Нравственное воспитание учащихся |
Нравственное воспитание учащихся НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.
Трудовое обучение имеет целью не только дать учащимся соответствующие знания, умения и навыки, но и воспитать у них такое отношение к труду, к общественной и личной собственности, к коллективу и его отдельным членам, готовность трудиться для общей пользы, привить высокую нравственность. В процессе трудового обучения учитель должен не только научить учащихся выполнять различные трудовые приемы, но и убедить их в том, что при определенных условиях они смогут выполнять операции, казалось бы, невозможные для человека, потерявшего зрение, должен формировать начальные понятия рыночных отношений в современном обществе, отношение к труду, общественной собственности, воспитывать нравственность, не давая утвердится иждевенчеству. Воспитание учащихся в процессе труда с обеспечением его идейно-политической направленности является частью общего процесса формирования моральных качеств личности будущего активного члена нашего общества. Пробуждать у каждого ученика органическую потребность работать инициативно, качественно, с высокой производительностью и с наименьшими затратами ресурсов—центральная задача и генеральная линия трудового воспитания. Формирование и укрепление нравственных начал отношения к труду—на это должны быть нацелены уроки труда. Как известно, отношение к труду характеризуется осознанием общественной полезности труда, выполнением трудовых заданий не принудительно, а добровольно, с интересом, со стремлением овладеть передовыми методами и новыми техническими средствами труда. С формированием у учащихся осознанного отношения к труду тесно связано воспитание и таких качеств личности, как ответственность, добросовестность при выполнении трудовых заданий, умение трудиться коллективно, строго придерживаясь трудовой дисциплины, заботливое отношение к общественной собственности. Рассмотрим, как в процессе трудового обучения можно формировать у учащихся указанные выше качества личности. Воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, ответственности за порученное дело. В процессе коллективного труда, основанного на товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, формируется человек современного общества. Вот почему процесс трудового обучения строится таким образом, чтобы учащиеся работали коллективно, были объединены общностью ближних я дальних задач. В процессе выполнения трудовых заданий им приходится выполнять отдельные работы сообща, помогать друг другу, обмениваться мыслями, советами и т. п. Эти возможности должен широко использовать учитель для воспитания учащихся, в период пауз для отдыха, при контроле выполнения работ, при введении итогов следует подчеркивать положительные действия поступки учащихся, рассказывать им о коллективизме и товариществе членов производственных бригад. Изготовление учащимися полезных изделий дает возможность менять коллективный труд с соответствующим современному производству разделением его на операции, использованием в работе приспособлений и механизмов. В этих условиях возникает возможность применения такого воспитательного приема, как коллективная ответственность учащихся за качество изготовленной продукции, сроки выполнения работ и т. п. Для того чтобы каждый учащийся глубоко осознал связь собственного труда с трудом школьного коллектива, следует практиковать при изготовление изделий четкое разделение труда. В таких условиях, если отдельные ученики допускают небрежность в работе, недисциплинированность, то воспитателем становится коллектив, непримиримый к срывам в работе. Приближение к запросам народного хозяйства, делает трудовое обучение в школе действительно воспитывающим. Участие в производительном труде—частице общей созидательной деятельности народа—развивает и воспитывает у учащихся чувство ответственности за порученное дело, сознание общественного долга, коллективистскую мораль. В беседе, инструктаже учитель не должен ограничиваться только сообщением о том, что и как изготовлять, в какой последовательности и каким инструментом. Надо подчеркивать общественную значимость данного труда. важное воспитательное значение имеет также акт передачи изготовленной продукции заказчику. Для передачи необходимо выделить учащихся, которые принимали наиболее активное участие в изготовлении деталей, чтобы потом они могли рассказать одноклассникам о передаче изделий заказчику и их использовании. С целью воспитания коллективизма, трудолюбия, непримиримости к ошибкам необходимо широко использовать ученическое самоуправление и