Развивающее обучение |
Развивающее обучение на уроках технического труда
ГОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III – IV видов»
Развивающее обучение на уроках технического труда
Учитель трудового обучения Федосеев А.В.
Валуйки, Ноябрь, 2010г.
Осуществляемая в нашей стране реформа общеобразовательной школы на принципах всемерной ее гуманизации, демократизации, дифференцированного подхода к развивающему образованию, требуют обновления всего учебно-воспитательного процесса, внедрения прогрессивных методов преподавания, изучения потенциальных возможностей школьников и условий их реализации в современной школе. Система обучения и воспитания слепых и слабовидящих в нашей школе является неотъемлемой частью общеобразовательного процесса и решает, кроме общих задач, специальные проблемы социальной реабилитации лиц с нарушением зрения. Исследуя проблему коррекционно-развивающего обучения слепых и слабовидящих, исходя из общих и специальных задач, стоящих перед нашей школой, я стремлюсь вводить инновационные элементы на уроках трудового обучения увязанные с другими предметами программно-методическими положениями, коррекционно-компенсаторными и эргономическими условиями их изучения в специальных школах. В процессе активной познавательной деятельности слепые школьники овладевают основами трудовой деятельности, знакомятся с простейшими технологиями преобразования доступных материалов, овладевают опытом творческой деятельности. Овладение учащимися опытом творческой деятельности предполагает формирование определенной готовности ученика к поиску решения новых для него проблем и творческому преобразованию действительности через выстраивание системы творческих заданий, направленных на развитие мышления, в том числе технического, и овладения трудовыми умениями. Уроки трудового обучения реализуют выше названный подход в двух направлениях. Первое - развитие личности ребенка во всем возможном многообразии: развитие психических качеств (мышление, воображение, память, внимание, речь), эстетического вкуса, потребности в практической творческой деятельности, а также развитие элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей. Вторая – формирование обобщенных технико-технологических знаний и умений по ручной обработке доступных детям материалов. Названные линии реализуются содержательно через систему упражнений и изделий, подобранных соответственно учебным задачам; через выполнение творческих заданий обобщающего характера. В связи с этим все задания отвечают следующим требованиям: 1. Выполнение задания, в том числе и изготовление изделия, не есть цель урока. Задание лишь средство решения конкретных учебных задач. 2. Любое задание должно быть доступно для его выполнения, но, в то же время, обязательно содержать не более одного-двух новых знаний и новых умений, которые могут быть “открыты” и освоены детьми в ходе его выполнения. 3. Изделия, предлагаемые детям для изготовления на уроках трудового обучения, не могут носить случайный характер, а должны отвечать цели и задачам каждого урока и быть построены в четко продуманную последовательность. 4. Задания должны давать учащимся широкий спектр знаний о мире, развивать мышление, в том числе техническое, духовные качества личности. Методически идеи реализуются через деятельностный подход к обучению, использование продуктивных методов. Это эвристические беседы; поисковая, исследовательская деятельность детей по “открытию” новых знаний при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств используемых материалов, поиск возможных и рациональных способов их обработки через упражнения-пробы, поиски правильного или наиболее рационального выполнения технологического приема, операции или конструкции и т.д. На каждом уроке необходимо наличие образца (схожих образцов), образца в разборе, отдельных узлов со скрытыми конструктивными особенностями, схем, чертежей, эскизов. Это обеспечивает учащимся, с одной стороны, возможность восприятия образца (схожих образцов) со всеми их конструктивными особенностями, а с другой стороны – позволяет при предметном (образном) созерцании, обсудить эти конструктивные особенности и выявить конструкторско- технологические проблемы, организовать поиск возможных путей решения выявленных проблем. Неполная информация о необходимых для каждой конкретной работы материалов, инструментов, приспособлений исключает непродуктивный подход, когда все данные известны, а стимулирует поиск необходимого, чем решает задачу формирования умений самоконтроля у учащихся. Графическое изображение образцов (инструкционные карты) может быть использовано как на этапе анализа задания, так и в самостоятельной практической деятельности детей в качестве информационной поддержки. Иногда, если изображение достаточно «прозрачно», оно может заменить образец для анализа задания, что способствует развитию пространственности и образности. Главное условие развивающего обучения – активная познавательная деятельность учащихся в процессе открытия новых знаний Главный результат обучения – самостоятельное решение возникающих проблем (учебных и жизненных). Показатель развития – умение использовать приобретенные знания и практические умения в новых условиях. В описании хода урока, как и в самом уроке, особый акцент ставится на детальный анализ задания, определение и поиск решения заложенных в задании проблем, далее обязательное выстраивание последовательности самостоятельной практической работы (планирование), самоконтроль и контроль во время практической работы, оценка деятельности учащихся на уроке. Методическая схема коррекционно – развивающего урока труда: Подведение к проблеме (от известного к неизвестному): - обращение к опыту детей, - наблюдения, небольшие исследования; - выявление и озвучивание проблемы (особенности конструкции, технологических приемов и операций).
