О некоторых трудностях адаптации подростков с дефектом зрения

PDF Печать E-mail

О некоторых трудностях адаптации подростков с дефектом зрения

 

Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат для слепых и слабовидящих детей III - IV видов

 

Доклад

 

Тема :

О НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЯХ СОЦИАЛЬНО-СИХОЛОГИЧЕСКОЙ

АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕФЕКТОМ ЗРЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учитель трудового обучения:

Федосеев Александр Васильевич

 

Одной из сторон процесса управления адаптацией является устранение конфликтов, их профилактика, предупреждение и, главное, оптимальный способ разрешения этих конфликтов.

Термин адаптации является широко употребимым в самых различных областях. В социологии и социальной психологии под адаптацией понимается процесс активного приспособления лично­сти к среде, в результате которого достигается соответствие жизне­деятельности человека условиям этой среды или их равновесие. Равновесие между личностью и средой заключается в оптималь­ном соотношении групповых и индивидуальных ценностей. Критерием такого равновесия может высту­пать уровень эффективности функционирования человека как ра­ботника и члена коллектива, а также уровень удовлетворенности разными сторонами производственной деятельности и характером межличностного общения.

Основным объектом адаптации в сфере производства является труд и коллектив. Адаптация к этим объектам обозначается соот­ветственно как профессиональная и социально-психологическая. Понятно, что это деление весьма условно. Из многочисленных ис­следований известно, что процесс адаптации в этих двух сферах тесно связан и взаимообусловлен.

На производстве удовлетворяются такие потребности человека, как потребность в труде, в принадлежности к коллективу, в мате­риальном вознаграждении, в приобретении и повышении квалифи­кации и др. Достижение равновесия личности и производственной среды осуществляется, когда названные потреб­ности могут быть реализованы на данном производстве. Как пока­зывают результаты многочисленных исследований, факторы меж­личностного общения занимают у молодых рабочих одно из веду­щих мест. Это свидетельствует о том, что на производстве удовлетворяется одна из фундаментальных потребностей человека — потребность в общении.

Забегая несколько вперед, скажем, что молодые рабочие на УПП ВОС часто испытывают недостаток общения. Речь идет прежде всего об избирательном общении с людьми, близкими по возрасту, характеру интересов, взглядов и пр. Такого рода обще­ние, предполагающее значительный элемент самораскрытия, свой­ственно для данного возраста. Именно поэтому оно не всегда оказывается возможным в рамках производства, что часто тяготит юношей и девушек. Эта сторона жизни на производстве нередко проигрывает в ответах молодых рабочих (в сравнении со школой, где выбор партнера по общению был куда более разнообразным). По этой причине, а отчасти под влиянием активно формирующе­гося в этом возрасте самосознания, в отчетах молодых рабочих часто появляется мотив одиночества, особенно остро переживаемо­го в первые месяцы пребывания на предприятии. Адаптация на производстве может и должна оцениваться с точки зрения объек­тивных показателей, а именно — как быстро и эффективно моло­дой рабочий освоил профессию, как скоро он стал полноправным членом коллектива. Но вместе с тем не следует игнорировать и внутреннюю сторону этого процесса, т. е. субъективные характе­ристики адаптации, то как сам человек оценивает свои успехи в сфере профессионального становления и межличностных отноше­ний. Субъективная и объективная стороны адаптационного про­цесса тесно связаны между собой, но это не означает, однако, что они всегда и везде совпадают. Так, высокие объективные показа­тели адаптации не всегда являются признаком внутренней неудовлетворенности. Мотив недостатка общения в отчетах недавних вы­пускников, о котором мы говорили выше, часто звучит в диссонан­се с вполне благополучной картиной адаптации. Не случайно по­этому в последнее время в исследованиях, посвященных промыш­ленной адаптации, стал выделяться такой фактор, как эмоциональ­ное самочувствие. Под последним понимается интегральная харак­теристика состояния личности, отражающая соответствие внутрен­них ресурсов человека условиям, содержанию деятельности, наме­рениям, планам и ожиданиям личности (И. К. Кряжева). Социаль­но-психологическая адаптированность возможна в процессе дости­жения соответствия между реальной деятельностью личности, с од­ной стороны, и ее внутренней позицией, с другой. Эта последняя проявляется, в частности, в эмоциональном самочувствии.

Эмоциональный дискомфорт, связанный с недостатком обще­ния, может еще усугубляться неудовлетворенностью содержатель­ной стороной труда. Подобного рода неудовлетворенность может рассматриваться как вполне естественное следствие растущего об­разовательного уровня приходящей на производство молодежи. Кроме того, это и чисто возрастное явление, связанное с недо­оценкой общественной значимости труда. Опыт показывает, что с возрастом степень неудовлетворенности содержанием труда может существенно уменьшаться.

Неудовлетворенность содержательной стороной труда имеет тенденцию к генерализации, т. е. начинает распространяться на другие стороны производства (условия труда, характер общения, форма оплаты и пр.). При этом реально имеющиеся недостатки начинают явно переоцениваться и гипертрофироваться. В беседах с молодыми рабочими это можно почувствовать в том, что названные недостатки не столько задевают их лично, сколько исполь­зуются в целях дополнительного оправдания своей неудовлетворенности. На это указывает еще и то обстоятельство, что в отно­шении называемых ими недостатков молодые рабочие чаще всего занимают пассивную позицию, никак не пытаясь их устранить или хотя бы предложить способ их преодоления.