самообслуживание. Для этого в каждой учебной группе можно выделить учащегося, который будет помогать учителю в раздаче и хранении инструмента, учащегося, следя за чистотой в помещении мастерских и соблюдением санитарных требований во время работы, а также учащегося который под руководством и при участии учителя следил бы качеством выполненной работы. Опыт школ показывает, что правильная организация такого самоуправления оказывает положительное воспитательное воздействие на всех учащихся: они внимательно прислушиваются к замечаниям товарищей и стараются не допускать ошибок и нарушений. Разумеется, при этом руководящая роль учителя в учебном процессе не ослабляется и его деятельность не подменяется деятельностью органов ученического самоуправления. Детское самоуправление, являясь действенным средством воспитательного влияния на учащихся, помогает учителю в работе. Санитар требует от учащихся чистоты и порядка на рабочих местах. Инструментальщик проверяет наличие инструмента в готовальнях и помогает дежурным собрать их у учащихся. Вначале к исполнению обязанностей инструментальщика, контролера и санитара целесообразно привлекать лишь наиболее способных и активных учащихся. Впоследствии, в процессе учебы, к исполнению этих обязанностей следует в порядке очередности привлекать большое количество учащихся и на практике приучать их к правильным взаимоотношениям в коллективе. В процессе трудового обучения учащиеся вступают между собой в отношения дружбы и взаимопомощи, руководства и подчинения, ответственной зависимости, взаимной требовательности и деловой критики. Учителю нужно внимательно следить за развитием этих отношений и правильно направлять их. Следует помнить, что результаты воспитания зависят не только от содержания занятий, но и от их организации, от контроля за работой учащихся. На стадии формирования навыков учащихся не следует подгонять, так как неправильные приемы работы могут закрепиться и потом исправлять их будет значительно труднее. Бывает и так, что учащийся при первой неудаче оставляет работу, считая, что у него ничего не получится. Иногда закреплению отрицательных последствий первой неудачи способствуют родители, которые, высказывая предположения о неспособности их ребенка к физическому труду, мешают ему правильно оценить свои возможности и способности. Поэтому учитель должен внимательно подходить к анализу таких случаен и к ликвидации их нежелательных последствии, вселяя в учащихся уверенность в своих силах. Воспитание чувства критической самооценки и самоконтроля, непримиримости к недостаткам. Учитель, проверяя изготовленное изделие, должен предложить учащемуся попытаться самому оценить его качество. Практика работы передовых учителей показывает, что такой методический прием имеет важное воспитательное значение. Систематические упражнения учащихся в определении точности и качества изготовления предметов способствуют выработке у них навыков самоконтроля, чувства критической самооценки. С целью укрепления этих навыков целесообразно систематически приобщать учащихся к самоконтролю. Во время перерывов для отдыха, при подведении итогов занятий, при анализе результатов работы нужно рассказывать учащимся о рабочей чести, о борьбе передовых рабочих за честь фабричной марки, выпускающих продукцию только отличного качества. Для таких бесед необходимо подбирать яркие примеры, лучше из жизни местных предприятий. Воспитание сознательной дисциплины. В современных условиях с увеличением масштабов производства, усложнением хозяйственных связей, ускорением научно-технического прогресса повышается значение каждого часа, каждой минуты рабочего времени, строгого соблюдения правил внутреннего распорядка. Приучать к этому нужно, начиная со школьной скамьи. Особенно благоприятные условия создаются для этого в процессе трудового обучения. Здесь следует использовать методы убеждения учащихся и одновременно подходить к их работе с высокой требовательностью. Замечая те или иные отклонения в поведении учащихся, в их взаимоотношениях между собой, нужно на положительных примерах показывать и разъяснять, как следует вести себя в тех или иных обстоятельствах. В результате выполнения систематических н настойчивых требований учителя учащиеся постепенно привыкают четко и сознательно выполнять принятые правила, приемы работы и т. п. Они привыкают поддерживать заданный ритм труда, содержать рабочее место в образцовом порядке, беречь инструмент и т. д. Так постепенно становится возможным налаживать и поддерживать дисциплину—важнейшее условие успешного трудового обучения и воспитания учащихся, подготовки их к самостоятельному труду и жизни. Требовательность в сочетании с довернем н уважением к учащимся—одно из важнейших условий воспитания сознательной дисциплины. Этот принцип выдвинул в свое время А. С. Макаренко. Для воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины надо развивать взаимную требовательность учащихся в процессе труда. Я выделяю три основных условия, которые содействуют развитию у учащихся требовательности к себе н своим товарищам в процессе труда. 