Формулирование выявленной проблемы. Поиск путей решения проблемы: - поисковые практические упражнения (поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.) - рассуждения и обсуждение о найденных решениях с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения; - определение необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов. Планирование предстоящей практической работы - в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы. Практическая работа. - подготовка рабочих мест; - выполнение работы; - уборка рабочих мест. Обобщение - что нового узнали, чему научились (формулирование открытого знания) Оценка выполненной работы и участия в обсуждении. - качество выполнения работы; - степень самостоятельности (с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно); - творческие находки (при обсуждении).
Взаимосвязь развивающего обучения и этапов уроков трудового обучения Последовательности и характер познавательной деятельности учащихся (Этапы урока технологии и их особенности) Организационный момент (настрой учащихся на предстоящую работу) Подведение к проблеме (от известного к не- известному): - обращение к опыту детей; - наблюдения, небольшие исследования; - выявление и озвучивание проблемы (информационно-познавательного характера или конструктивно-технологического – особенности конструкции, технологических приемов и операций). Формулирование выявленной проблемы. Познавательно-информационная беседа с опорой на личный опыт детей и иллюстративный ряд объектов. Анализ информации или задания (образцов изделий) – определение неизвестного в ряду известных знаний, или определение учащимися совместно с учителем конструктивных и технологических особенностей объекта практической деятельности. Поиск путей решения проблемы: - поисковые практические упражнения (на определение свойств материалов, поиск конструктивных особенностей, определение способа выполнения технологической операции, и др.) - рассуждения и обсуждение о найденных решениях с опорой на реальные предметы, выбор оптимального решения; - определение необходимых (наилучших в данной ситуации) материалов, инструментов “Открытие” нового знания – коллективный или групповой, по возможности самостоятельный (без помощи учителя) поиск решения выявленной проблемы или рациональных конструктивно-технологических решений по изготовлению изделия. Планирование предстоящей практической работы - в кратких предложениях озвучивание этапов практической работы. Планирование предстоящей самостоятельной практической работы (четкое простраивание последовательности изготовления изделия, возможно с последующим самоконтролем по карточке). Практическая работа. - подготовка рабочих мест; - выполнение работы; - уборка рабочих мест. Организация рабочего места (раздача и размещение материалов и инструментов). Самостоятельная работа учащихся (максимально самостоятельное изготовление изделия, которое обеспечивается детальным анализом конструктивных и технологических особенностей изделия, опорой на известные способы и приемы действий, а также на использование дидактических материалов (инструкционные карты, схемы, чертежи, карточки-памятки). Уборка рабочих мест. Обобщение - что нового узнали и научились делать на уроке Обобщение (осознание и формулирование нового знания, открытого на уроке, новых качеств личности ) Оценка выполненной работы и участия в обсуждении. - качество выполнения работы; - степень самостоятельности ( с помощью учителя, под наблюдением учителя, в группе, самостоятельно); - творческие находки (при обсуждении). Оценка деятельности учащихся на уроке (качественная характеристика выполненных работ: оценка качества выполнения новых приемов и операций и полученного объекта в целом). Обязательно отмечается творческий поиск и творческие находки учащихся, высказанные ими в ходе анализа задания и поиске решения предложенных проблемных ситуаций, самостоятельность выполнения работы. Большое значение имеет то чувство наших детей, которое испытывают они, видя ощутимый результат своего труда. Они радуются и гордятся, когда сами собственными руками сделают вещь или выполнят какое-либо необходимое для школы дело. Эта радость оказывает самое благоприятное воспитывающее действие, она вернее любых наставлений и поучений. В трудовой подготовке учащихся труд должен быть разумным и творческим, а не механическим. Какую бы работу ни выполнял слепой ребенок, он должен вложить в нее живую мысль. Труд в школе слепых не должен иметь узкий ремесленный характер на низкой образовательной базе. Еще менее он должен быть оторван от нее. Труд слепых детей должен быть связан с широкой общественной средой, способствовать всестороннему развитию, будить познавательные интересы слепого ребенка.
|