Нравственное воспитание учащихся

PDF Печать E-mail

Нравственное воспитание учащихся

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ.

Трудовое обучение имеет целью не только дать учащимся со­ответствующие знания, умения и навыки, но и воспитать у них такое отношение к труду, к общественной и личной собственности, к коллективу и его отдельным членам, готовность трудиться для общей пользы, привить высокую нравственность.

В процессе трудового обучения учитель должен не только научить учащихся выполнять различные трудовые приемы, но и убедить их в том, что при определенных условиях они смогут вы­полнять операции, казалось бы, невозможные для человека, поте­рявшего зрение, должен формировать начальные понятия рыночных отношений в современном обществе, отношение к труду, общественной собственности, воспитывать нравственность, не давая утвердится иждевенчеству. Воспитание учащихся в процессе труда с обеспече­нием его идейно-политической направленности является частью общего процесса формирования моральных качеств личности бу­дущего активного члена нашего общества. Пробуждать у каждого ученика органическую по­требность работать инициативно, качественно, с высокой произво­дительностью и с наименьшими затратами ресурсов—централь­ная задача и генеральная линия трудового воспитания.

Формирование и укрепление нравственных начал отноше­ния к труду—на это должны быть нацелены уроки труда. Как из­вестно, отношение к труду характеризуется осо­знанием общественной полезности труда, выполнением трудовых заданий не принудительно, а добровольно, с интересом, со стрем­лением овладеть передовыми методами и новыми техническими средствами труда. С формированием у учащихся осознанного отношения к труду тесно связано воспитание и таких качеств личности, как ответственность, добросовестность при выполнении трудовых заданий, умение трудиться коллективно, строго придер­живаясь трудовой дисциплины, заботливое отношение к общест­венной собственности.

Рассмотрим, как в процессе трудового обучения можно фор­мировать у учащихся указанные выше качества личности. Воспитание чувства коллективизма, трудолюбия, ответственно­сти за порученное дело. В процессе коллективного труда, осно­ванного на товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи, фор­мируется человек современного общества. Вот почему про­цесс трудового обучения строится таким образом, чтобы учащиеся работали коллективно, были объединены общностью ближних я дальних задач. В процессе выполнения трудовых заданий им приходится выполнять отдельные работы сообща, помогать друг другу, обмениваться мыслями, советами и т. п. Эти возможности должен широко использовать учитель для воспитания учащихся, в период пауз для отдыха, при контроле выполнения работ, при введении итогов следует подчеркивать положительные действия поступки учащихся, рассказывать им о коллективизме и товариществе членов производственных бригад.

Изготовление учащимися полезных изделий дает возможность менять коллективный труд с соответствующим современному производству разделением его на операции, использованием в работе приспособлений и механизмов. В этих условиях возникает возможность применения такого воспитательного приема, как коллективная ответственность учащихся за качество изготовленной продукции, сроки выполнения работ и т. п. Для того чтобы каждый учащийся глубоко осознал связь собственного труда с трудом школьного коллектива, следует практиковать при изготовление изделий четкое разделение труда. В таких условиях, если отдельные ученики допускают небрежность в работе, недисциплинированность, то воспитателем становится коллектив, непримиримый к срывам в работе. Приближение к запросам народного хозяйства, делает трудовое обучение в школе действительно воспитывающим. Участие в производительном труде—частице общей созидательной деятельности народа—развивает и воспитывает у учащихся чувство ответственности за порученное дело, сознание общественного долга, коллективистскую мораль.

В беседе, инструктаже учитель не должен ограничиваться только сообщением о том, что и как изготовлять, в какой последовательности и каким инструментом. Надо подчеркивать общественную значимость данного труда. важное воспитательное значение имеет также акт передачи изготовленной продукции заказчику. Для передачи необходимо выделить учащихся, которые принимали наиболее активное участие в изготовлении деталей, чтобы потом они могли рассказать одноклассникам о передаче изделий заказчику и их использовании.

