Использование компьютерных технологий |
Доклад
"Использование компьютерных технологий (ИКТ) на уроках технологии"
ноябрь 2015 год.
учитель: Федосеев Александр Васильевич
Стремительное развитие общества, совершенствование технологий, вызывает необходимость адекватного использования новых возможностей. В современном информационном мире очень трудно представить себе преподавание какого-либо школьного предмета без использования на уроке информационно- коммуникационных технологий. Наша школа не исключение, сейчас уже можно найти возможности использования компьютера не только слабовидящим но и слепым детям. Дети начинают пользоваться компьютером с раннего возраста и большую часть времени проводят за играми или в общении со сверстниками. Задача учителя привлечь компьютерные технологии на свою сторону и заставить тем самым учащихся использовать их для получения и закрепления полученных знаний. Использование возможностей компьютерной техники и технологий стало реальной потребностью, потому что позволяет создать условия для формирования таких социально значимых качеств личности как активность, самостоятельность, креативность, способность к адаптации в условиях информационного общества, для развития коммуникативных способностей и формирования информационной культуры личности. Большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Разнообразие занимательных форм обучения на уроках (игры-путешествия, конкурсы, шарады, загадки и т.д.) создаёт положительный эмоциональный фон деятельности, располагает к выполнению тех заданий, которые считаются трудными и даже непреодолимыми. Все эти формы обучения, можно реализовать с помощью ИКТ, отразить в презентации. Занимательность плюс иллюстративность, делают процесс овладения знаниями более интересным и привлекательным, все это является мощным средством развития познавательного интереса у обучающихся. Наибольшее применение занимательность находит в закреплении и повторении учебного материала, в совершенствовании умений и навыков с учётом основных пробелов в знаниях и умениях учащихся. Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету «Технология» у всех ребят невозможно, важно чтобы всем ученикам на уроке было интересно. В процессе проведения уроков возможности информационно-коммуникационных технологий я использую на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Особенно удобно когда для слабовидящих обучающихся нужно увеличивать шрифт или изображение. Основное время на уроке я уделяю практической деятельности обучающихся, которая предполагает выполнение тренировочных упражнений. Электронные средства обучения помогают преодолеть однообразность и монотонность учебной деятельности во время практических занятий, увеличивают эффективность урока в несколько раз. В сети Интернет можно найти много статей, рекомендаций, презентаций и т.д. по применению ИКТ, что помогает в работе. Но применение компьютера на уроках в мастерских имеет свои специфические особенности. Компьютер, проектор, экран и другие электронные устройства, которые должны быть в современной школьной мастерской по требованиям нового ФГОС чувствительны к пыли которая появляется в процессе работы на уроке, поэтому приходится технику как то закрывать. Времени на работу с компьютерами уделяться много, а на практическую часть занятия остается достаточно мало времени, поэтому на работу с ИКТ приходится уделять время после занятий - во внеурочное время. Применение ИКТ на уроках технологии можно разделить на несколько разделов. 1. Компьютер на уроке технологии можно использовать в качестве средства визуализации материалов урока. Для работы на уроке учителю и ученикам достаточно уметь работать в пакете программ Microsoft Office. На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок, можно к этому добавить интерактивную доску, но ее пока у нас нет. Чаще всего для выступления используют Microsoft PowerPoint в качестве программной оболочки, в которой создается мультимедийная презентация. В зависимости от выступления преподаватель или учащийся могут включать в свою презентацию (мультимедийный проект) текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение. Презентация может быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. 2. Тестовые оболочки можно использовать в системе контроля знаний обучающихся. Новые системы контроля знаний на базе ИКТ (тестовые программы «MyTest X» «Rich Test» «Конструктор тестов» тесты в программе PowerPoint и другие) характеризуются оперативностью, регулярностью, создают широкие возможности для дифференциации (создание индивидуальных заданий, отличающихся уровнем сложности, темпом выполнения), обобщения результатов и накопления материалов, позволяющих оценивать личностную динамику ученика. Кроме того, они позволяют совмещать процедуры контроля и тренинга. Еще один важный момент связан с возможностями смещения акцентов с внешней оценки на самооценку и самоконтроль ученика. Система контроля знаний на базе ИКТ психологически более комфортна и для учителя, и для ученика, поскольку создается возможность работы в индивидуальном режиме, наедине с компьютером, что исключает фактор тревожности, связанный с непосредственным взаимодействием с учителем. А учителя она избавляет от рутинной работы, тем самым, экономя его силы и высвобождая время для творческой деятельности. 3.Под руководством учителя на уроках технологии можно использовать современные компьютерные программы при работе обучающихся на компьютерах. Например, уроки домашней экономики в 8-х классах эффективнее проводить с использованием табличного редактора Microsoft Excel, при помощи которого составляется бюджет семьи. Пакет Microsoft Office, обладающий широким спектром инструментов для передачи, сохранения и обработки информации, дает возможность развития коммуникативных умений учащихся. Если в 5, 6 классе используются текстовый процессор Word, графический редактор Paint и Калькулятор, то в 7-9-х классах используются и другие программы: Excel, PowerPoint, Publisher. При данных видах работы формируются такие умения и навыки, как излагать мысли в письменном виде представлять информацию в виде графика, схемы, написать конспект, доклад, располагать рационально текст на бумаге, отформатировать правильно текст электронного документа. Для создания чертежей учащиеся активно используют программу КОМПАС-3D LT, которая позволяет создавать чертежи и трехмерные модели деталей. 4. Необходимо привлекать обучающихся к поиску информации с использованием ресурсов и услуг Интернета, что значительно расширяет возможности и учителя и ученика во всех видах деятельности. Изучение теоретической части многих тем образовательной области «Технология» предусматривает поиск дополнительных сведений. Начиная с 5 класса, учащиеся получают задания по поиску дополнительной, занимательной информации. Во время поиска формируются коммуникационные умения и навыки самостоятельной работы с использованием средств ИКТ: искать информацию в компьютерной базе данных, в электронном документе, в локальной сети школы, в Интернете с использованием поисковых систем. Необходимо научить ребенка отбирать нужную информацию, анализировать, систематизировать и применить на практике полученный материал. Обучаясь в школе, ученик должен научиться затрачивать минимум времени и средств на поиск информации в сети, что в будущем благоприятно отразится на его профессиональной деятельности и пригодится в быту. 5. При организации проектной деятельности учащихся, основную информацию получают из компьютера. Оформляют работы в текстовом редакторе, осуществляют защиту результатов в буклетах и презентациях. Появляется возможность сформировать компьютерный банк проектов: сведения об объектах труда и образцы уже выполненных проектов, что позволит оптимизировать проектную деятельность учащихся. Использование ИКТ востребовано в наше время, так как в школах, как правило, отсутствуют, или морально устарели необходимые наборы: схем, таблиц, иллюстраций, фотографий, репродукций. ИКТ — это общешкольное умение и ее формирование должно проходить на всех уроках, в том числе, на уроках технологии. Внедрение ИКТ в образовательный процесс требует разработки совершенно новой методики преподавания технологии, которая во многом связана с исследовательскими, проектными технологиями. При этом учитель должен уметь формировать информационно-образовательную среду, в которой обучающийся мог бы выражать и одновременно учить себя.
|