Цели и задачи трудового обучения

PDF Печать E-mail
Цели и задачи трудового обучения
Цели и задачи трудового обучения

в V-XII классах школы слепых и слабовидящих.

Коррекция и компенсация зрительной недостаточности учащихся.

 

В V-X классах на уроках  трудового обучения слепых и слабовидящих де­тей я решаю как общие, так и специальные задачи. К общим задачам относятся: выработ­ка осознанного отношения к учебе, гражданское становление, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие лич­ности; воспитание трудолюбия, потребности в труде, уваже­ния к людям труда, качеств рачительных хозяев, заботливо­го и бережного отношения к родной природе; формирование трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде, применение знаний в трудовой деятельности; расширение и углубление политехнического кругозора и развитие творчес­ких способностей на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук; ознакомление с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к созна­тельному выбору одной из них.

Кроме общих задач в трудовом обучении слепых и слабови­дящих детей, решаю и  специальные задачи, обеспечиваю­щие коррекцию и компенсацию зрительной недостаточности, конкретизацию представлений, формирование приемов и спо­собов двигательно-пространственной ориентации.

В процессе обучения техническому труду учащиеся получа­ют первоначальные знания по машиноведению, электротехни­ке, специальной графике, основам производства в конкретных видах трудовой деятельности (в области электротехники, ме­таллообработки, деревообработки, обработки картона, пласти­ческих, масс и др.). В школьных учебных мастерских я их  знакомлю с деревом, картоном, бумагой, пластмассами, метал­лами, сплавами и их свойствами, а также с различными элек­тротехническими материалами; изучаем монтажные и конт­рольно-измерительные инструменты, строение и принципы действия различных станков и приспособлений; приобретают навыки ручной и машинной обработки материалов.

В школьных учебных мастерских изготовляют учебные по­собия, различные учебные принадлежности, разнообразные изделия, имеющие общественно полезный характер. При этом учащиеся самостоятельно производят расчеты, измерения, ис­пытывают действующие модели, используя знания по физи­ке, математике, химии и другим общеобразовательным пред­метам. В процессе трудового обучения они овладевают рациональными приемами труда, знакомятся с правилами техники безопасности, промышленной санитарии, а также эстетикой труда.

Программой обучения предусматривается проведение экс­курсий на предприятия. Этот этап трудового обучения сочетается с производительным трудом, связанным с участием учащихся в изготовлении различных изделий, пре­дусмотренных производственным планом учебно-производ­ственных предприятий общества слепых, а также промышлен­ных предприятий.

Воспитательная направленность трудового обучения осуще­ствляется в ходе целенаправленной работы учителя по фор­мированию совокупности нравственно ценных качеств в лич­ности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственно­сти и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности с учетом особенностей различных воз­растных групп и клинических форм заболевания, а также де­фекта зрения. Рекомендуется применять на уроках коллек­тивные (бригадные) формы организации труда, организовы­вать взаимопомощь, взаимный и общественный контроль, обсуждение результатов работы, развивать ученическое само­управление.

Экологическое воспитание учащихся осуществляется в про­цессе формирования у них соответствующих знаний как в про­цессе труда, так и во время экскурсий на производство. Предусмотрено также вовлечение учащихся в работу по охране почвы, водоемов, зеленых насаждений, животных.

Особое внимание обращаю на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил техники безопасности труда, произ­водственной санитарии и личной гигиены. Перед изучением каждой новой темы я знакомлю школьников с об­щими правилами техники безопасности труда, а в процессе за­нятий объясняю правила безопасности выполнения каждой трудовой операции.

Практические умения и навыки, полученные на уроках тру­дового обучения, применяю  в процессе трудовой практики, в период работы учащихся в трудовых объединени­ях, а также на факультативных и кружковых занятиях.

В  X - XII классах   на уроках трудового обучения производится широкопрофильная производственно-трудовая подготовка учащихся с переходом в профессиональную.

Производственно - предпрофессиональное обучение слепых детей составляет одну из главных задач нашей школы. Оно является могучим средством развития у слепых детей сохранных анализаторов и формирования высших психических процессов, преодоления иждевенчества, адаптации уч-ся в современном мире. В процессе трудовой деятельности формируется личность ребенка, прививается любовь и уважение к труду, развивается интерес, воспитывается аккуратность и организованность. Производственно - предпрофессиональное  обучение в школе слепых имеет глубокие специфические особенности,  обусловленные отсутствием или значительным нарушением зрения у учащегося. В связи с этим у них возникают большие трудности при изучении материалов, устройства станков,  выполнении и чтении чертежей, освоении приемов и техники измерений, формировании двигательных умений и навыков. Для того чтобы  вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями в школе слепых я применяю особые методы и приемы обучения,  использую тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Известно, что отсутствие зрительного анализатора не снижает умственные способности слепого, а несколько усложняет процесс восприятия и формирования пространственных образов. Задача трудовой подготовки, как одного из элементов системы обучения и воспитания слепых, — выработать такие методы компенсации слепоты сохранными анализаторами,  которые бы в значитель­ной мере уничтожили эти трудности.