1. Создание и использование в процессе труда ситуаций, в которых члены коллектива вынуждены предъявить определенные требования друг к другу. Объясним это на примере. В процессе занятий в мастерских учащиеся изготовляют, например, швабры для нужд школы; работа ведется звеньями. Каждое звено получает задание на изготовление необходимого количества однотипных деталей—ручек, заготовок для оснований и т. п. Отдельное звено занимается сборкой швабр из этих деталей. Следовательно, чтобы выполнить задание—изготовить определенное количество швабр, необходима согласованная работа всех звеньев. Количество и качество изготовленной продукции в этом случае будет зависеть от количества и качества работы каждого звена и его отдельных членов. Так устанавливается взаимозависимость и взаимная ответственность учащихся за количество и качество изготовленной продукции. Учитель посредством бесед, поощрительных или критических замечаний, объявления сравнительных оценок работы звеньев, организации соревнования между ними должен использовать такие ситуации для воспитания у учащихся чувства взаимной требовательности, коллективной ответственности, формирования мнения коллектива о каждом из его членов и обо всем коллективе. 2. Своевременная поддержка требований коллектива. Опыт показывает, что в процессе труда первыми начинают проявлять требования активисты. Сначала их требования бывают весьма несмелыми или же, наоборот, сопровождаются грубостью, оскорблениями. Систематическими наблюдениями за учащимися, педагогически оправданным и своевременным вмешательством учитель должен способствовать развитию взаимной требовательности учащихся, их правильному поведению в коллективе. 3. Систематическое и последовательное предъявление требований к учащимся. Требования учителя и коллектива к отдельным учащимся должны быть не эпизодическими. Воспитание заботливого отношения к общественной и личной собственности. Правильное отношение к труду неразрывно связано с воспитанием у учащихся бережливого отношения к общественной и личной собственности, уважения к людям труда, воли и характера, Один из действенных способов воспитания у учащихся нравственного отношения к общественной собственности — привлечение их к производительному труду, к работе по оборудованию школьных мастерских и кабинетов, ремонту инструментов. Надо приучать учащихся экономно расходовать материалы, беречь инструмент, спецодежду и т. д., воспитывать сознательную дисциплину и высокую культуру труда. Эстетическое воспитание на уроках труда. Воспитание культуры труда. Задача учителя состоит в том, чтобы систематически и последовательно формировать у учащихся стремление к глубокому и всестороннему восприятию красоты труда и человеческих взаимоотношений. Эстетическое содержание труда органически связано с производством материальных благ и проявляется непосредственно в самом процессе труда и его результатах. Учитель должен систематически подчеркивать эстетичность хорошо изготовленного изделия, качество обработки деталей, изящество форм изделий и четкость действий учащегося в труде. На занятиях, в беседах с учащимися во внеурочное время нужно показывать, что труд в нашем обществе одухотворен высокими идеалами и это делает его творческим. Красота труда в нашем обществе органически связана с высокими моральными стимулами и сознанием высокой нравственности. Высокая культура труда—неотъемлемое качество передовых людей, и ее нужно воспитывать в процессе трудового обучения учащихся. В понятие культуры труда входит как культура, красота и удобство условий труда, так и культура и красота процесса труда. Необходимо, чтобы в помещении учебных мастерских строго соблюдались санитарно-гигиеническис нормы освещения, вентиляции, размещения станков и т. п. Оформление, покраска помещений и станков должны вызывать эстетические чувства. Инструмент должен удовлетворять таким требованиям, как высокое качество материала, из которого он изготовлен, удобство пользования им, обеспечение точности действия и т. п. Инструмент должен быть всегда хорошо налажен и подготовлен к работе. На занятия учащиеся должны приходить в удобной и красивой форме. |