С целью воспитания коллективизма, трудолюбия, непримиримости к ошибкам необходимо широко использовать ученическое самоуправление и самообслуживание. Для этого в каждой учебной группе можно выделить учащегося, который будет помогать учителю в раздаче и хранении инструмента, учащегося, следя за чистотой в помещении мастерских и соблюдением санитарных требований во время работы, а также учащегося который под руководством и при участии учителя следил бы качеством выполненной работы. Опыт школ показывает, что правильная организа­ция такого самоуправления оказывает положительное воспита­тельное воздействие на всех учащихся: они внимательно прислу­шиваются к замечаниям товарищей и стараются не допускать ошибок и нарушений. Разумеется, при этом руководящая роль учителя в учебном процессе не ослабляется и его деятельность не подменяется деятельностью органов ученического самоуправления. Детское самоуправление, являясь действенным средством воспи­тательного влияния на учащихся, помогает учителю в работе.

Санитар требует от учащихся чистоты и порядка на рабочих местах. Инструментальщик проверяет наличие инструмента в гото­вальнях и помогает дежурным собрать их у учащихся. Вначале к исполнению обязанностей инструментальщика, контролера и санитара целесообразно привлекать лишь наиболее способных и активных учащихся. Впоследствии, в процессе учебы, к испол­нению этих обязанностей следует в порядке очередности привле­кать большое количество учащихся и на практике приучать их к правильным взаимоотношениям в коллективе.

В процессе трудового обучения учащиеся вступают между со­бой в отношения дружбы и взаимопомощи, руководства и подчи­нения, ответственной зависимости, взаимной требовательности и деловой критики. Учителю нужно внимательно следить за разви­тием этих отношений и правильно направлять их. Следует помнить, что результаты воспитания зависят не только от содержания занятий, но и от их организации, от контроля за работой учащихся. На стадии формирования навыков учащихся не следует подгонять, так как неправильные приемы работы мо­гут закрепиться и потом исправлять их будет значительно труд­нее. Бывает и так, что учащийся при первой неудаче оставляет работу, считая, что у него ничего не получится. Иногда закрепле­нию отрицательных последствий первой неудачи способствуют родители, которые, высказывая предположения о неспособности их ребенка к физическому труду, мешают ему правильно оценить свои возможности и способности. Поэтому учитель должен вни­мательно подходить к анализу таких случаен и к ликвидации их нежелательных последствии, вселяя в учащихся уверенность в своих силах.

Воспитание чувства критической самооценки и самоконтроля, непримиримости к недостаткам. Учитель, проверяя изготовленное изделие, должен предложить учащемуся попытаться самому оценить его качество. Прак­тика работы передовых учителей показывает, что такой методический прием имеет важное воспитательное значение. Систематиче­ские упражнения учащихся в определении точности и качества изготовления предметов способствуют выработке у них навыков самоконтроля, чувства критической самооценки. С целью укреп­ления этих навыков целесообразно систематически приобщать учащихся к самоконтролю. Во время перерывов для отдыха, при подведении итогов занятий, при анализе результатов работы нужно рассказывать учащимся о рабочей чести, о борьбе передовых рабочих за честь фабричной марки, выпускающих продукцию только отличного качества. Для таких бесед необходимо подбирать яркие примеры, лучше из жизни местных предприятий.

Воспитание сознательной дисциплины. В современных услови­ях с увеличением масштабов производства, усложнением хозяйст­венных связей, ускорением научно-технического прогресса повы­шается значение каждого часа, каждой минуты рабочего времени, строгого соблюдения правил внутреннего распорядка. Приучать к этому нужно, начиная со школьной скамьи. Особенно благоприят­ные условия создаются для этого в процессе трудового обучения. Здесь следует использовать методы убеждения учащихся и одно­временно подходить к их работе с высокой требовательностью. Замечая те или иные отклонения в поведении учащихся, в их взаимоотношениях между собой, нужно на положительных при­мерах показывать и разъяснять, как следует вести себя в тех или иных обстоятельствах. В результате выполнения систематических н настойчивых требований учителя учащиеся постепенно привы­кают четко и сознательно выполнять принятые правила, приемы работы и т. п. Они привыкают поддерживать заданный ритм труда, содержать рабочее место в образцовом порядке, беречь ин­струмент и т. д. Так постепенно становится возможным налажи­вать и поддерживать дисциплину—важнейшее условие успешного трудового обучения и воспитания учащихся, подготовки их к са­мостоятельному труду и жизни.