Поэтому в своей работе по  производственно – предпрофессиональному   трудовому обучению   я делаю упор на  следующие задачи:

1.Рассмотреть и решить организационные вопросы (Заключить договор с УПП ВОС, определить виды деятельности, учебные места, транспортировка уч-ся и т. д.)

2. Вы­явить необходимые организационные условия обучения, требующие сложной пространственной ориентировки;

3. Определить содержание  производственно - предпрофессионального трудового обучения   специальностям представленных на Валуском УПП ВОС;

4. Выяснить основные направления связи общеобразова­тельной и производственной подготовки учащихся по производственно - трудовому обучению  бумаго - картонажным,  метало - сборочным и швейным специальностям;

5. доказать воз­можность подготовки учащихся школ слепых по бумаго - картонажным,  метало - сборочным и швейным  специаль­ностям производства.

6. Адаптировать учащихся в трудовые коллективы предприятий УПП ВОС.

В организации и проведении производственно - трудового обучения большую помощь и участие оказывают директор школы  Авилов С.К. и директор Валуйского УПП ВОС Голубев В.В. а так же инженерно-технический состав этого предприятия.   В своей работе по производственно - предпрофессиональному обучению    в первую очередь мы учитываем   требования и рекомендации ВТЭК и трудового устройства инвалидов вследствие паталогии ор­гана зрения в условиях ВОС. Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся  знакомятся   с историей и лучшими тради­циями учебно-производственного предприятия  Валуйского УПП ВОС.    Производственно - предпрофессиональное обучение учащихся проводим   в соответствии с поло­жением о профессиональном обучении рабочих на предприятиях Всероссийского общества слепых и методическими ре­комендациями по проведению профессионального обучения рабо­чих.

На базе  Валуйского  Учебно - Производственного Предприятия Белгородского отделения Всероссийского Общества Слепых мною была составлена программа  производственно – предпрофессионального обучения учащихся и организованы занятия по следующим специальностям  бумаго - картонажное,  метало – сборочное  и швейное производство.   Производственно - трудовое обучение 11-12 классов строится из нескольких блоков по различным специальностям.  Каждый из блоков включает в себя четыре этапа- теоретическое обучение, практическое производственное обучение, производственная практика и производительный труд , а также часть времени выделили для общественно-полезного труда.

Теоретическая часть  обучения составлена с учетом зна­ний, полученных в средней общеобразовательной школе, с использованием реабилитационного курса школы  слепых и трудовой подготовки детей на уроках трудового обучения. Рассматриваются те вопросы связанные с данной специальностью. Для проведения теоретических занятий привлекаются высоко­квалифицированные инженерно-технические работники Валуйского УПП ВОС, имеющие опыт работы по техническому обучению кадров.

На втором этапе практически изучаем рабочее место, виды приспособлений и инструментов, способы и методы выполнения данного вида работы.

На третьем этапе отрабатываем навыки по выполнению различных операций по данной специальности, находим для каждого учащегося оптимальный вариант выполнения этих операций.

Четвертый этап предполагает самостоятельную работу по данной специальности от получения заготовок поданному виду работы до  упаковки и сдачи готовой продукции с подведением итогов.

Каждый блок по специальности так же предполагает общую экскурсию с ознакомлением цеха, его оборудования и коллектива работников. Наша работа строится полностью на индивидуальном подходе к уч-ся.  Программа предусматривает приобретение общетехнических и специальных навыков, необходимых рабочему низших  разрядов для практической работы по обучаемой профессии и дальнейшего повышения квалификации.   Темы изучаются в  последовательности учитывающей возможности и потребности производства, чтобы обеспечить наиболее полное использование возможностей предприятия, а так же наиболее полное  усвоение  материала и получение  навыков по данным специальностям у учащихся.

Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся  знакомятся   с историей и лучшими тради­циями учебно-производственного предприятия  Валуйского УПП ВОС. По окончании курса обучения и практики учащимся в 2002 году мы выдали свидетельства о прохождении производственно - трудового обучения по данным специальностям.  На своих уроках по производственно – предпрофессиональному обучению я объяснял технические требования, предъявляемые к каждой новой работе, правила орга­низации труда и техники безопасности, межоперационного само­контроля, показывал наиболее рациональные и безопасные спо­собы выполнения работ, приемы пользования тифлотехническими приспособлениями, проверял ход выполнения и результаты работы обучающихся; указывал на допущенные ими ошибки, объяснял и показывал способы предупреждения и устранения недостатков. В процессе производственного обучения я стремился  не только научить учащихся выполнять различные трудовые приемы, но и убедить их в том, что при определенных условиях они смогут вы­полнять операции, казалось бы, невозможные для человека, потерявшего зрение, старался формировать начальные понятия рыночных отношений в современном обществе, отношение к труду, общественной собственности, воспитывать высокую нравственность.

