доклад формы и методы

PDF Печать E-mail

Доклад

 

 

Тема: «Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии»

Доклад на МО

Учитель:   Федосеев Александр Васильевич

9 ноября 2016г

Формы и методы развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии

Одной из задач нашей школы это подготовить учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики. Требования  современной  школы в сложных экономических условиях заставляют нас  использовать свой творческий потенциал для реализации поставленной задачи. Одним из важнейших направлений решения этой  проблемы является интенсификация учебного процесса, то есть разработка и внедрение таких форм и методов обучения, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развития у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества. Предмет технология это творческий предмет, который представляет большие возможности для воспитания творческой разносторонней личности. Я  реализую эти возможности, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы, на собственное педагогическое творчество.   В своей работе использую следующие принципы обучения:

ü    Отказ от шаблона в организации урока, от рутины и формализма в проведении;

ü    Максимальное вовлечение учащихся  в активную деятельность на уроке;

ü    Не развлекательность, а занимательность и увлечение как основа эмоционального тона урока;

ü    Поддержка альтернативности, множественности мнений;

ü    Развитие функции общения на уроке, как условие обеспечения взаимопонимания, побуждение к действию, ощущение эмоционального удовлетворения;

ü    Дифференциация по возможностям, интересам, склонностям, способностям.

ü    Использование оценки в качестве формирующего, а не только результативного инструмента.

Для формирования и развития у учащихся ключевых компетенций необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня его познавательной и творческой активности  которую нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий качество образования.

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, определяющемуся образовательными достижениями учащихся:

- Освоение предметных знаний;

- Умение применять эти знаний на практике

- Овладение междисциплинарными, коммуникационными умениями, умениями работать в группах, учиться и самосовершенствоваться, решать проблему и т.д.

Для формирования творческой личности школьника я стараюсь использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

- Объяснительно-иллюстративные: (рассказ, объяснение, опыты, таблицы и др.)      Это способствует формированию у школьников знаний об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

- Репродуктивные (воспроизводящие) Эти методы содействует развитию у учащихся практических умений и навыков.

- Проблемно-поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.

При выборе методов обучения необходимо ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них политехнический кругозор, формируют практические умения, содействуют становлению творческой личности. При подготовке к занятию я продумываю каких итогов  в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников буду добиваться на данном уроке, какие для этого буду использовать методические приемы.

Понятно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, нужны современные образовательные технологии. Одной из таких технологий, позволяющих повысить качество образовательного процесса, является метод проекта. В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся. В образовательной области «Технология» наиболее продуктивными  проектные творческие технологии обучения. В процессе проектной деятельности учащиеся развивают свой творческий потенциал и усваивают основополагающие закономерности построения современных технологий. Наиболее эффективными в образовательном смысле являются: метод проектов; современные методы создания новых технических и технологических решений; технология игры.

Метод проектов — это то дидактическое средство, которое способствует формированию навыков целеполагания и позволяет учащимся находить оптимальные пути достижения сформулированных целей при соответствующем руководстве со стороны педагога. При дидактически правильном использовании метода в полной мере реализуется развивающая и воспитывающая составляющие учебного процесса.

Целесообразно знакомить учащихся и с индуктивными, и с дедуктивными способами разрешения проблем. Решение проблем методом восхождения от абстрактного к конкретному может рекомендоваться как более предпочтительное. Установление различных аналогий тоже является эффективным средством поиска принципиально новых решений.
Главнейшей задачей является всемерное повышение технологической грамотности учащихся.

На сегодняшний день известны многие методы активизации процессов поиска новых решений. Наиболее эффективным из них для использования в общеобразовательной школе являются: мозговой штурм, морфологический анализ и синтез, метод контрольных вопросов, метод сфокусированных объектов и ассоциаций, функционально-стоимостный анализ.

Эти методы позволяют облегчить и интенсифицировать творческую деятельность. Обучение школьников применению данных методов носит явно выраженную политехническую направленность, поскольку учащиеся знакомятся с закономерностями и перспективными направлениями развития общества, техники и технологий. При этом у школьников формируются политехнические умения и навыки.

Метод проектов дает ощутимый эффект в работе с детьми. Чаще всего учащиеся для проектов выбирают темы при изучении таких разделов как: Обработка древесины,  Художественная обработка материалов. Именно здесь детям легче всего раскрыть свои способности, выразить себя, проявить свою индивидуальность, свое творчество. В кабинете технологии нашей школы, созданы все условия для работы над творческим проектом: имеется видеоинформация, презентации, где можно найти всю необходимую информацию: примеры проектов, правила написания пояснительной записки,  лучшие  работы, которые участвовали в разных конкурсах. Все это побуждает учащихся к выполнению проектов.

Вся проектная деятельность учащихся требует учета их возраста, интересов и возможностей. Это очень важно при выборе темы проекта и при организации  работы по его выполнению. Для школьников 5-6 классов характерны стремления к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха. В 7, 8 классах учащиеся имеют представление о том, что такое проект, и более осознанно выбирают тему своей работы. Это такие темы как изготовление кухонного набора, изготовление табурета, изготовление изделия по выбору, рамка для фото и многие другие. В старших классах учащиеся выбирают много тем, связанных с исследовательской деятельностью: Этикет и имидж делового человека,  Здоровый образ жизни и т.д.

