Формирование трудовых навыков |
Формирование трудовых навыков Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих детей III - IV видов
Получение навыков в работе различными инструментами в процессе обработки материалов слепыми и слабовидящими учащимися на уроках трудового обучения.
Совещание при директоре 18 декабря 2006г. Учитель трудового обучения Федосеев А.В.
Условия жизни и трудовой деятельности требуют от человека широкого диапазона пространственно-двигательной ориентировки, точности, быстроты и разносторонней координации движений. Работа по трудовому и предпрофессиональному обучению в нашей школе показывает, что многие слепые успешно овладевают необходимыми трудовыми навыками, навыками сложной пространственной ориентировки, становятся квалифицированными специалистами и вместе со зрячими активно участвуют в сфере материального производства. Большую помощь мне в работе со слепыми детьми оказали пособие «Трудовое обучение в школе слепых и слабовидящих детей» под редакцией М. И. Земцовой, монография В. П.. Ермакова «Производственное обучение в школе слепых» и книга А. М. Кондратова «Восстановление трудоспособности слепых». В этих работах было показано, что трудовое обучение в школе-интернате слепых детей, как и в массовой школе, служит важным средством компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций, что труд— постоянный источник развития познавательных способностей детей и только в процессе труда наиболее полно и всесторонне формируется личность слепого, что слепые могут овладевать многими сложными специальностями. Благодаря этим исследованиям были определены содержание и принципы трудового и производственного обучения, разработаны педагогические требования к нему. Однако в этих исследованиях не раскрываются конкретные вопросы каким образом формировать трудовые навыки по различным видам обработки материалов на уроках трудового обучения, обеспечивающие эффективность труда. Я считаю, что полученные знания учащимися по различным видам материалов, способам их обработки и устройстве инструментов мало что дают ученикам если не выработаны соответствующие навыки выполнения этих операций. Поэтому на своих уроках я постоянно ставлю задачу формирования трудовых навыков у слепых и слабовидящих детей, определяю те педагогические условия, обеспечивающие максимальное обучающее и воспитательное воздействие уроков труда. В трудовой деятельности зрячих людей ведущую, контролирующую работу выполняет зрение. У них функции исполнения и контроля распределены между работающими руками и видящими глазами. У слепого контролирующий аппарат находится в самих руках. Поскольку этот контролирующий аппарат менее совершенен, чем зрение, слепой вынужден периодически прерывать трудовой процесс, чтобы проверить сделанное, т. е. чередовать выполнение руками исполнительских и контролирующих функций. Более того, для усиления контроля за трудовым процессом он должен привлекать мышление. Своеобразием аппарата, контролирующего трудовую деятельность у слепых, обусловлены психофизиологические особенности их трудового процесса, а следовательно, и особенности формирования трудовых навыков. Для выполнения трудовых операций нашими учащимися необходимо постоянное напряжение психических, моральных и физических сил. Поэтому для получения трудовых навыков слабовидящим и особенно слепым ученикам необходимо намного больше времени, чем нормальным ученикам. Но в нашей школе, как и в обыкновенной школе для зрячих, на изучение тех же трудовых операций по обработке различных материалов с 5 класса по 9 класс дается также по 2 часа в неделю, что я считаю неправильным. В нашей школе учатся дети имеющие не только недостатки по зрению но и еще множество других заболеваний, физических и умственных отклонений, поэтому свою работу с ними я строю только при индивидуальном подходе к каждому ученику. Так например в 7б классе Семенову Ване приобрести навыки в работе дается намного легче чем Гунченко Саше хотя зрительные и умственные возможности у них мало отличаются. Поэтому приходится по одной и той же теме давать ребятам задания подбирая по их возможностям, определять методику изложения нового материала и организовывать самостоятельную работу каждого ученика.
В своей работе по формированию трудовых навыков у слабовидящих и слепых детей я выделяю некоторые вопросы на которые стараюсь выделить большее внимание.