Подводя итоги своей работы  я могу сказать что поставленные передо мной задачи были выполнены в полном объеме по таким специальностям как   бумаго - картонажное,  метало – сборочное производство.   А вот работу по ознакомлению со  швейным  производством провели в ознакомительном плане поскольку это направление на предприятии закрылось по экономическим причинам. Поэтому в 2002 году учащиеся  12 классов получили свидетельства   по  профилю:

Сборщик металлоконструкций и бумаго - картонажных изделий.   (изготовление «машинки для подшивки бумаг», изготовление дело – скоросшиватель,  изготовление папки для бумаг,   изготовление и сборка крышки 1-82.)

Эти же специальности мы изучаем в этом учебном году и учитывая опыт прошлого мы корректируем план в зависимости от возможностей производства и транспорта т.е. когда производство простаивает или нет транспорта в эти дни мы стараемся проводить теоретические занятия и уроки по общественно полезному труду. Практически запланированная мною работа по производственно – предпрофессиональному обучению проводится в полной мере. Учащиеся влились в коллектив предприятия, ознакомились с приспособлениями,  станками, технологией выполняемых работ  и свободно ориентируются в цехах производства.

В процессе производственного обучения я стремлюсь не только научить учащихся выполнять различные трудовые приемы, но и убедить их в том, что при определенных условиях они смогут вы­полнять операции, казалось бы, невозможные для человека, поте­рявшего зрение, стараюсь выработать осознанное отношение к учебе. Выполняю задачи по  гражданскому  становлению, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности; воспитанию трудолюбия, потребности в труде, уваже­ния к людям труда. Развитию качеств рачительных хозяев, заботливо­го и бережного отношения к родной природе, формированию трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде, применение знаний в трудовой деятельности. Расширяю и углубляю политехнический кругозор, знакомлю с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к созна­тельному выбору одной из них, формирую начальные понятия рыночных отношений в современном обществе, стремлюсь  воспитывать высокую нравственность.

Кроме этого я провожу работу во внеурочное время, организовав многоцелевой разнонаправленный технический кружок для 4-12 классов. В нашей школе немного учащихся и все они  имеют различные склонности, способности, целый набор заболеваний и их последствий,  поэтому  чтобы охватить вниманием наибольшее число учащихся я планирую на эти занятия разнообразные темы не входящие в обязательные программы. Все занятия строю с индивидуальным подходом к каждому ученику исходя из его возможностей и имеющихся материалов. Здесь мы изучаем такие темы как  электротехника, радиотехника, фотодело, ручная и механизированная обработка древесины и металла, народные промыслы, резьба по дереву, выжигание, аппликация, художественная  обработка природных материалов, изготовление изделий с применением токарной обработки материалов, моделирование и конструирование изделий из различных материалов,   изготовление изделий хозяйственного назначения (кухонные наборы, доски, полочки, толкушки, вешалки, совки, подсвечники, табуретки и т. д. )

Поскольку расходных материалов (таких как доски, фанера, лаки, краски и т. п.) в школе нет, часть поделок мы продаем. Половина этих денег идет на оплату труда учащихся, а на другую половину я приобретаю необходимые расходные материалы, так, например, в этом уч. году мы уже заработали около 800 рублей. Это не много, но учитывая что у на с в классах мало детей и всего по 2 часа в неделю уроков мы покрываем наши потребности.

Все общешкольные мероприятия, такие как вечера посвященные различным датам, открытые учительские и  воспитательские мероприятия, театрализованные выступления и т.д. мы с учащимися помогаем в техническом оформлении и постановке, что способствует воспитанию коллективизма, взаимопомощи, ответственности перед товарищами. При выполнении работ по ремонту школьной мебели, изготовлению различного  хозяйственного инвентаря я стремлюсь воспитывать такие качества как бережливость, аккуратность, чувство хозяина. С помощью учащихся, я обновляю и ремонтирую оборудование учебной мастерской, изготавливаем различные наглядные пособия.

Трудовая деятельность является ведущим типом активности человека. Именно в ней формируются и проявляются все лучшие его качества. Зна­ние законов ее формирования позволяет осуществлять процесс целенаправленного управления трудовой деятельностью, в том чис­ле и адаптацией к ней наших учащихся.

 

 

 

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security