Трудовая реабилитация воспитанников

PDF Печать E-mail

Трудовая реабилитация воспитанников

Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для слепых и слабовидящих детей III - IV видов

 

Доклад

Тема:

Трудовая реабилитация воспитанников

 

Учитель: Федосеев Александр Васильевич

 

Главная проблема слепого и слабовидящего ребенка заключается в его слабой связи с миром, ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, к различным видам трудовой деятельности.

Поэтому в своей работе со слепыми и слабовидящими учащимися нашей школы я стремлюсь создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности, будут жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих. А это можно сделать тогда, когда мы сумеем дать слепому возможность трудиться. Трудовая деятельность станет средством адаптации человека в обществе, увеличит его степень независимости, даст возможность ему контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы, то есть, сможет послужить условием, когда инвалид сам будет в состоянии решать свои проблемы. Но для этого труд которым занимаются наши учащиеся должен учитывать его интересы, его физические и психологические особенности, его способности и т.д.

Но прежде чем заниматься трудовой реабилитацией учащихся необходимо выяснить такие вопросы как что такое реабилитация и какие задачи она решает.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное, эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня. Но такое представление вызывает сомнение, потому что слух, осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое состояние.

Пастор Керолл (США) в книге «Что такое слепота и как с ней жить.» утверждает: «…Реабилитация представляет процесс, при котором инвалиды, пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер, необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы с трудностями нового положения».

Но, по моему мнению, для того, чтобы слепой ребенок преодолел трудности своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности, нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие «реабилитация» применяют только по отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они считают более правильным применить термин «абилитация»—врастание в жизнь в условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то, что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин «абилитация» употребляется и в отечественной литературе.

В своей работе по трудовой реабилитации слепых и слабовидящих, я стремлюсь применять эти понятия в конкретном представлении каждого слепого и слабовидящего учащегося с его индивидуальностью, чтобы из беспомощного ребенка сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий.

Разнообразная трудовая деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути реабилитации, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепых и слабовидящих учащихся благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Однако слепота обуславливают некоторую специфику трудовой деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым. Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля.

Исходя из вышесказанного в своей работе по трудовой реабилитации слепых и слабовидящих я ставлю такие задачи и цели:

Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Развитие творческих возможностей

Пробуждение трудовой активности, деятельности подростка, который традиционно воспринимался обществом, как больной, нуждающийся в милосердном отношении людей.

Воспитание чувства собственного достоинства.

Стремление к самоопределению

Во время трудовой деятельности формирование способности к выбору жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение своей жизни и жизни общества.

руководствуясь теоре­тическими исследованиями и практическим опытом ра­ботников тифлопедагогики, приобщить учащихся нашей школы к высокомеханизированному индустриальному труду.

Для выполнения этих задач по трудовой реабилитации слепых и слабовидящих я разделяю свою работу на несколько этапов:

  1. Работа на уроках трудового обучения, где я даю учащимся знания и умения по различным видам обработки материалов окружающих нас, изучаем различные виды ручных и электрифицированных инструментов. Эти знания дают возможность нашим учащимся выполнять трудовые действия по обслуживанию своих жизненных и творческих потребностей, в процессе которых ученик перестает чувствовать себя ущербным. Для того чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями я применяю специальные методы и приемы обучения, используются тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Известно, что отсутствие зрительного анализатора не снижает умственные способности слепого, а несколько усложняет процесс восприятия и формирования прост­ранственных образов. Поэтому в процессе трудовой реабилитации слепых, — вырабатываю такие методы компенсации слепоты сохранными анализаторами, которые бы в значитель­ной мере уничтожили эти трудности.
  2. Поскольку программы трудового обучения в школах слепых и слабовидящих последнее время сокращены – оставлены по два урока в неделю, поэтому многие темы интересующие учеников приходится давать во внеклассной, кружковой работе где можно найти время подобрать занятие ребенку по его интересам и способностям, потому что наибольший эффект в трудовой реабилитации достигается тогда, когда ученик трудится с желанием и увлечением.
  3. Очень важно оценить труд каждого ученика, не только моей оценкой но и оценкой сокласников. Поэтому мы устраиваем общешкольные выставки поделок учащихся, участвуем со своими работами также в областных, районных и городских выставках. На этих выставках проводим распродажу поделок чем учимся вхождению в рыночные отношения, которые дают почувствовать нашим ученикам себя членами нашего общества наравне со всеми.
  4. Большую роль в трудовой реабилитации отвожу общественно – полезному труду.
  5. Производственно-предпрофессиональное обучение слепых детей составляет большую роль в трудовой реабилитации воспитанников нашей школы. В трудовой деятельности формируется личность ребенка, прививается любовь и уважение к труду, развивается интерес, воспитывается аккуратность и организованность. Оно в нашей школе имеет глубокие специфические особенности, обусловленные отсутствием или значительным нарушением зрения учащихся. В этой работе я применяю те методические приемы обучения, которые позволяют подготовить слепого ученика к работе по спе­циальностям представленным на предприятиях общества слепых. Выявил необходимые организационные условия обучения на предприятии, требующие сложной пространственной ориентировки. Выделил основные направления связи общеобразова­тельной и производственной подготовки учащихся по производственно - трудовому обучению бумаго - картонажным, метало - сборочным специальностям, что поможет адаптировать учащихся в трудовые коллективы предприятий УПП ВОС.

Подготовка нового незрячего рабочего на предприятиях ВОС начинается с адаптации в коллективе и повышения его мобильно­сти, а так же учащихся знакомятся с историей и лучшими тради­циями учебно-производственного предприятия Валуйского УПП ВОС.

В процессе производственного обучения я стремлюсь не только научить учащихся выполнять различные трудовые приемы, но и убедить их в том, что при определенных условиях они смогут вы­полнять операции, казалось бы, невозможные для человека, поте­рявшего зрение, стараюсь выработать осознанное отношение к учебе. Выполняю задачи по гражданскому становлению, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию личности; воспитанию трудолюбия, потребности в труде, уваже­ния к людям труда. Развитию качеств рачительных хозяев, заботливо­го и бережного отношения к родной природе, формированию трудовых умений и навыков, технических, технологических и первоначальных экономических знаний, необходимых для участия в общественно полезном, производительном труде, применение знаний в трудовой деятельности. Расширяю и углубляю политехнический кругозор, знакомлю с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями, побуждение к сознательному выбору одной из них.

Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность. С такими учащимися приходится работать дополнительно, искать другие подходы исходя из индивидуальных особенностей учащегося. (например Головина Елена, Войтюк Мария)

В своей работе я вижу такую важную проблему, которая характеризуется тем, что слепые после окончания школы при установлении социальных контактов испытывают очень серьёзные затруднения. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, зрячим людям, также как и неверные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную трудовую деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации. Поэтому в своей работе важное место ставлю изучению межличностных отношений в коллективах, состоящих из лиц с нарушениями зрения. Провожу работу по налаживанию нормальных межличностных контактов между инвалидом по зрению и его зрячим коллегой на будущем рабочем месте для установления благоприятного социально-психологического климата, формирования активной жизненной позиции у каждого члена коллектива.

 

И в заключение можно сделать вывод, что дети с нарушениями зрения обладают рядом особенностей в психическом развитии, которые отрицательно сказываются во всех сферах их деятельности. Но при своевременной и правильной коррекционной работе и трудовой реабилитацией большие компенсаторные возможности психического развития слепых создают определённые предпосылки для доразвития всех основных функций и их деятельности в дальнейшем в различных сферах труда.

Только активное участие в трудовой деятельности даёт им возможность стать полноценными членами общества, создаёт условия для формирования разносторонне развитой личности.

 

 

 

 

 

 

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security