Требовательность в сочетании с довернем н уважением к уча­щимся—одно из важнейших условий воспитания сознательной дисциплины. Этот принцип выдвинул в свое время А. С. Макарен­ко. Для воспитания учащихся в духе сознательной дисциплины надо развивать взаимную требовательность учащихся в процессе труда. Я выделяю три основных условия, которые содействуют развитию у учащихся требовательности к себе н своим товарищам в процессе труда.

1. Создание и использование в процессе труда ситуаций, в которых члены коллектива вынуждены предъявить определенные требования друг к другу. Объясним это на примере. В процессе занятий в мастерских учащиеся изготовляют, например, швабры для нужд школы; работа ведется звеньями. Каждое звено полу­чает задание на изготовление необходимого количества однотип­ных деталей—ручек, заготовок для оснований и т. п. Отдельное звено занимается сборкой швабр из этих деталей. Следова­тельно, чтобы выполнить задание—изготовить определенное ко­личество швабр, необходима согласованная работа всех звень­ев. Количество и качество изготовленной продукции в этом слу­чае будет зависеть от количества и качества работы каждого звена и его отдельных членов. Так устанавливается взаимозависимость и взаимная ответственность учащихся за количество и каче­ство изготовленной продукции.

Учитель посредством бесед, поощрительных или критических замечаний, объявления сравнительных оценок работы звеньев, организации соревнования между ними должен использовать та­кие ситуации для воспитания у учащихся чувства взаимной тре­бовательности, коллективной ответственности, формирования мне­ния коллектива о каждом из его членов и обо всем коллективе.

2. Своевременная поддержка требований коллектива. Опыт по­казывает, что в процессе труда первыми начинают проявлять требования активисты. Сначала их требования бывают весьма несмелыми или же, наоборот, сопровождаются грубостью, оскорблениями. Системати­ческими наблюдениями за учащимися, педагогически оправдан­ным и своевременным вмешательством учитель должен способст­вовать развитию взаимной требовательности учащихся, их пра­вильному поведению в коллективе.

3. Систематическое и последовательное предъявление требова­ний к учащимся. Требования учителя и коллектива к отдельным учащимся должны быть не эпизодическими.

Воспитание заботливого отношения к общественной и личной собственности. Правильное отношение к труду неразрывно связано с воспитанием у учащихся бережливого отношения к об­щественной и личной собственности, уважения к людям труда, во­ли и характера, Один из действенных способов воспитания у учащих­ся нравственного отношения к общественной собственности — привлечение их к производительному труду, к работе по оборудо­ванию школьных мастерских и кабинетов, ремонту инструментов. Надо приучать учащихся экономно расходовать материалы, беречь инструмент, спецодежду и т. д., воспитывать сознательную дисцип­лину и высокую культуру труда.

Эстетическое воспитание на уроках труда. Воспитание культу­ры труда. Задача учителя состоит в том, чтобы систематически и последовательно формировать у учащихся стремление к глубокому и всестороннему восприятию красоты труда и человеческих вза­имоотношений. Эстетическое содержание труда органически свя­зано с производством материальных благ и проявляется непо­средственно в самом процессе труда и его результатах.

Учитель должен систематически подчеркивать эстетичность хо­рошо изготовленного изделия, качество обработки деталей, изя­щество форм изделий и четкость действий учащегося в труде. На занятиях, в беседах с учащимися во внеурочное время нужно показывать, что труд в нашем обществе одухотворен высокими идеалами и это делает его творческим. Красота тру­да в нашем обществе органически связана с высокими мораль­ными стимулами и сознанием высокой нравственности.

Высокая культура труда—неотъемлемое качество передовых людей, и ее нужно воспитывать в процессе трудового обучения учащихся. В понятие культуры труда входит как куль­тура, красота и удобство условий труда, так и культура и красо­та процесса труда. Необходимо, чтобы в помещении учебных ма­стерских строго соблюдались санитарно-гигиеническис нормы ос­вещения, вентиляции, размещения станков и т. п. Оформление, покраска помещений и станков должны вызывать эстетические чувства. Инструмент должен удовлетворять таким требованиям, как высокое качество материала, из которого он изготовлен, удоб­ство пользования им, обеспечение точности действия и т. п. Инструмент должен быть всегда хорошо налажен и подготовлен к работе. На занятия учащиеся должны приходить в удобной и красивой форме.

 
joomla templateinternet security reviews
Technology template by best internet security