О некоторых трудностях адаптации подростков с дефектом зрения |
О некоторых трудностях адаптации подростков с дефектом зрения
Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательнаяшкола-интернат для слепых и слабовидящих детей III - IV видов
Доклад
Тема : О НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-СИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕФЕКТОМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель трудового обучения: Федосеев Александр Васильевич
Одной из сторон процесса управления адаптацией является устранение конфликтов, их профилактика, предупреждение и, главное, оптимальный способ разрешения этих конфликтов. Термин адаптации является широко употребимым в самых различных областях. В социологии и социальной психологии под адаптацией понимается процесс активного приспособления личности к среде, в результате которого достигается соответствие жизнедеятельности человека условиям этой среды или их равновесие. Равновесие между личностью и средой заключается в оптимальном соотношении групповых и индивидуальных ценностей. Критерием такого равновесия может выступать уровень эффективности функционирования человека как работника и члена коллектива, а также уровень удовлетворенности разными сторонами производственной деятельности и характером межличностного общения. Основным объектом адаптации в сфере производства является труд и коллектив. Адаптация к этим объектам обозначается соответственно как профессиональная и социально-психологическая. Понятно, что это деление весьма условно. Из многочисленных исследований известно, что процесс адаптации в этих двух сферах тесно связан и взаимообусловлен. На производстве удовлетворяются такие потребности человека, как потребность в труде, в принадлежности к коллективу, в материальном вознаграждении, в приобретении и повышении квалификации и др. Достижение равновесия личности и производственной среды осуществляется, когда названные потребности могут быть реализованы на данном производстве. Как показывают результаты многочисленных исследований, факторы межличностного общения занимают у молодых рабочих одно из ведущих мест. Это свидетельствует о том, что на производстве удовлетворяется одна из фундаментальных потребностей человека — потребность в общении. Забегая несколько вперед, скажем, что молодые рабочие на УПП ВОС часто испытывают недостаток общения. Речь идет прежде всего об избирательном общении с людьми, близкими по возрасту, характеру интересов, взглядов и пр. Такого рода общение, предполагающее значительный элемент самораскрытия, свойственно для данного возраста. Именно поэтому оно не всегда оказывается возможным в рамках производства, что часто тяготит юношей и девушек. Эта сторона жизни на производстве нередко проигрывает в ответах молодых рабочих (в сравнении со школой, где выбор партнера по общению был куда более разнообразным). По этой причине, а отчасти под влиянием активно формирующегося в этом возрасте самосознания, в отчетах молодых рабочих часто появляется мотив одиночества, особенно остро переживаемого в первые месяцы пребывания на предприятии. Адаптация на производстве может и должна оцениваться с точки зрения объективных показателей, а именно — как быстро и эффективно молодой рабочий освоил профессию, как скоро он стал полноправным членом коллектива. Но вместе с тем не следует игнорировать и внутреннюю сторону этого процесса, т. е. субъективные характеристики адаптации, то как сам человек оценивает свои успехи в сфере профессионального становления и межличностных отношений. Субъективная и объективная стороны адаптационного процесса тесно связаны между собой, но это не означает, однако, что они всегда и везде совпадают. Так, высокие объективные показатели адаптации не всегда являются признаком внутренней неудовлетворенности. Мотив недостатка общения в отчетах недавних выпускников, о котором мы говорили выше, часто звучит в диссонансе с вполне благополучной картиной адаптации. Не случайно поэтому в последнее время в исследованиях, посвященных промышленной адаптации, стал выделяться такой фактор, как эмоциональное самочувствие. Под последним понимается интегральная характеристика состояния личности, отражающая соответствие внутренних ресурсов человека условиям, содержанию деятельности, намерениям, планам и ожиданиям личности (И. К. Кряжева). Социально-психологическая адаптированность возможна в процессе достижения соответствия между реальной деятельностью личности, с одной стороны, и ее внутренней позицией, с другой. Эта последняя проявляется, в частности, в эмоциональном самочувствии. Эмоциональный дискомфорт, связанный с недостатком общения, может еще усугубляться неудовлетворенностью содержательной стороной труда. Подобного рода неудовлетворенность может рассматриваться как вполне естественное следствие растущего образовательного уровня приходящей на производство молодежи. Кроме того, это и чисто возрастное явление, связанное с недооценкой общественной значимости труда. Опыт показывает, что с возрастом степень неудовлетворенности содержанием труда может существенно уменьшаться. Неудовлетворенность содержательной стороной труда имеет тенденцию к генерализации, т. е. начинает распространяться на другие стороны производства (условия труда, характер общения, форма оплаты и пр.). При этом реально имеющиеся недостатки начинают явно переоцениваться и гипертрофироваться. В беседах с молодыми рабочими это можно почувствовать в том, что названные недостатки не столько задевают их лично, сколько используются в целях дополнительного оправдания своей неудовлетворенности. На это указывает еще и то обстоятельство, что в отношении называемых ими недостатков молодые рабочие чаще всего занимают пассивную позицию, никак не пытаясь их устранить или хотя бы предложить способ их преодоления. Одной из центральных на современном