Одной из центральных на современном производстве является проблема текучести кадров, зачастую порождаемая неудовлетво­ренностью условиями труда, с одной стороны, и нехваткой рабо­чих рук в производстве в целом, с другой. В системе учебно-про­изводственных предприятий подобная проблема как таковая не встает. Уход с производства есть способ разрешения различного рода конфликтных ситуаций, реакция на неудовлетворенность раз­ными сторонами жизни на производстве. Вместе с тем это опреде­ленный акт свободы собственного выбора. Отсутствие такой воз­можности может рассматриваться и переживаться личностью как дефицит свободы. Переживание зависимости, собственной несво­боды, ограниченности выбора профессионального самоопределения достаточно остро может переживаться в юношеском возрасте. Мо­тив безысходности или установка на то, чтобы всеми способами найти выход за рамки производства, достаточно часто звучит в отчетах недавних выпускников.

Стремление к самостоятельному профессиональному самоопре­делению вполне естественно для молодого человека, но оно всегда должно быть реалистично, соразмерно собственным возможностям, способностям. В отношении лиц с нарушенным зрением речь должна идти еще и о глубоком осознании собственного дефекта. В случаях же, когда стремление уйти с производства становится конечной целью инвалида по зрению, не имеющего определенных профессиональных планов и соответствующих возможностей, мож­но говорить лишь о мнимой свободе.

Существует еще одна негативная сторона этого вопроса. Вы­пускники специальных школ, рассматривающие свое пребывание на предприятии как вынужденное в связи с инвалидностью, чаще всего испытывают значительные трудности в межличностных отно­шениях. В большой части случаев это обусловлено негативным отношением с их стороны к окружающим. Последние рассматри­ваются как люди, ни к чему не способные, не сумевшие найти себя и смирившиеся со своим зависимым положением. В натянутости межличностных отношений явно просматривается и чисто возраст­ной аспект. Юношеский нигилизм в отношении к взрослым, свой­ственный этому возрасту, по сути своей показывает трудности са­моопределения.

Интерес представляют и половые различия в адаптационном процессе. Так, например, девушки после окончания школы чаще связывают свое будущее с перспективами создания семьи. Мотив достижения в меньшей степени свойственен девушкам, чем юно­шам. У последних, в свою очередь, личностно-семейная ориентация выражена слабее. Именно поэтому вопросы деловых отношений волнуют юношей больше, чем девушек. Юноши меньше испытывают сомнений по поводу перспектив создания семьи, и сама эта перспектива отнесена у них значительно дальше, чем у девушек. Эти различия порождают представления о том, что у девушек в процессе адаптации возникает меньше трудностей. Но, как пока­зывает опыт, это далеко не так. Половой деморфизм вносит каче­ственную специфику в процесс адаптации мужчин и женщин.

Юношеский возраст представляет собой период активного фор­мирования личности, особенно таких ее компонентов, как миро­воззрение, идеалы, самосознание, ценностные ориентации. Психика подростка характеризуется повышенной чувствительностью, возбудимостью, неуравновешенностью, раздражительностью, соче­танием стеснительности, стыдливости и застенчивости с развязно­стью и стремлением к независимости. Это проявляется в разнооб­разных трудностях поведения, что обязывает взрослых быть весь­ма тактичными по отношению к подростку. В этой связи пред­ставляются недопустимыми имеющие место на производстве случаи вовлечения подростков в совместное распитие спиртных напитков. Ложные представления о взрослости могут толкнуть юношу к употреблению алкоголя. Никогда не следует забывать, что алко­голь составляет предмет искушения, мимо которого может пройти не каждый подросток. При этом алкогольная зависимость в юно­шеском возрасте формируется значительно быстрее, чем в более поздние периоды жизни.

Стремясь подчеркнуть в подростке его взрослость, его коллеги не должны забывать, что перед ними далеко не зрелый человек. Особенная корректность должна быть проявлена в вопросе отно­шения полов. Некоторая неприкрытость межполовых отношений взрослых в форме двусмысленных шуток и анекдотов, а порой и просто откровенных разговоров на сексуальные темы в присутст­вии подростка, оправдываемые часто достаточной информирован­ностью современной молодежи в вопросах пола, представляется крайне вредным явлением. Обыденные представления об осведом­ленности молодежи в вопросах пола зачастую оказываются край­не преувеличенными, о чем свидетельствуют результаты социоло­гических опросов.

В подростковом возрасте с его обостренным вниманием к во­просам пола формируется система отношений личности к сексуаль­ности, завершается процесс психосексуальной идентификации. От­кровенные разговоры взрослых в присутствии подростков могут формировать у последних искаженные представления о характере интимных отношений между полами, существенно затруднять раз­витие нормального отношения к этой сфере человеческой жизни. Столкновение с пошлым, циничным, натуралистически оголенным отношением взрослых к проблемам пола может стать сильным по­трясением для подростка.

Затронутый вопрос не стал еще предметом специального рас­смотрения в научной литературе. Нам представляется, что он имеет прямое отношение к целому комплексу проблем молодежи

на производстве, хотя бы потому, что юноши и девушки, пришедшие на УПП, имеют возможность получить здесь не только про­фессию, но и в перспективе создать свою семью.

Трудовая деятельность является ведущим типом активности человека. Именно в ней формируются и проявляются все лучшие его качества. Но, как и любой другой вид человеческой деятельно­сти, трудовая деятельность находится в постоянном развитии. Зна­ние законов ее формирования позволяет осуществлять процесс целенаправленного управления трудовой деятельностью, в том чис­ле и адаптацией к ней.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security