Проектный подход в обучении технологии

PDF Печать E-mail

Проектный подход в обучении технологии

ГБОУ « Валуйская  общеобразовательная школа  интернат»

 

Проектный подход в обучении технологии

Учитель технологии - Федосеев А.В.

Заседание МО учителей физкультуры, ОБЖ,

технологии.

Январь 2015

 

В основе метода творческих проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Использование метода проектов позволяет интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.

В целом в работе над творческим проектом учитель:

-   помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

-   сам является источником информации;

-   координирует весь процесс;

-   поощряет учеников;

-   поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Метод проектов завоевывает все большую популярность в школе, так как позволяет расширить горизонты в педагогической теории и практике, призывает к совместному творчеству учеников и учителя. На уроках технологии можно не только учить ребят способам обработки древесины и металла, но и создавать вместе с ними законченные художественные образы.

Хочу поделиться опытом применения метода проектов на уроках технологии. Одной из задач, которые стоят передо мной, учителем технологии, является формирование такой личности, которая будет обладать системой знаний, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности. Как подготовить ученика к осознанному выбору дальнейшего образовательного и профессионального маршрута? Необходимо учащихся знакомить с конкретными видами труда, расширить их кругозор о разнообразных направлениях деятельности человека. Предмет «Технология» - образовательная область, которая синтезирует научные знания математики, физики, химии, биологии. Показывает их практическое использование в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, связи, в сфере обслуживания населения. Учащиеся имеют возможность на практических занятиях преобразовывать различные материалы и создавать конкретный продукт труда.

е

Чтобы быстрее помочь ученикам в поиске нужных источников информации и выборе темы творческого проекта, самый интересный материал я оформляю в виде

инструкционных карт, на которых дана фотография или рисунок работы и краткое описание этой работы.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1       этап. Подготовительный, или погружение в проект.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна, но и доступна ученику. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2       этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются направления деятельности, выделяются цели и задачи. Планируется работа: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности. Поиск и сбор материала.

3       этап. Исследование.

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д. Выполнение работы.

4       этап. Представление результатов, отчёт.

Этот этап необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, презентация и т.д. Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования.

Возможными критериями оценки творческого проекта могут быть:

1. конструктивные критерии - прочность, надёжность, удобство использования;

2.       технологические критерии - оригинальность применения и сочетание
материалов, их долговечность, расход материалов, сложность и объём
выполненных работ;

3.       экологические критерии - возможность использования отходов производства,
загрязнение окружающей среды при производстве;

4.       эстетические критерии - оригинальность формы, композиционная
завершённость;

5.       экономические и маркетинговые критерии - потребность в данном изделии,
практическая направленность, финансовые затраты.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом. Учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность и т. д. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка. При этом воспитывается любовь к школе, любовь к труду.

Опыт свидетельствует о том, что, выполняя проекты, школьники учатся проводить исследования, выбирать рациональное решение, оценивать свои способности, вести диалог, активизировать творческие силы в поиске профессии.

Я стараюсь привить детям терпимость, упорство, учу их любить природу. Учу детей быть самостоятельными, чтобы подготовить их к взрослой жизни.

Работы моих учеников завоевывают дипломы и грамоты на различных конкурсах и выставках детского творчества. Безусловно, меня радует большое количество дипломов и грамот, полученных детьми за их творчество, это является неоспоримой оценкой качества моего труда.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security