Правила безопасности на уроках технологии

PDF Печать E-mail

Докла

 

«Правила безопасности

на уроках технологии»

выступление на мо.

Учитель технологии  Федосеев А.В.

 

Валуйки, Март 2017.

 

 

Правила  безопасности на уроках технологии

 

Статистика несчастных случаев в системе образования России указывает на очень серьезные проблемы с организацией охраны труда в этой сфере. Ежегодно, по сведениям Министерства образования РФ, только по Московской области регистрируется более 200 несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками учреждений образования. Среди нештатных ситуаций – случаи со смертельным исходом, травмы, увечья, отравления, инфекционные заражения, пожары. При этом пострадавшими оказываются самые незащищенные жители страны наши дети.

Многие люди, как ни странно, не считают сферу образования опасной настолько, чтобы уделять повышенное внимание вопросам обеспечения безопасности. В их представлении сидящие за партами ученики получают знания при полном отсутствии каких-либо опасных факторов. Но такие факторы все же имеются, и в достаточном количестве. Это и опасные (в том числе ядовитые) вещества, с которыми учащиеся имеют дело в кабинетах химии; это и различные инструменты, включая станочное оборудование, которые изучаются на уроках труда; это и спортивные снаряды, используемые на уроках физкультуры; это и электричество, имеющееся в любом кабинете. Надо понимать также, что присущая детям подвижность и любознательность, а также их слабая осведомленность в вопросах безопасности – это еще одна причина повышенного травматизма среди детей и подростков.

В нашей  школе для слепых и слабовидящих детей проводится  трудовое обучение, имеющее не только учебное, но и оздоровительное значение, как важное средство компенсации и коррекции нарушенных функций.

Трудовое обучение, производственно-трудовая подготовка учащихся осуществляется путем:

- первоначального трудового обучения в подготовительных, I - III классах;

- трудовой подготовки с политехническим направлением в IV - IX классах;

- производственно-трудовой подготовки на политехнической основе в X - XI классах.

-Трудовая и производственная практика  проводиться на предприятии  общества слепых

Для организации безопасной работы в школьной мастерской у нас выполнены все условия и гигиенические требования по оборудованию учебных мастерских изложенным в "Правилах по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных и учебно-производственных мастерских:

- столярные верстаки установлены перпендикулярно к светонесущей стене ; слесарные столы - перпендикулярно к окнам; чтобы свет падал с левой стороны от работающего;

- расстояние между двумя столярными верстаками 1 м, от внутренней стены до столов - 1 м;

- каждое рабочее место снабжено сиденьями с  возможностью изменять высоту соответствующим росто-возрастным особенностям детей;

- соблюдается  постоянный порядок в размещении инструментов, материалов и оборудования, не допуская загромождения мастерских и проходов к ним; мастерская оборудована вытяжной вентиляцией.

- используются для слабовидящих детей специальные приспособления с различными увеличивающими лупами на станках и контрольно-измерительных инструментах; чертежи и схемы выполнены крупным шрифтом с четкими контрастными формами; для слепых есть специальные инструменты, с точечным рельефным изображением цифр и подписей;

- обеспечено рациональное устройство и достаточный уровень естественного и искусственного освещения;

К занятиям в столярно-слесарной мастерской допускаются учащиеся 5-12-х классов не имеющие медицинских противопоказаний для занятий в  мастерской, определенных нашей мед.сестрой; все учащиеся обязательно проходят инструктаж по технике безопасности и ознакомление с инструкциями по эксплуатации оборудования и приспособлений.

Большое внимание в учебной мастерской уделяю таким опасным факторам  как:    физические (опасное напряжение в электрической сети, движущиеся части машин и механизмов, острые кромки, заусенцы на поверхностях заготовок, ин­струментов, приспособлений и оборудования, шум, вибрация, повышенная температура заготовок и поверхностей оборудования, система вентиляции, режущие, пилящие, колющие инструменты, техниче­ские средства обучения, химические (пыль, вредные химические вещества, выделяемые при обработке металлов), психофизиологические (напряжение внимания).

При работе в  мастерской используется  спецодежда и средства индивиду­альной защиты: халат хлопчатобумажный и берет, рука­вицы, защитные очки.

Необходимо обучить всех учащиеся соблюдать правила пожарной без­опасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, место нахождения аптечки и уметь ока­зывать первую доврачебную помощь.