Следующий прием развития  творческих способностей  учащихся - использование разнообразных форм уроков.  В своей практике часто  использую нестандартные формы уроков. Например такие как уроки КВНы,   урок – викторина, урок исследование и   другие.

В роли приема, входящего в методы развития творческих способностей учащихся,  выступают занимательные аналогии, кроссворды, шарады, которые я так же использую в своей работе.

Знакомство детей с народным искусством закладывает в них образные художественные представления, воспитывает эстетический вкус, развивает творческое начало, т.е. именно те качества, которые способствуют интенсивному становлению личности, формируют нравственные чувства, мировоззрение, уважение к труду и умение трудиться. Подтверждением этому могут служить высказывания психологов , педагогов, утверждающих, что ребёнок раскрывается не тогда, когда он выступает в роли пассивного зрителя , а когда он увлечён каким-то делом, требующим активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображении. В народном декоративно-прикладном искусстве всё основано на великолепнейших приёмах и профессиональных навыках, выработанных на протяжении многих поколений и ставших от этого столь совершенными, что они позволяют достигать большей художественной выразительности простыми средствами

На уроках технологии изготавливается немало интересных и полезных изделий и поделок. Чтобы заинтересовать детей,  избежать однообразия на своих уроках  применяю творческие задания. К выбору заданий подхожу дифференцировано. Ведь каждый учащийся имеет различный темп обучения, активность восприятия нового материала, скорость его усвоения. Некоторым ученикам советую не слишком сложную модель, для того чтобы  ученик не утратил интереса к выполнению задания. А некоторым – более сложную модель, учитывая его успехи по предмету.

Создание красивых вещей – процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве, а мастерство оттачивается на уроках. Важно только вовремя их научить, помочь раскрыть свои способности, поверить в себя. На уроках ребята, выполняя творческие задания, наблюдают друг за другом, у кого что получится, у кого интереснее изделие, у кого-то оригинальнее. Всё это повышает интерес к выполняемым работам

Поскольку на современном этапе работы школы предмет технология в 8-12классах урезан до минимума – 1 час в неделю и учитывая специфику нашей школы, поскольку наши дети имеют очень ограниченные физические возможности приходится переносить часть работы на внеурочную деятельность. Предметные недели, экскурсионная работа, проведение праздничных мероприятий, участие в конкурсах - эти и другие формы внеурочной деятельности применяются в школе для повышения творческого потенциала детей.

Эта  форма работы дает:  привлекательность для детей и учителей участия в менее традиционных видов деятельности, нежели урок;  ребенок является активным участником педагогического процесса; праздничные мероприятия – это совместная деятельность педагогов и учащихся, это творческий процесс, увлекающий как одних, так и других. Учащиеся любят технически оформлять всякие общешкольные мероприятия.

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, творческих способностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества подготовки к учебным предметам. Здесь каждый школьник имеет возможность выбрать себе дело по душе, выявить, ставить и разрешать интересующие проблемы.

Проведение внеклассных мероприятий  является одним из приемов развития творческих способностей учащихся. В нашей школе  проводится   неделя технологии, где  у нас проходят разные мероприятия: открытые уроки и конкурсы, мастер-классы, выставки творческих и проектных работ.

Участие учащихся в конкурсах, выставках  развивает не только познавательную и творческую активность ребят, но и воспитывает в них чувство  ответственности за выполненную работу, умение ценить прекрасное.

Развитие творческих способностей  может достигаться приемами проблемного обучения. Проблемная ситуация создает атмосферу удивления. Это способствует пробуждению познавательной активности, т.е. истинное познание всегда сопровождается эмоциями. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления. Необычность приводимого факта, парадоксальность опыта, грандиозность цифр все это вызывает глубокие эмоциональные переживания у ребят. Психологи выделяют неизвестное как один из главных компонентов проблемной ситуации.

Знакомимся с предметами искусства, например, при изучении народных промыслов в обработке разных материалов и  при изготовлении поделок,  рассматриваем примеры изделий, виды народных промыслов. Учащимся любят знакомится с историческими сведениями, все это вызывает у них интерес.

Для успешной работы по применению различных форм и методов работы с учащимися в нашей школе оборудован  хороший кабинет технологии. Имеются все виды приспособлений и инструментов,  собран дидактический материал  по разделам и темам программы. Для каждого класса разработано поурочное планирование, имеются инструкционные карты, практические работы, образцы поделок, широко используем ИКТ.

Все это способствует развитию познавательной и творческой активности, поэтому многие учащиеся стремятся в мастерскую и после уроков. Учащиеся считают технологию  интересным предметом, который придает достаточную мотивацию к учебе как самым слабым, так и самым сильным.

Уроки технологии  дают учащимся  знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни, в преодолении физических недостатков и слепоты.  В наше время, когда у родителей не хватает времени посидеть со своими детьми, научить или передать им умения по ведению дома, по самому элементарному: закрутить шуруп, починить мебель, да и многому другому, - этот предмет просто необходим.          Бесталанных детей нет. Важно только вовремя учить их раскрыть свои возможности, поверить в себя. Многие мои ученики продолжают заниматься творчеством и после окончания школы, об этом они рассказывают когда посещают нас после окончания школы.

 

 

Литература

 

1.Выгодский Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.

2.Павлова М.Б., Пит Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников: Пособие для учителя / под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана – Граф, 2003.

3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок.  ТЦ  Учитель, 2003

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security