Состояние работы по предпрофессиональной подготовке учащихся |
Состояние работы по предпрофессиональной подготовке учащихся
ГБОУ Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов
Состояние работы по предпрофессиональной подготовке учащихся
Федосеев А.В. – учитель трудового обучения
январь 2014г.
Предпрофессиональное обучение слепых детей составляет одну из главных задач нашей школы. Оно является средством преодоления иждевенчества у слепых детей, адаптации уч-ся в современном мире. В трудовой деятельности формируется личность ребенка, прививается любовь и уважение к труду, развивается интерес, воспитывается аккуратность и организованность. Предпрофессиональное обучение в нашей школе имеет глубокие специфические особенности, обусловленные отсутствием или значительным нарушением зрения у учащегося. В связи с этим у них возникают большие трудности при изучении материалов, устройства станков, выполнении и чтении чертежей, освоении приемов и техники измерений, формировании двигательных умений и навыков. Для того, чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями в школе слепых применяются особые методы и приемы обучения, используются тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Известно, что отсутствие зрительного анализатора не снижает умственные способности слепого, а несколько усложняет процесс восприятия и формирования пространственных образов. Задача трудовой подготовки, как одного из элементов системы обучения и воспитания слепых, — выработать такие методы компенсации слепоты сохранными анализаторами, которые бы в значительной мере уничтожили эти трудности. Несмотря на некоторые трудности в работе Валуйского предприятия «Металлоизделия» Всероссийского Общества Слепых, мы в нашей школе организовали занятия по предпрофессиональному трудовому обучению. Заключен договор с Валуйским предприятием «Металлоизделия» по подготовке работников следующих специальностей: бумаго – картонажное и метало – сборочное производство, организованы учебные рабочие места в цехах предприятия и в учебной мастерской школы. В организации производственно - трудового обучения большую помощь и участие оказывают директор и инженерно-технический состав этого предприятия. В своей работе по предпрофессиональному обучению в первую очередь мы учитываем требования и рекомендации ВТЭК и трудового устройства инвалидов вследствие паталогии органа зрения в условиях ВОС. Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильности, а так же учащихся знакомятся с историей и лучшими традициями учебно-производственного предприятия Валуйского ВОС. Предпрофессиональное обучение учащихся проводим в соответствии с положением о профессиональном обучении рабочих на предприятиях Всероссийского общества слепых и методическими рекомендациями по проведению профессионального обучения рабочих. На базе Валуйского предприятия «Металлоизделия» Белгородского отделения Всероссийского Общества Слепых мною была составлена программа предпрофессионального обучения учащихся и организованы занятия по следующим специальностям: бумаго – картонажное и метало – сборочное. Производственно - трудовое обучение 10-12 классов строится из нескольких блоков по различным специальностям. Каждый из блоков включает в себя четыре этапа- теоретическое обучение, практическое производственное обучение, производственная практика и производительный труд , а также часть времени выделили для общественно-полезного труда. Теоретическая часть обучения составлена с учетом знаний, полученных в средней общеобразовательной школе, с использованием реабилитационного курса школы слепых и трудовой подготовки детей на уроках трудового обучения. Рассматриваются те вопросы связанные с данной специальностью. Для проведения теоретических занятий привлекаются высококвалифицированные инженерно-технические работники предприятия, имеющие опыт работы по техническому обучению кадров. На втором этапе практически изучаем рабочее место, виды приспособлений и инструментов, способы и методы выполнения данного вида работы. На третьем этапе отрабатываем навыки по выполнению различных операций по данной специальности, находим для каждого учащегося оптимальный вариант выполнения этих операций. Четвертый этап предполагает самостоятельную работу по данной специальности от получения заготовок поданному виду работы до упаковки и сдачи готовой продукции с подведением итогов. Каждый блок по специальности так же предполагает общую экскурсию с ознакомлением цеха, его оборудования и коллектива работников. Наша работа строится полностью на индивидуальном подходе к уч-ся. Программа предусматривает приобретение общетехнических и специальных навыков, необходимых рабочему низших разрядов для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации. Темы изучаются в последовательности учитывающей возможности и потребности производства, чтобы обеспечить наиболее полное использование возможностей предприятия, а так же наиболее полное усвоение материала и получение навыков по данным специальностям у учащихся. По завершении производственного обучения и практики учащимся выдается свидетельство о прохождении производственно - трудового обучения по данным специальностям, которое дает возможность после окончания школы работать на предприятии по данным специальностям минуя ученический срок. Во время трудового и производственного обучения за выполнение производственных заказов учащимся выплачивается заработная плата. На уроках по предпрофессиональному обучению учащиеся получают знания по техническим требованиям, предъявляемые к каждой новой работе, правила организации труда и техники безопасности, межоперационного самоконтроля, изучают наиболее рациональные и безопасные способы выполнения работ, приемы пользования тифлотехническими приспособлениями, контролируется ход выполнения и результаты работы обучающихся; указываются на допущенные ими ошибки и способы предупреждения и устранения недостатков. В процессе производственного обучения учащиеся не только учатся выполнять различные трудовые приемы, но и понимают, что при определенных условиях они смогут выполнять операции, казалось бы, невозможные для человека, потерявшего зрение, формируются начальные понятия рыночных отношений в современном обществе, отношение к труду, общественной собственности, воспитывается нравственность. И в заключение можно сказать, что многие наши ученики после окончания школы успешно работают на предприятиях ВОС Белгородской области. |