийных презентаций становятся привычными для учащихся нашей школы, а для учителей становятся нормой работы. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Мультимедиа – это средство познания на различных этапах урока, способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. В нашей школе практически все классы и кабинеты оснащены компьютерной техникой, и на сегодняшний день стоит вопрос о грамотном ее использовании. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях это оказывается более эффективным и удобным. Кроме того, использование компьютера на уроке предоставляет учителю новые уникальные возможности, связанные с интерактивностью электронных учебных пособий. При оперативном сочетании компьютера с другими средствами обучения появляется также возможность экономить время урока, увеличивая при этом объем информации и используя наглядный материал. Перед созданием презентации необходимо определить для себя, что такое презентация, нужна ли она вам на уроке и зачем. Презентация – это представление какого либо объекта фигуры, темы, задачи, и т.д. И то как это представить, чтобы тем, кто ее смотрит захотелось узнать об этом больше, или решить эту задачу, или рассмотреть этот объект с другой стороны, задача не из легких. Но, даже если вы будете соблюдать все правила создания и показа презентации, все равно дети будут смотреть на презентацию как на развлекательный момент на уроке. Они будут ждать чего-то интересного и в этом их надо не разочаровывать. Как только они видят на слайдах задания, которые им предстоит выполнить, интерес начинает пропадать. Они не хотят мириться с тем, что прослушав и посмотрев на слайдах теоретический материал, практика необходима. Если часто использовать на уроках презентации, то дети привыкают к развлечению, когда можно просто ничего не делать, а сидеть и делать вид, что слушаешь и смотришь. В этом негативное воздействие презентаций. Поэтому презентации должны быть уместны на уроке. Чаще всего, учителя используют презентации на уроках для объяснения нового материала. Но с большой эффективностью их можно использовать и для контроля знаний учащихся. Использование презентаций для контроля знаний развивает интерес учащихся к предмету.
Преимущества использования мультимедийных презентаций:
Презентация обеспечивает наглядность, что способствует лучшему запоминанию и усвоению материала. Не возникает проблем с представлением схем, рисунков, графиков, таблиц и т.д. Появляется возможность использования анимации и различных видео – аудио фрагментов. Возможность в одной мультимедийной презентации разместить большой объем графической, текстовой и звуковой информации. Не нужно возиться с различными распечатанными картинками, или всевозможными плакатами. Легко транспортировать. Если вам потребуется повторить материал, достаточно иметь под рукой компьютер. Возможность представления каждой темы отдельно. Весь материал излагается последовательно, с расстановкой акцентов на наиболее важных и значимых моментах. Использование заголовков на каждом слайде дает возможность следить за ходом изложения информации. В конце каждой пройденной темы, можно проводить тестирование, устраивать контрольную работу, или использовать другой вид оперативного контроля знаний. Появляется возможность усилить мотивацию учения, в результате чего, в процесс урока включаются все дети, даже самые пассивные и застенчивые. В качестве носителей для мультимедийной презентации могут быть использованы различные типы дисков, USB-карты. Презентации дают возможность представить информацию в удобной для восприятия последовательности, эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать цвета и цветовые сочетания. Однажды созданная презентация может иметь много различных способов использования.
Однако при работе с мультимедийными презентациями существуют определенные риски:
Страницы перегружены информацией и картинками, что приводит к обратному эффекту и восприятие информации только ухудшается. Излишняя анимация может отвлекать учеников от восприятия материала Большое количество слайдов или картинок на слайдах не дают сосредоточиться на главном. Оформление слайдов презентации должно быть правильным. Слишком яркие цвета могут мешать. Если урок превращается в «лекцию со слайдами», учеников начинает не только утомлять, но и усыплять размеренный голос учителя. Дети – не пассивные слушатели, а активные участники обсуждения представленного материала. Обязательное наличие специального оборудования. Презентации могут быть скучными из-за перегруженности текстовым материалом. Текст может быть очень мелким и нечитаемым. Повышенная утомляемость при работе с монитором, большая нагрузка на глаза при восприятии информации с экрана.
Недостатки любой презентации зависят от профессионализма и компетенции того, кто её создаёт. Если грамотно использовать мультимедийные презентации, то они могут открыть новые горизонты для развития мышления учеников, позволяют сделать процесс обучения более интересным и наглядным. При создании презентации очень важно знать меру во всём. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: желательно использовать информационные технологии как элементы, и не на всех уроках целесообразно это делать.
|