Выполняется правило запрещающее подходить к имеюще­муся в мастерской оборудованию и пользоваться им, тро­гать электрические разъемы без разрешения учителя

Во время занятий и нахождения в мастерской все учащиеся должны выполнять следующие правила: надеть спецодежду, приготовить средства индивидуальной защиты; подготовить рабочее место, убрав все лишнее с вер­стаков; используемые инструменты и приспособления, за­готовки разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание;  проверить состояние верстаков, их поверхность долж­на быть горизонтальной, без выбоин и заусенцев; проверить исправность тисков и убедиться в том, что подвижные части тисков перемещаются без за­еданий, рывков и надежно фиксируются в требуе­мом положении; на рукоятке тисков не имеется забоин и заусенцев;  проверить исправность ручного столярного инструмента и убедиться в том, что его состояние соответ­ствует следующим требованиям безопасности:         бойки молотков имеют гладкую поверхность без скоса, сколов, выбоин, трещин и заусенцев; рукоятки молотков и другого инструмента ударно­го действия гладкие, без трещин, имеют по всей дли­не в сечении овальную форму; отвертки имеют исправные рукоятки, прямой стер­жень, их рабочая часть  ровные плоские боковые грани без сколов и повреждений.

Обо всех замеченных нарушениях, неисправностях и поломках учащийся должен немедленно доложить учи­телю проводящему занятия. Запрещается приступать к работе в случае обнару­жения несоответствия рабочего места установленным в данном разделе требованиям, а также при невозмож­ности выполнить указанные в данном разделе подгото­вительные к работе действия.

Во время занятий учащемуся необходимо соблюдать настоящую инструкцию, правила эксплуатации оборудо­вания, механизмов и инструментов, не подвергать их ме­ханическим ударам, не допускать падений. При работе учащийся обязан: поддерживать порядок и чистоту на своем рабо­чем месте; выполнять работу только исправным, хорошо зато­ченным инструментом; использовать защитные очки при работе инструмен­том ударного действия; прочно закреплять обрабатываемую деталь в тисках при ручной резке древесины ножовкой; использовать для работы лучковую пилу с хорошо разведенным полотном и надежно закрепленным шну­ром, обеспечивающим необходимое его натяжение; при запиливании материала ножовкой применять направитель для опоры полотна инструмента; технологические операции (пиление, обтесывание, долбление и т.п.) выполнять на верстаке в установ­ленных местах, используя специальные упоры и при­способления; очищать струги (рубанок, фуганок и т.п.) от струж­ки только деревянными клиньями; использовать рабочий инструмент только по пря­мому назначению; при работе напильником держать пальцы рук на его поверхности.

Учащимся запрещается: допускать скапливание посторонних предметов на рабочих местах; захламлять верстаки отходами и стружкой; сдувать стружку и опилки или убирать их руками; производить уборку над и под работающим обору­дованием или в непосредственной близости от дви­жущихся механизмов; вытирать рубильники и другие выключатели тока; заходить и протягивать руки за ограждения как дей­ствующего, так и бездействующего в данный момент оборудования; очищать струги (рубанок, фуганок и т.п.) от струж­ки руками; выполнять какие-либо действия без разрешения учителя, проводящего занятия;

Обо всех неполадках в работе оборудования и механизмов необходимо ставить в известность учителя проводящее занятия.

При возникновении чрезвычайной ситуации (появ­лении посторонних запахов, задымлении, возгорании), обнаружении обрыва проводов питания или нарушения целости их изоляции, неисправности заземления и дру­гих повреждений электрооборудования, появлении за­паха гари, посторонних звуков в работе оборудования и механизмов немедленно прекратить работу, сообщить об этом учителю, проводящему занятия, и действовать в соответствии с его указаниями. При получении травмы сообщить об этом учителю, проводящему занятия.

При необходимости помочь учителю, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь и оказать содействие в отправке пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

По окончании занятия учащийся обязан: привести в порядок рабочее место только при отклю­чении всех токонесущих устройств; убрать с помощью щетки стружку и опилки с рабо­чего места; привести в порядок использованное в работе обору­дование и приспособления; убрать в отведенное место инструменты; покинуть мастерскую только с разрешения учителя или иного лица, проводящего занятия.

В нашей учебной мастерской для трудового обучения  оборудование соответствует требованиям, изложенным в "Правилах по технике безопасности и производственной санитарии для школьных учебных, в которых производится трудовая подготовка учащихся", утвержденным Министерством просвещения. Соблюдение этих "Правил" особенно важно для профилактики травматизма.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security