производстве является проблема текучести кадров, зачастую порождаемая неудовлетворенностью условиями труда, с одной стороны, и нехваткой рабочих рук в производстве в целом, с другой. В системе учебно-производственных предприятий подобная проблема как таковая не встает. Уход с производства есть способ разрешения различного рода конфликтных ситуаций, реакция на неудовлетворенность разными сторонами жизни на производстве. Вместе с тем это определенный акт свободы собственного выбора. Отсутствие такой возможности может рассматриваться и переживаться личностью как дефицит свободы. Переживание зависимости, собственной несвободы, ограниченности выбора профессионального самоопределения достаточно остро может переживаться в юношеском возрасте. Мотив безысходности или установка на то, чтобы всеми способами найти выход за рамки производства, достаточно часто звучит в отчетах недавних выпускников. Стремление к самостоятельному профессиональному самоопределению вполне естественно для молодого человека, но оно всегда должно быть реалистично, соразмерно собственным возможностям, способностям. В отношении лиц с нарушенным зрением речь должна идти еще и о глубоком осознании собственного дефекта. В случаях же, когда стремление уйти с производства становится конечной целью инвалида по зрению, не имеющего определенных профессиональных планов и соответствующих возможностей, можно говорить лишь о мнимой свободе. Существует еще одна негативная сторона этого вопроса. Выпускники специальных школ, рассматривающие свое пребывание на предприятии как вынужденное в связи с инвалидностью, чаще всего испытывают значительные трудности в межличностных отношениях. В большой части случаев это обусловлено негативным отношением с их стороны к окружающим. Последние рассматриваются как люди, ни к чему не способные, не сумевшие найти себя и смирившиеся со своим зависимым положением. В натянутости межличностных отношений явно просматривается и чисто возрастной аспект. Юношеский нигилизм в отношении к взрослым, свойственный этому возрасту, по сути своей показывает трудности самоопределения. Интерес представляют и половые различия в адаптационном процессе. Так, например, девушки после окончания школы чаще связывают свое будущее с перспективами создания семьи. Мотив достижения в меньшей степени свойственен девушкам, чем юношам. У последних, в свою очередь, личностно-семейная ориентация выражена слабее. Именно поэтому вопросы деловых отношений волнуют юношей больше, чем девушек. Юноши меньше испытывают сомнений по поводу перспектив создания семьи, и сама эта перспектива отнесена у них значительно дальше, чем у девушек. Эти различия порождают представления о том, что у девушек в процессе адаптации возникает меньше трудностей. Но, как показывает опыт, это далеко не так. Половой деморфизм вносит качественную специфику в процесс адаптации мужчин и женщин. Юношеский возраст представляет собой период активного формирования личности, особенно таких ее компонентов, как мировоззрение, идеалы, самосознание, ценностные ориентации. Психика подростка характеризуется повышенной чувствительностью, возбудимостью, неуравновешенностью, раздражительностью, сочетанием стеснительности, стыдливости и застенчивости с развязностью и стремлением к независимости. Это проявляется в разнообразных трудностях поведения, что обязывает взрослых быть весьма тактичными по отношению к подростку. В этой связи представляются недопустимыми имеющие место на производстве случаи вовлечения подростков в совместное распитие спиртных напитков. Ложные представления о взрослости могут толкнуть юношу к употреблению алкоголя. Никогда не следует забывать, что алкоголь составляет предмет искушения, мимо которого может пройти не каждый подросток. При этом алкогольная зависимость в юношеском возрасте формируется значительно быстрее, чем в более поздние периоды жизни. Стремясь подчеркнуть в подростке его взрослость, его коллеги не должны забывать, что перед ними далеко не зрелый человек. Особенная корректность должна быть проявлена в вопросе отношения полов. Некоторая неприкрытость межполовых отношений взрослых в форме двусмысленных шуток и анекдотов, а порой и просто откровенных разговоров на сексуальные темы в присутствии подростка, оправдываемые часто достаточной информированностью современной молодежи в вопросах пола, представляется крайне вредным явлением. Обыденные представления об осведомленности молодежи в вопросах пола зачастую оказываются крайне преувеличенными, о чем свидетельствуют результаты социологических опросов. В подростковом возрасте с его обостренным вниманием к вопросам пола формируется система отношений личности к сексуальности, завершается процесс психосексуальной идентификации. Откровенные разговоры взрослых в присутствии подростков могут формировать у последних искаженные представления о характере интимных отношений между полами, существенно затруднять развитие нормального отношения к этой сфере человеческой жизни. Столкновение с пошлым, циничным, натуралистически оголенным отношением взрослых к проблемам пола может стать сильным потрясением для подростка. Затронутый вопрос не стал еще предметом специального рассмотрения в научной литературе. Нам представляется, что он имеет прямое отношение к целому комплексу проблем молодежи на производстве, хотя бы потому, что юноши и девушки, пришедшие на УПП, имеют возможность получить здесь не только профессию, но и в перспективе создать свою семью. Трудовая деятельность является ведущим типом активности человека. Именно в ней формируются и проявляются все лучшие его качества. Но, как и любой другой вид человеческой деятельности, трудовая деятельность находится в постоянном развитии. Знание законов ее формирования позволяет осуществлять процесс целенаправленного управления трудовой деятельностью, в том числе и адаптацией к ней. |