1. Формирование трудовых навыков происходит в процессе сложного взаимодействия мышления, восприятия и систематического упражнения ведущего средства труда — рук. Например в 5 классе Костадинову Руслану очень трудно давалась разметка деталей, и настройка инструмента для обработки. Сейчас он 8 классе, при выполнении заданий он стремится включить в работу мышление. У него уже появились навыки в работе. В каждой конкретном задании он старается найти такой способ разметки и обработки деталей в котором не используется зрение, и это ему удается. Формирование трудовых навыков в процессе работы мы применили в процессе тренировок некоторую специализацию правой руки на исполнительских, а левой— на контролирующих функциях, это помогло ускорить приобретение навыков. Он выполняет работу наравне со слабовидящими учениками. 2. Овладение трудовыми навыками связано не только с формированием личности, но и с развитием целой системы компенсаторных возможностей, в которой каждый трудовой навык выступает не только как умение трудиться, но и как средство компенсации слепоты. Изучая свойства материалов, устройство инструментов, приобретая в процессе работы необходимые навыки на уроках труда у таких учащихся как Варичев Саша, Ткаченко Саша, в 7 классе появились некоторые сдвиги в осмыслении окружающей действительности, они меньше стали предаваться фантазиям, а больше строить свою работу на полученных знаниях о предметах и навыках по их обработке. 3. Формирование трудовых навыков происходит при более ограниченном, чем у зрячих, выборе предмета работы. Поэтому приходится подбирать такие объекты работы которые по требуемой точности были бы посильны для наших учащихся. В связи с этим мне приходится изменять конструкцию изделий, чтобы ученики могли изготовить их с меньшей точностью, но без снижения эксплутационных качеств. В подтверждении сказанного можно привести пример из такой темы как токарная обработка материалов в 9 классе. Так Яковлев Руслан выполнил изделие подсвечник наиболее сложной и точной формы, а Полевода Юрий выполнил наиболее простой вариант конструкции, но эти изделия все соответствовали своему назначению. 4. В связи с возможностями наших учеников в процессе получения навыков при выполнении заданий на уроке объект работы должен быть посильным для учащихся в связи с физической нагрузкой. Поэтому я стараюсь нормировать нагрузку на каждого конкретного ученика и корректировать ее в процессе выполнения работы, стараюсь подбирать приемы выполнения роботы, применять различные приспособления и методы. Так, например, при выполнении резания металла ножницами в 7 классе при изготовлении изделий из жести приходится прикладывать значительные усилия, чтобы удерживать инструмент, при этом на протяжении всей работы сохраняются нервно-мышечные напряжения. Здесь можно закрепить ножницы в тиски, прикладываемое усилие уменьшится, и учащиеся могут резать более толстый металл. 5. В процессе трудовой деятельности более тщательно, чем у зрячих, соблюдаются правила техники безопасности, используются специальные приспособления, ограждающие слепых учащихся от движущихся, вращающихся, режущих и колющих деталей и узлов машин. Например при изучении темы рубка металла в 8 классе много внимания уделил упражнениям по получениям навыков в использовании зубила, применяли различные направляющие, зажимные устройства, резиновые шайбы защищающие руки от промахов молотка, в результате к концу прохождения темы у Алиева Азиза, Костадинова Руслана, Кедина Андрея точность ударов повысилась почти наполовину, значит появился некоторый навык. В современной жизни появились и применяются различные ручные электроинструменты. Поэтому для приобретения навыка работы такими инструментами как эл. лобзик, эл. дрель, фрезер и т.д. мы применяем различные виды направляющих, упоров, фрезы с упорными подшипниками, что дает свои результаты все учащиеся к 9 классу умеют безопасно пользоваться этими инструментами. Это также видно по выставляемым поделкам на ученических выставках, а также изделиям хозяйственного назначения по заказам школы. 6. формирование трудовых навыков тесно связано с совершенствованием работы двигательного анализатора и мышечной памяти, заменяющей зрительную память, Поэтому необходимо как можно больше упражнений усложняя их с переходом в следующий класс. В 5 классе Гунченко Саше и Семенову Ване очень трудно давались такие операции как разметка и контроль обрабатываемой поверхности, но уже в 7 классе у них появились некоторые навыки позволяющие им выполнять такую работу как изготовление швабры, табурета, кухонного набора, что можно было видеть на общешкольных выставках поделок. 7. Успешное развитие и совершенствование трудовых навыков учащихся возможно только при активной индивидуальной помощи со стороны учителя труда. При проведении уроков труда связанных с формированием навыков и умений по выполнению различных операций ручной обработки материалов я подбираю объекты работы, методику изложения материала, самостоятельную работу учащихся строго индивидуально учитывая все возможные данные каждого ученика.
В заключение хотелось бы отметить, что выполнению этих задач очень мешает нехватка времени на уроках, особенно там, где есть тотально слепые и дети с сильными физическими отклонениями. 2 урока труда в неделю для слепого ученика совершенно недостаточно, чтобы приобрести полноценные навыки по обработке материалов, которые будут ему необходимы в дальнейшей жизни. Поэтому приходится дорабатывать эти вопросы во внеклассной работе с учениками. А также отметить нехватку современного нового оборудования, материалов (поскольку оборудование мастерской в основном было приобретено 10 и более лет назад) |